Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала
......НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА НЕНЦЕВ

От составителя

Психологию народа, его духовный мир невозможно понять, не осмыслив традиции и обычаи, по которым жили целые поколения. А традиции северян раскрывают глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Многие обычаи и традиции северян сформированы, говоря на современном языке, на "здоровьесберегающих" технологиях, основа которых - единство человека и природы. Начнем с того, что многие народы Севера обращались с мольбой к растущим деревьям, мысленно соединяясь с природой, прося ее помочь.

Истоки народного лечения ненцев уходят в древность. Оно передается через века от поколения к поколению. Несмотря на бурное развитие медицины, народные методы лечения болезней ненцами продолжают использоваться и в наше время. Объясняется это в первую очередь тем, что при лечении болезней используются простейшие доступные методы и способы. Поэтому считают, что знание лечения даже отдельных болезней народными методами, опробованными ненцами, позволит человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, не только уменьшить страдания больного, но и, возможно, спасти жизнь. Ненцы для профилактики и лечения болезней всегда широко использовали средства животного и растительного происхождения. В их меню постоянно входит свежая сырая рыба в виде строганины и согудая, они регулярно употребляют сырое оленье мясо. Все эти продукты богаты витаминами и в первую очередь витамином С. Такая пища служит надежной защитой их организма от цинги. Пришлые народы на север, в том числе и русские, пренебрегая кухней самоедов, в большем количестве страдали и умирали от этой болезни.

Народная медицина является частью традиционной культуры лесных ненцев и существует как область знаний, связанных с их религиозными и космогоническими представлениями о мире, в основе которых лежит одна из ранних форм религии — анимизм, одухотворение живой и неживой природы.

Главный бог лесных ненцев — Нум, бог неба, создавший лес, зверей и людей. Он наблюдает за своими созданиями, но сам земными делами не занимается. Для этого есть помощники — духи, хозяева земли, рек, озер, ветра и огня. Здоровье каждого человека в недавнем прошлом связывалось с отношением к людям пантеона земных духов. Духи олицетворяют для лесных ненцев две противоположные силы — добро и зло. Болезни, ранения и травмы, по их представлениям, являются порождением сил зла, следствием вмешательства духов природы или же магического воздействия злой воли другого человека. Нарушение табу, обрядов и ритуалов всегда считалось одной из главных причин, позволявших злым духам проникать в тело человека и вмешиваться в его жизнь. Ненцы были уверены, что наказывать болезнями могли не только духи Нижнего мира, но и личные покровители, семейные духи, любые сверхъестественные существа, населяющие Средний и Верхний миры.

Любой горожанин при расстройствах желудочно-кишечного тракта испытывает не только боли и дискомфорт, но и массу неудобств, особенно если это болезнь застает его в дороге. А каково ненцу, находящемуся в экстремальных условиях и в регулярных поездках?

В данном случае приходится рассчитывать и надеяться только на народную мудрость. А в ее копилке есть несколько эффективных приемов в зависимости оттого, что находится под рукой.

Орлова Марина Анатольевна,
библиограф Губкинской ЦБС


 

Лечение травами

 

Источником рациональных средств лечения лесным ненцам служила дикая природа: растения, животные, минералы, причем многие проверенные веками рецепты и способы лечения и профилактики заболеваний широко используются и в настоящее время. Лечение детей с использованием традиционных методов практически не отличается от лечения взрослых, но в соответствии с возрастом лекарственные средства дают в меньших дозах.

В традиционном лечении очень широко применялись (и применяются) дикорастущие растения в виде отваров, настоек и порошков. Их используют не только для приема внутрь, но и для наружного применения — растираний, примочек, полосканий, ванн, присыпок. Из распаренных в кипятке растений делают компрессы. Смешивая растительное сырье с животным жиром, получают мази. Самое почитаемое дерево у ненцев — береза. Из березовой древесины изготавливают предметы быта, березовые дрова согревают чум, издавна известны целебные свойства березового сока и настоя почек, которые пьют в качестве общеукрепляющего средства при простудных заболеваниях.

В лечении многих заболеваний лесные ненцы используют чагу — гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. В прежние времена, когда не было привозного чая, ненцы делали из нее отвар, обладающий, по их мнению, многими целебными свойствами. Чага считалась и прекрасным средством от зубной боли, для чего ее высушивали на огне, смешивали с табаком и водой, а затем клали за губу и держали во рту до тех пор, пока боль не утихала. Так же ее употребляли для подавления чувства голода при длительной перекочевке.

