Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала
...... МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

От составителя

 

Музыкальная культура малочисленных коренных народов Ямала (хантов, манси, селькупов и ненцев) изучена плохо, поэтому сведений, в частности о национальных музыкальных инструментах имеется очень мало, но и эти данные позволяют судить о достаточно широком наборе национальных музыкальных инструментов ямальских аборигенов, а также об обширных исторических связях жителей Ямала с другими народами. У народов ханты и манси, сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было почти 27 видов, музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил предков, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми. У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и многострунным. У северных селькупов и ненцев, в отличие от ханты и манси, был всего один единственный музыкальный инструмент - это шаманский бубен (пензер). Музыкальные инструменты северных народов изготавливаются обычно вручную из природного материала - прекрасно высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли ту же функцию, что и шаманский бубен. Само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с духами, а также считалось сверху посланным даром и давалось только избранникам духов.

Бренто Тамара Николаевна,
главный библиотекарь Губкинской ЦБС


 

 

 

АРФА СЕМИСТРУННАЯ

 

 

Арфа семиструнная, лебедь, журавль, гусь
Арфа семиструнная, торсапыл
Арфа семиструнная, лебедь, журавль, гусь
Арфа семиструнная, лебедь, журавль, гусь

 

Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения, простейшие типы которого были известны ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Распространена у селькупов, обских угров, манси и хантов. Это один из любимейших музыкальных инструментов этих народов.

У манси этот музыкальный инструмент называется тоорсапт-юх, буквально в переводе с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево» («журавлиная шея из дерева»), а у северных ханты этот инструмент, очень похожий на своего мансийского собрата, называется тор-сапль-юх.

Семиструнная арфа - «лебедь» представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Корпус и шейка арфы сделаны из цельного дерева. Существуют даже, передающиеся из поколения в поколение секреты выбора дерева для изготовления данного инструмента.

Обычно музыкальность дерева (в основном это кедр или сосна) определяется зимой с помощью деревянного молотка, затем подходящее для этой цели «музыкальное» дерево срубается, весной или летом сплавляется по реке, тщательно сушат и только потом из него делают арфу.

Корпус инструмента по форме напоминает лодку: снизу округлённый, сверху покрыт крышкой, в которой просверлены резонаторные отверстия разной формы. Конец шейки вырезан в виде птичьей, иногда- конской головы. В угловом пространстве между корпусом и шейкой натянуты от 7 до 13 струн, сделанных из меди или бронзы. Тембро-звуковые возможности арфы позволяют использовать её в сочетании с другими музыкальными инструментами.

Играют на тоорсапль-юхе («лебеди») двумя руками: левой - мелодию, а правой - защипывают одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие мелодии особую значимость и торжественность. Инструмент звучит негромко и весьма мелодично, его голос удивительно сочетается с голосом исполнителя, без песен и сказок которого не обходится ни один праздник.

 