У некоторых родов лесных ненцев священными считаются хвойные деревья — символ бессмертия и долголетия; по поверьям, они обладают магическими свойствами. К таким деревьям относится лиственница, из которой в прежние времена вырезали культовые скульптуры. Из хвои лиственницы ненцы готовили противоцинготный настой, при воспалении легких — настой из шишек, а для лечения гнойных ран и абсцессов — настои хвои и коры. Для лечения ран использовали и лиственничную смолу, для чего ее сначала разогревали над огнем, а затем, теплую и мягкую, прикладывали к ране и не убирали до тех пор, пока она сама не отпадала от затянувшейся поверхности. Иногда к лиственничной смоле добавляли медвежий жир. Гнойные раны лечились также мазью со смолой ели, для чего последнюю смешивали в равных пропорциях с жиром окуня или щуки и варили. При ранениях для обезболивания и остановки кровотечения лесные ненцы пользовались и другим средством. В ступке толкли табак, смешивали его с равным количеством пепла, полученного при сжигании табака, а затем добавляли воду в таком количестве, чтобы порошок оставался рассыпчатым. Получившуюся смесь накладывали на раны и прижимали березовой стружкой. Популярным народным лекарственным средством при многих заболеваниях служит багульник — вечнозеленый кустарник с сильным дурманящим запахом. В прошлом при эпидемиях лесные ненцы окуривали стойбища и жилища дымом этого растения. Свежие или сухие ветки и сейчас используют в чумах, чтобы отпугивать мошек, комаров и других насекомых, в отваре купают новорожденных. Не менее популярное лекарственное сырье — чемерица, очень ядовитое растение. Из небольшого количества корня лесные ненцы делают отвар, очищающий кишечник от глистов, листья прикладывают к ранам в качестве антисептического и кровоостанавливающего средства. При чесотке применяется смесь из листьев багульника, корней чемерицы и оленьего жира. Чтобы избежать цинги, лесные ненцы в качестве свежей зелени ели ложечную траву, несмотря на ее горький вкус. В народной медицине сок из этого растения до сих пор считается хорошим средством для «очищения крови». Используют и обычный олений корм — ягель, который в виде компресса прикладывают к больным суставам, а также к спине и груди при простуде. Для компрессов лесные ненцы собирают и мухоморы, которые затем настаивают на водке.

После появления русских поселенцев лесные ненцы переняли у них некоторые способы траволечения, в том числе ягодными дикоросами. Ягоды черники и черемухи стали использовать при расстройствах желудка, отвар листьев голубики — как отхаркивающее, отвар листьев брусники и морошки — как мочегонное. Ягоды морошки, широко распространенной в тундре, ели в качестве общеукрепляющего, мочегонного и потогонного средства, а также для уменьшения головных болей. Коренными северянами всегда ценилась и шикша — стелющийся вечнозеленый кустарник с черными сладковатыми плодами, порой ее даже предпочитали другим ягодам, возможно потому, что она совершенно не содержит кислоты. В народной медицине лесных ненцев ее ягоды употребляются при заболеваниях желудка, как мочегонное и кровоочищающее средство, настоем побегов лечат боли в суставах.

Обычно настои из трав лесные ненцы готовят только летом. Сбор и высушивание лекарственных растений впрок не практикуется. Исключением является лишь заготовка кедровых орехов — ценного пищевого продукта, обладающего большим количеством полезных веществ. Технология приготовления лекарственных средств несложна: точная дозировке сырья обычно отсутствует, не используются сложные сочетания трав, специальная посуда для приготовления и хранения лекарств также не требуется.

Для лечения желудочно-кишечного расстройства ненцы используют растительные средства.
Берут ветки тальника, растущего по берегам рек. Снимают с них кору и после этого ребром ножа соскабливают мякотный поверхностный слой в кружку. Когда кружка заполнится наполовину, содержимое заливают кипятком и дают настояться. После охлаждения содержимое выпивают в 2-3 приема. Подобную технологию используют при приготовлении настойки из чешуек бересты: с березы собирают тонкий слой, похожий на папирусную или сигаретную бумагу. В обоих случаях болезнь отступает.
Лечат ненцы желудочно-кишечные заболевания и чагой (чагой в народе называют гриб трутовик косотрубчатый, в виде твердых шершавых наростов на березе снаружи черного, а с внутренней стороны желто-бурого цвета). Разбив чагу (по-ненецки тюнадць) на мелкие кусочки, заливают водой и кипятят в течение 5 минут. После охлаждения напиток выпивают.
Хорошим вяжущим средством являются ягоды черники, которые ненцы используют в своей практике при лечении гастрита.

Как известно, нередко человек страдает запорами. И против этой болезни у ненцев есть действенные средства. Больному, страдающему запором, дают рыбий жир в количестве 2 столовые ложки и даже больше (пропорционально длительности болезни). Также используют растительный жир оленя из расчета 2 столовые ложки раз в день. Считается хорошим полиграфическим эффектом жир с тонкого кишечника оленя (тава), который добавляют в пищу из расчета 1-2 столовые ложки в день.

В условия Севера человек не застрахован от порезов, ожогов, ушибов. Какую помощь ненцы оказывают в таких случаях? Если рана небольшая, то для ее заживления ненцы используют накипные лишайники, растущие на камнях, скалах. Такой мох собирают в сухую погоду или высушивают. Обычно сухой накипный лишайник растирают в порошок, которым посыпают рану. Если рана больших размеров, к ней прикладывают мох сфагнум (этот рыжекоричневый мох в тундре и лесотундре растет повсеместно). Мох, прежде чем приложить к ране, заворачивают в бинт или тряпку и фиксируют слабой повязкой. Находясь в северной подзоне тайги, ненцы лечат раны с помощью древесного лишайника, который называется космач гребнистый. Его можно часто наблюдать висящим на ветках и вдоль ствола елок. Его слоевище кустовидное, веточки округлые, светлые. Это лишайник - природный антибиотик, прекрасный антисептик. Прикладывают его к ране толстым слоем и приматывают бинтом или другим подручным материалом.
Лечат раны и таким способом. Берут лиственничную смолу, разогревают над огнем до тех пор, пока она не станет теплой и мягкой, после чего прикладывают к ране и не трогают ее: она сама отпадет от зажившего места.
Быстрому заживлению ран способствует мазь из медвежьего жира с добавлением лиственничной смолы. После нескольких смазываний рана затягивается. Про гноении раны на помощь придет народная мудрость. Ненцы в этом случае рану обрабатывают желчью осетра. Есть и более простой способ - к ране прикладывают листья черемицы Лобеля (по-ненецки латабло). Это способствует заживлению ран и очищению их от гноя.

Огромную профилактическую и лечебную роль в медицинской практике ненцев играют многие растения.
Возьмем широко распространенное в тундре и северной подзоне тайги растение - бруснику. Это небольшой вечнозеленый кустарник высотой 10-15 см с небольшими зелеными кожистыми листьями. Осенью кустарник украшается кисточками красно-вишневых ягод, напоминающих горошины. Ягоды брусники содержат большое количество питательных веществ, витаминов, микроэлементов, кислот. Ненцы едят ягоды брусники в натуральном виде. Готовят из них тонизирующие витаминные напитки. Настои и отвары листьев брусники они считают хорошим мочегонным средством. Эти настои идут для лечения желудочно-кишечных заболеваний, болезни суставов. Используют их ненцы и в виде заменителя чая.

Багульник - вечнозеленый кустарник. Листья у него кожистые, длинные, узкие с развернутыми вниз краями, сверху темно-зеленые, снизу покрыты ржаво-бурым войлоком. Багульник содержит в большом количестве эфирные масла, дубильные вещества, витамины, фитонциды, красящие вещества. Богат микро- и макроэлементами. Именно присутствие эфирных масел и фитонцидов объясняется дурманящий запах цветков и листьев багульника, а также губительное действие растения на бактерии воздуха. Ненцы из верхушек стеблей багульника и гусиного жира делают мазь, которой лечат болезни суставов.

Корень чемерицы Лобеля считается ядовитым. Однако ненцы из небольшого его количества делают отвар, который очищает кишечник от гельминтов.

Вахта трехлистная - водно-болотное многолетнее растение - достигает 20-35 см высоты. Имеет толстый ползучий корень. Листья тройчатые, длиной 3-15 см, шириной 3-7 см. В листьях содержатся горькие гликозиды, алкалоид генцианин, 3-7% дубильных веществ и до 110 мг % витамина С. Ненцы из листьев вахты трехлистной делают настои, которые используют в качестве желчегонного средства, а также используют при желудочно-кишечных заболеваниях.