ВОЛШЕБНЫЙ ТОРСАПЫЛ
С к а з к а

Жил шаман со своей шаманихой. Был у шамана волшебный торсапыл (арфа семиструнная), сделанный из поющего дерева, с пятью струнами из лосиных жил. Шаман с женой работать не любили, а жили лучше всех своих родичей — хантов. Богатство и еду доставал им волшебный торсапыл.
Сядет поседевший шаман перед очагом, потрясет своими косичками и говорит жене:
- Клади-ка, жена, на колени мне пятиструнный торсапыл, сделанный из поющего дерева. По правую сторону положи топор для камлания, по левую - сверкающий лезвием на солнце нож, а остроконечную пику поставь перед очагом под самый дымоход.
Жена тут же исполняет его приказание. Резво заиграет шаман на своем волшебном торсапыле и запоет гнусавым голосом:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть годовалый бычок бедняка Хартаганова прилетит ко мне через мой широкий дымоход! Тринь-тринь! Жду я!
И неведомая сила хватает вдруг бычка, легко поднимает его, как пушинку, в воздух и несет выше деревьев прямо к юрте шамана и бросает бычка в дымоход. Падая в дымоход, бычок напарывается на пику. Довольный шаман топором приканчивает его, снимает острым ножом шкуру, и начинает с женой варить да жарить нежное мясо.
Захочется вдруг шаману новую ягушку — шубу для жены завести. Сядет перед очагом, прикажет жене подать волшебный торсапыл, топор, нож, пику. Заиграет и запоет:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть новая разузоренная ягушка молодой жены батрака Севли прилетит ко мне через мой дымоход! Тринь-тринь!..
И вот сшитая новая ягушка молодой жены Севли, подхваченная неведомой силой, быстрее громового ветра летит над лесом прямо к юрте шамана и падает через дымоход как раз на острый конец пики.
Шаман, улыбаясь, берет новую разузоренную ягушку и наряжает в нее свою шаманиху.
Чего бы ни захотели заиметь шаман и его жена, волшебный торсапыл все доставлял им без промедления. Совсем разорили он сородичей - хантов. Жирных оленей и красивую одежду, рыболовные сети и юркие лодки, добытую ценную пушнину и деликатесную рыбу — все отобрали у бедняков с помощью волшебного торсапыла. Шаман и шаманиха в округе самыми богатыми стали, а бедняки-ханты разорились и не знают, куда девалось их добро. Стали нищенствовать и умирать с голоду.
Однажды бедняк Хартаганов собирал в лесу ягоды себе на пропитание. Вдруг он увидел, как над дремучим лесом быстрее громового ветра пронеслась чья-то охотничья собака прямо к юрте шамана и упала в дымоход. Видно, шаман захотел завести новую оторочку из собачьего меха на подоле своей пышной малицы.
С тех пор в народе быстрее ураганного ветра пошел невероятный слух, что все их добро, оказывается, грабит ненасытный шаман. Ханты возненавидели его.
Узнал об этом всезнающий шаман и решил отомстить бедняку Хартаганову. Немедленно сел перед очагом и крикнул жене:
- Подай скорей мой волшебный торсапыл! Приготовь топор и нож! Крепче поставь пику под дымоход! Я накажу этого болтуна Хартаганова, не умеющего держать язык за гнилыми зубами!
Заиграл он неистово и стал орать гнусаво:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть обманщик бедняк Хартаганов прилетит в мой дымоход и напорется на остроконечную пику! Тринь-тринь! Жду я!
Бедняк Харатаганов в это время был во дворе и чинил последнюю оставшуюся сеть. Вдруг какая-то неведомая сила начала резко поднимать его вверх. Испугавшийся Хартаганов стал хвататься за угол своей ветхой юрты, звать людей на помощь. Но невесть откуда взявшаяся и неподвластная ему сила оторвала его от родной земли и понесла над лесом быстрее громового ветра прямо к юрте шамана и бросила в дымоход.
Но бедняк Хартаганов был храбрый человек. Падая в очаг, он смело и ловко ухватился обеими руками за острый конец пики и перебросил себя через шамана на середину юрты.
Всесильный и жадный шаман впервые испугался, перестал играть и даже выронил торсапыл. Хартаганов сразу почувствовал себя раскованным и вмиг догадался, что торсапыл не простой, а волшебный. Бедняк моментально схватил торсапыл и юркой белкой, выскочил из юрты.
Шаман с шаманихой с ревом кинулись догонять его, стали умолять Хартаганова, чтобы он возвратил им волшебный торсапыл. Сулили ему всякое добро, которое хранилось в семи амбарах. Но остроумный Хартаганов не послушался их и, прибавив в беге, прибежал с волшебным торсапылом к своим сородичам — беднякам-хантам. И решили озлобленные бедняки-ханты навеки избавиться от жадного шамана. Самый старший из бедняков — опытный старик Пурысь-Ики — взял волшебный торсапыл, искусно заиграл и громко запел:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, на сто голосов поющее дерево! Пусть шаман, приносящий людям зло, навеки исчезнет из нашей тайги, пусть наше добро, отобранное им, вернется обратно к нам. Тринь-тринь-тринь!
Не успел седовласый старик Пурысь-Ики закончить свою песню, как юрта шамана вместе с хозяином и хозяйкой оторвалась от земли и понеслась над тайгой быстрее громового ветра в далекую полночную сторону.
Разошлись довольные бедняки-ханты по своим убогим юртам и видят: все их добро, нажитое нелегким трудом, находится на месте. Обрадовались ханты, устроили по этому счастливому случаю большой праздник и стали жить счастливо.
И до сих пор никто о шамане не жалеет, ведь он вместо добра приносил людям зло. И всем живущим на земле не надо об этом забывать.