Водяника черная - вечнозеленое растение со стелющимися сильноветвистыми побегами более 1 метра длиной, покрытыми небольшими листьями. Плоды сохраняются на растении в течение зимы и весны. Полезные свойства водяники известны давно. Плоды ягоды богаты витамином С. Ягоды водяники ненцы считают хорошим мочегонным, общеукрепляющим средством. Настои побегов водяники черной ненцы употребляют для лечения болей в суставах. Веточки водяники используют для заживления ран и ссадин, прикладывая распаренные побеги к больному месту и закрепляя повязкой. Отвар из листьев водяники помогает для укрепления волос, поэтому его используют для ополаскивания ослабленных волос. Сок ягоды ненцы используют для окрашивания шерсти и кожи в вишневый цвет.

Морошка широко распространенна в моховых и кустарниковых тундрах, заболоченных местах. Это невысокое многолетнее растение рано украшается ярко-желтыми янтарными ягодами. Плоды морошки содержат до 6% сахаров, до 0,8 лимонной кислоты, более 3,5% пектиновых веществ. Богаты плоды морошки витаминами А и С, солями магния, калия, хрома, меди. Ненцы рекомендуют плоды в качестве укрепляющего и мочегонного средства, способствующего снижать давление, уменьшать головные боли.

Плоды можжевельника называют шишкоягодами, зрелые плоды шаровидные, синевато-черные, с восковым налетом, диаметром 7-9 мм. Эти плоды содержат большое количество сахара, органические кислоты, эфирное масло, смолы. Ненцы рекомендуют съедать несколько плодов можжевельника как желчегонное, мочегонное средство.

Травянистое многолетнее растение с толстым подземным побегом, переходящим в корень - родиола розовая - растет по берегам рек, речек на сырых песках, в расщелинах скал. Ненцы корень этого растения используют в качестве лечебного средства. Они используют "золотой корень" в виде отваров и настоев с целью повысить физиологический тонус организма, побороть усталость, мышечную ослабленность.

Иван-чай (кипрей) северные народы собирают и используют в качестве заварки. Это очень ценное растение. Применяют его при гастритах, гастроэнтеритах. Как средство, успокаивающее нервную систему, при бессоннице. Собирают его во время и после цветения.
Отвары багульника ненцы используют в качестве дезинфицирующего средства. Его отваром обмывают новорожденного ребенка. Женщины используют его в гигиенических целях.

Рябину северные народы также используют как лекарственное средство. Лекарственным сырьем являются плоды, кора и листья рябины. Плоды употребляют для профилактики и лечения авитаминозов. Плоды применяют как легкое слабительное, как мочегонное и кровоостанавливающее средство, их используют при лечении цинги, геморроя, дизентерии.

Тундра — это царство лишайников, способных расти в самых суровых условиях Севера. Они растут в северных типичных тундрах и в южных кустарниковых тундрах. Лишайники и мхи составляют основу растительного покрова северных территорий в сообществе с другой растительностью. Лишайники — это незаменимый корм для северных оленей, лосей, леммингов и других обитателей тундры. Поэтому в народе лишайник называют «олений мох». Научное название — цетрария исландская или исландский мох. Исландский мох представляет собой листовидно-кустистый лишайник высотой 10—15 см и его тело, называемое слоевищем, состоит из желобоватых или трубчато-свернутых ветвистых лопастей, по краям с короткими ресничками, сверху оливково-зеленого цвета, часто с коричневыми или красными пятнами; снизу беловато-коричневое окрашивание. Это удивительное многолетнее растение грибной породы, образованное в результате длительной эволюции зеленой водоросли и гриба. На вид лишайники не похожи ни на грибы, ни на водоросли, и уникальны тем, что аналога им нет в растительном мире. Средний возраст лишайников от тридцати до восьмидесяти лет, а некоторые виды насчитывают и до тысячи лет. Ежегодно это растение вырастает лишь на 1—5 миллиметров.
С давних пор народ приметил целебные свойства лишайников и использовал их как противовоспалительное, вяжущее, тонизирующее средство. Лекарственное значение имеет слоевище, которое можно собирать в течение всего лета, высушивать на открытом воздухе, на солнце. Собирать необходимо аккуратно, не нарушая корневую систему лишайников, а, учитывая, что для восстановления запасов требуются десятилетия, то наиболее богатые исландским мхом участки местности надо оставлять нетронутыми как заповедники.
Используют в народной медицине настои и отвары из исландского мха. За счет наличия в исландском мхе лишайникового крахмала получается густая студнеобразная жидкость, которая применяется для возбуждения аппетита и регулирования деятельности желудочно-кишечного тракта. Замечено, прием растворов исландского мха восстанавливает силы после больших физических нагрузок или после тяжелой болезни (цинга, туберкулез).
При лечении заболеваний верхних дыхательных путей (коклюш, бронхит, бронхиальная астма) используют отвары и настои исландского мха. Вот пример старинного рецепта для лечения бронхита:

1 стакан молока кипятить с 1 столовой ложкой измельченного исландского мха в течение 5—7 минут. Процедить напиток, отделив мох, и пить отвар теплым перед сном (лучше — уже лежа в постели). Для профилактики и лечения цынги, которой страдало население в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия (особенно переселенцы из других районов России), использовали такой настой: 2 чайные ложки измельченного сухого исландского мха заливают двумя стаканами холодной воды, доводят до кипения, настаивают и пьют в течение дня.

Применяют настои исландского мха (в виде примочек) для заживления плохо заживающих ран, ожогов, фурункулов, тем самым народ давно приметил противомикробное и ранозаживляющее свойство лишайников. Эту способность исландского мха женщины используют в косметике: умывание настоем исландского мха омолаживает увядающую кожу, а сухую и проблемную кожу смягчает и придает ей здоровый и матовый оттенок.
Ученые установили, что противомикробная способность лишайников объясняется содержанием в них лишайниковой кислоты. Кроме того в лишайниках содержится лишайниковый крахмал, горькое вещество — цетрарин, жиры, белок, воск, витамин В[2 и многочисленные микроэлементы (алюминий, кальций, железо, калий, марганец, магний, натрий и др.) — все эти составляющие и оказывают целебные свойства человеческому организму.
Народы Севера и охотники с давних пор используют исландский мох как дополнительный источник питания, который помогал им быть здоровыми на протяжении долгой полярной ночи, когда человеческий организм ощущает недостаток солнечной энергии и длительное влияние низких температур.
Из измельченного мха при варке получается густой слизистый отвар за счет лишайникового крахмала. Данный отвар хорошо усваивается организмом, при этом усиливается выделение желудочного сока, возбуждается аппетит. Это свойство лишайников северные народы давно используют для приготовления различных блюд. Узнавая и расширяя кругозор о нашем северном крае, мы должны помнить, что вопрос сохранения тундрового покрова — это не только сохранение корма для оленей и других обитателей тундры, но и сохранение в целостности территории нашего края и уклада жизни северных коренных народов. Промышленное же освоение северных территорий должно проводиться с соблюдением всех правил и технологий, чтобы сохранить мохорастительный покров тундры и не нарушить температурный режим многолетнемерзлых пород. Тогда и наши потомки увидят красочный наряд осенней тундры и используют ее дары в своем питании и лечении.

наверх


 

Использование средств животного происхождения

 