Записал со слов Семена Родямова
и литературно обработал Роман РУГИН

Наверх


 

 

 

Б У Б Е Н (пензер)

 

Бубен, пензер
Бубен, пензер

 

Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана. Он имеет вид плоского барабана, имеющего 11/2 фунта в диаметре и около 9 дюймов длины; одно основание его обтянуто кожей, а другое открыто и снабжено двумя крест на крест положенными деревянными палочками, служащими ручкой. Для обтяжки бубна требуется кожа только что заколотого оленя, которого пожертвовал сам шаман или его пациент. Это обычно дикий олень-самец. С помощью тупого ножа она очищается от волос и жира и натягивается на инструмент ещё мягкой и сырою. Покрышка бубна выкраивается из передней части спины оленя (без шеи).

Другой способ изготовления бубна такой: вырезанный кусок шкуры мочили в воде, затем свёртывали и держали некоторое время на солнце, чтобы выпала шерсть. После этого в центр шкуры вкладывали и затягивали ремешком какой-нибудь предмет, например, серебряный рубль. Через некоторое время шкуру натягивали на обод и прикрепляли к нему, а затем этот предмет вынимали. Образовавшаяся слабина исчезала при последней сушке на солнце. Досушивали бубен над огнём костра на перекладинах. Рукоятку бубна делали из любого дерева. Для бубна ещё необходима палочка-колотушка, также обтянутая оленьей кожей (со лба осеннего телёнка) с короткими волосами. Этой палочкой шаман бьёт в бубен. Палочке-колотушке ножом придавали лопаткообразный вид.
Бубен шаману делался не сразу, а спустя несколько лет после начала его шаманской деятельности. При этом шаман-учитель указывал новичку, где нужно срубить лиственницу для остова бубна. После нескольких лет использования шаман указывал, где нужно подвесить подвески (колокольчик, железные или медные подвески).
Для ямальских ненцев характерными являлись бубны овальной или яйцевидной формы, размерами, примерно, 60 х 50 см. Обечайка из лиственницы, шириной от 8 до 10 см представляет собой обруч, соединённый в одном месте путём прошивки ремешков.
В Малоземельской тундре встречается бубен несколько иной конструкции, так как он меньших размеров (около 40 см в диаметре), круглой формы. Рукоятка его представляет собой две деревянные палки, одна из которых длиной в 26 см образует как бы хорду и прикреплена к обечайке (с одной стороны она вставлена в отверстие обечайки, с другой- привязана к обечайке ремешком). На расстоянии 15,5 см от одного конца рукоятка имеет четырёхугольное сквозное отверстие, в которое вставлена под прямым углом к первой вторая деревянная палочка длиной 6 см. Этот тип бубна не встречается больше ни в каких других районах Ямала.
Колотушки к таким бубнам имеют обычно длину 40 см и форму лопатки с рукояткой. Конец рукоятки часто изображает лицо. Широкую часть лопатки обёртывали мехом или кожей и обвязывали тонкой верёвочной или жильной ниткой.
Бубны используются шаманами при совершении религиозных обрядов, так как считается, что их звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Под громкие звуки бубна шаман общался с духами и через него духи передавали свою волю людям. Бубен передавался по наследству от отца к сыну, потому что считалось, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.
В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси.

Наверх


 

 

К У Г Е Л Ь - Ю Х

 

Кугель-юх

 

 

Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.

Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий.

На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты.

Наверх


 

 

 

Л Ю Т Н Я

 

Лютня

 

Лютня - музыкальный струнный щипковый инструмент, имеющий распространение у народов ханты наравне с национальными музыкальными инструментами. Это, по мнению многих музыкантов, интересующихся историей музыкальных инструментов, «самый важный и самый интересный в музыкальном отношении инструмент».

Имеет полусферический, вытянутый в длину овальный или миндалевидный корпус, склеенный из деревянных сегментов и закрытый спереди плоской декой ( с резонансным отверстием в виде резной розетки и подставкой, а также короткую широкую шейку с навязанными ладками на грифе и коробку, отогнутую назад под прямым углом. Струны лютни сгруппированы в ряды: одинарные, дополнительные басовые и парные. Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати. Играют на ней сидя, положив её на левое колено. Правой рукой защипывают струны, в то время как левая фиксирует их на грифе, удлиняя или укорачивая.