Начало использования средств животного происхождения в качестве лекарственного сырья у ненцев совпало с развитием и совершенствованием оружия и приемов охоты. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.
Гусиный, медвежий и рыбий жир применяется при обморожениях и ожогах. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Ценится жир диких гусей, черной утки, которым залечивают раны, различные кожные заболевания (чесотку и лишаи), внутренний жир щуки. Рыбий жир применяют с профилактической целью: им мажут открытые участки лица при длительных переездах на оленьих упряжках или снегоходах, чтобы избежать обморожения. Для лечения обморожений и ожогов используют мази: жиры смешивают со смолой хвойных деревьев. В качестве перевязочного материала ранее применялись тонкие волокна, нащипанные из березовой коры.
Медвежий жир считается лучшим средством от простудных заболеваний, а медвежья желчь — универсальным средством от многих других заболеваний. Порошок, соскобленный с вареных медвежьих костей или приготовленный из высушенных щучьих челюстей, признается целительным для кровоточащих и гноящихся ран. При ушной болезни закладывают в ухо тампоны, скрученные из ниток фабричного производства, пропитанные песцовым или медвежьим жиром.
Настойки из свежей медвежьей или оленьей желчи применяют в качестве растираний при ломоте в суставах и мышечных болях, пьют их небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе. Для профилактики различных заболеваний рекомендуют употреблять щучью желчь по одной капле в день. При длительном воспалении век их края смазывают желчью медведя или птиц, используя в качестве кисточки утиное перо.
Ожоги ненцы лечат с помощью жира: место ожога смазывают медвежьим жиром или чаще гусиным.
Ушибы лечат холодом. Для этого к ушибленному месту делают холодные примочки, прикладывают кусочки льда, кусочки спрессованного снега. При возникновении крупных гематом делают кровопускание.
Для остановки кровотечений, вызванных воспалением легких, желудка или послеродовых осложнений, ненцы используют клей, который приготавливают из осетрового пузыря или из рогов, копыт оленя. При простуде, болезни суставов ненцы к груди, спине, суставам прикладывают компрессы. В зависимости от степени болезни компрессы могут быть разными. Компресс может быть приготовлен из распаренного оленьего мха (лишайница оленья); из прокаленного песка, сложенного в мешочек; из разогретой гальки, завернутой в ровдугу (замша самодельной выделки).
Против простудных заболеваний ненцы используют настой багульника (по-ненецки яранзь), отвары березовых почек.
Исландский мох ненцы используют как противовоспалительное средство. Для этого его заливают водой и кипятят в течение 10 минут на водяной бане. Затем отвар процеживают, охлаждают и пьют в течение дня. Воспалительные процессы в организме исчезают. В первую очередь это относится к снятию воспалений в носу, горле, легких.
Растущий рог северного оленя (пант) - важное средство для лечения ряда болезней. Пант сверху покрыт небольшим и плотным волосом, напоминающим бархат. Ненцы пант обжигают над костром, ножом соскабливают остатки волоса и поедают кожу и мягкую хрящевую верхушку рога. Данное средство повышает иммунный статус организма, укрепляет физиологический тонус, способствует заживлению ран, лечению суставных болей и головной боли.
Киселем, сваренным из оленьих рогов, ненцы поят больных истощением и малокровием, отвары употребляют для лечения пролежней и других вялотекущих инфицированных повреждений кожи. Особенно полезными считаются панты для детей, как средство, способное укреплять костные ткани. Важными лекарственными средствами являлись у лесных ненцев и другие части оленьей туши. При простуде, сильном кашле, заболеваниях печени пили растопленный костный мозг из оленьих ног; головной мозг оленя употребляли при головокружениях. При язвенной болезни использовался наполненный ягелем желудок оленя, забитого после утреннего выпаса на ягельных пастбищах. Желудок клался под раскаленную печь на железный лист, по мере обжаривания его поверхности запеченная часть снималась и употреблялась внутрь в качестве лекарства. Для лечения ушной боли применялся растопленный костный мозг оленя наряду с грудным молоком и теплым рыбьим жиром. До появления современных перевязочных материалов большие раны, сопровождавшиеся обильными кровотечениями, перевязывались свежеизвлеченным оленьим легким — этот прием напоминает применение гемостатической губки в современной медицине. Так, если в это время у важенок есть молоко, то его пьют небольшими порциями (сегодня наукой доказано, что молоко важенок обладает многими лечебными свойствами и в первую очередь нормализует деятельность пищеварительной системы). Проводят лечение и свежим сырым мясом: его рекомендуется поедать небольшими порциями. Практикуется и такой способ: несколько капель медвежьей желчи разводят водой и пьют.

Занятия охотой способствовали изучению повадок диких животных, в том числе их способности к инстинктивному самолечению. Например, раненый медведь старается набросать на рану снег или прислониться к глыбе льда; чтобы избавиться от кишечных паразитов, птицы и животные поедают мухомор и чемерицу; пользуются для лечения «муравьиными банями». Лечебные средства из лесных муравьев нашли широкое применение и в народной медицине лесных ненцев. При болях в суставах больные конечности погружают на 10-15 минут в муравейник. Из муравьев, настоянных на спирте, приготовляют мазь для растирания суставов и обработки краев загноившихся ран. С этой же целью собирают «муравьиное масло» — тягучую жидкость желтоватого цвета, появляющуюся па муравейниках ранней весной. Встречается оно довольно редко и очень ценится.

Особенно тяжёлыми были для ненцев эпидемии оспы (мерёко), от которой не было никакой защиты. В случае заболевания цингой (синга) ненцы употребляли в пищу в большом количестве свежую кровь оленя, морошку и ложечную траву. Весной от яркого незаходящего солнца и отражающего его белого снега широкое распространение получало воспаление глаз. Больной испытывал сильную боль в висках и глазах. Ненцы считали, что это кровь сильно приливает к глазам. Чтобы избавиться от этого, они обычно выворачивали веки вверх, делали ножом надрез и выпускали кровь. К надрезам прикладывали комочки снега, останавливающие кровотечение. В прошлом у ненцев было широко распространено ношение весной особых очков (сэванзь), предохранявших от снежного блеска. Они представляли собой две круглые медные пластинки с узкими щелями, вшитые в меховую повязку. В случае пореза ненцы высасывали кровь и обёртывали рану мхом. При ознобе натирались медвежьим салом или желчью. В случае головной боли голову туго обвязывали тряпкой. При ревматизме на теле больного сжигали кусок берёзового нароста (чаги).

Велика сила внушения для народа, живущего в сложнейших природно-климатических условиях. В характере северных народов развиты такие черты характера, как терпение, оптимизм, сила духа. И все это вселяла в них природа, учившая, поддерживающая, предупреждающая.

наверх


 

Народная гигиена

 

К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.

Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми гигиеническими свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.

В тундре у малышей никогда не бывает опрелостей. Лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что когда к ней в гости из тундры в поселок приехала сестра, вырастившая десять детей, то очень удивилась, увидев опрелости у ее ребенка, завернутого в пеленки фабричного производства, — раньше жительнице стойбища такого видеть не приходилось. Для колыбели ненки используют труху из полусгнившего ствола березы, хорошо впитывающую влагу. Перепревшая труха не только обладает гигроскопичностью, но и выделяет тепло, поэтому ребенку в люльке не холодно даже в сильный мороз. Этот веками проверенный способ содержания ребенка в колыбели очень практичен в суровых климатических условиях севера.

Труху из сгнившего ствола березы также используют в качестве гигиенического порошка. Ее насыпают в кисы* и рукавички, так как она хорошо впитывает пот. Кроме того, для гигиенических целей используют порошок или отвар из чаги, а также березовые стружки, заготавливаемые обычно в конце февраля.


*Кисы — зимняя меховая обувь коренных жителей Севера.

наверх


 

Лечение прижиганием, иглоукалыванием

 
С лечебной целью ненцы производят прижигание, иглоукалывание и надавливание точек на поверхности тела, на носу, губах, кончике языка.
Иглоукалывание ненцы раньше осуществляли с помощью костяных игл, позднее для этих целей они стали использовать обыкновенные швейные иглы. К помощи иглоукалывания ненцы прибегали при оживлении ребенка, родившегося в асфиксии. Иголкой народные лекари производили быстрые поверхностные уколы в кончики пальцев рук - до появления крови. В случае отсутствия эффекта уколы делали в кончики пальцев ног, затем в центре подошвенной поверхности стопы. При необходимости использовали точки, расположенные на кончике носа, под кончиком носа на верхней губе, под нижней губой, и даже на кончике языка. Во время потери сознания (обморока) ненцы сильно сдавливают кончики пальцев рук пострадавшего, и сознание возвращается к человеку.
Ненцы при лечении болезней прибегают и к прижиганию. В качестве прижигающего средства используют чагу. Сухая чага легко воспламеняется, равномерно тлеет, выделяя при этом большое количество тепла. Для лечебного применения из внутреннего слоя чаги берут небольшое количество размером меньше горошины. При прямом прижигании определенные точки на коже раздражают комочком тлеющей чаги с последующим ожогом и образованием пузыря. По рассказам лесных ненцев, такие точки прежде знали практически все, особенно старики. Процесс прижигания протекает следующим образом: сначала щепочкой или спичкой нащупывают болевую точку на теле, накладывают на нее кусочек бумаги с заранее вырезанным небольшим отверстием, чтобы не обжечь тело вокруг выбранного места. Для лечения брали небольшое количество чаги, размером со спичечную головку, поджигали на кончике ножа, а затем прикладывали к выбранной точке. Сухая чага легко воспламеняется, равномерно тлеет, выделяя при этом большое количество тепла. Длится прижигание обычно две-три минуты. Чтобы чага тлела, над ней слегка машут ножом, не позволяя погаснуть. Считается, что если точка выбрана правильно, то горящая чага должна отскочить с легким треском от образовавшегося пузыря. Затем бумагу убирают. Процесс повторяют