В настоящее время лютня уступила место смычковым инструментам, обладающим более мощным и ярким звуком, гитара её заменила в домашнем музицировании.


 

 

 

НАРС-ЮХ (нарас-юх)

 

Нарс-юх, нарас-юх
Нарс-юх, нарас-юх

 

В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра, имеющий корпус, выдолбленный из цельной плахи и напоминающий плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Корпус покрыт еловой декой. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок, проволоки. Струны крепятся одним концом на остом краю нарс-юха, а другим концом крепятся на деревянной перекладине внизу инструмента. Натягивают струны с помощью деревянных «барашков» – маленьких деревянных палочек или птичьих костей. В изделиях современных мастеров раздвоение корпуса отсутствует, колки крепятся непосредственно к корпусу, могут использоваться даже металлические струны.
Нарс-юх сугубо мужской инструмент, раньше женщины к нему не прикасались (но в последнее время на нарс-юхе стали играть и женщины). Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку.

Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами». В одном из мансийских сказаний бог войны Хонт-Торум попадает в плен. С помощью санквылтапа (так у манси называется нарс-юх) он усыпляет стражей и убегает, попросив мышь поиграть за него. Проснувшиеся враги обнаруживают вместо пленника мышь, играющую на санквылтапе. Мотив усыпления с помощью струнного музыкального инструмента имеет широкие параллели в различных мифологических традициях мира.

Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав инструмент продаёшь свою душу.

Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд.
При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой – приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки.

Наверх


 

 

НЕРЫПЬ (нэрнэ-ив)

 

Нерыпь, нэрнэ-ив

 

Нерыпь (нэрнэ-ив) – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. Нерыпь более сложный в отличие от шумовых и ударных инструментов, что говорит о высоком культурном уровне развития северных народов. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса.

Играют на нерыпи смычком в форме лука (канифоль- сосновая смола – для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку.

Нерыпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения.

наверх


 

 

НИН-ЮХ (нинг-юх)

 

 

Нин-юх, нинг-юх

 

Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса.

По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.

Наверх


 

ПОГРЕМУШКА

 

Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря.
Изготавливают погремушку вручную так. Пузырь промывают водой, засыпают золой (песком), которую в нём перетирают , тем самым удаляя остатки животных тканей. После такой обработки стенки пузыря утоньшаются, и его вновь промывают водой. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.

 


 

 

ТУМРАН

 

Тумран, томран, варган, конколь-лонколь

 

Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и манси, самозвучащий язычковый простонародный музыкальный инструмент Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева.

Представляет из себя плоскую костяную или деревянную, реже металлическую пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка. Форма этого инструмента напоминает лиру (древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент).

Играют на тумране так: слегка прижимая тумран к губам, указательным пальцем правой рукой дёргают за сухожильную нить, закреплённую около основания язычка, последний приходит в движение, колеблется, и инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт, сила и высота которых регулируется струёй выдыхаемого воздуха. Рот служит подвижным резонатором; изменяя форму и объём ротовой полости, выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда.

Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. Слабый тихий, почти не слышный звук и небольшой квартовый или квинтовый диапазон тумрана ограничивают его репертуар короткими танцевальными мелодиями, традиционными наигрышами и напевами.

Играют на тумране, и взрослые и дети, а вот у человека пришлого, чужого, не знающего секретов тумрана, игра не получится, как бы он ни старался! Тут важна сноровка и навыки игры на этом инструменте. В настоящее время существуют ансамбли тумранистов, в которых одновременно может звучать несколько тумранов.

Наверх


 

 

ВЫВКО (гуделка)

 

 

Вывко, гуделка

 

 

Вывко (гуделка) – шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из себя маленькую кедровую или сосновую квадратную или прямоугольную дощечку размером 10 х 4 см, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка (или нитки) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю.

В настоящее время это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум, напоминающий завывание ветра, поэтому дети называют её «песней ветра» или «шум ветра». С помощью вывко вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.

В настоящее время вывко («гуделка») является детской игрушкой ненецких детей.

Наверх


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.
  3. Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46
  4. Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115
  5. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126
  6. Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. - М.: 2004.- С.53
  7. Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- С. 233-234.(О бубне), С. 203
    Юнкеров Ю. Когда звучит нарс-юх//Ямальский меридиан. - 2002.- №4.- С.35-38
  8. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация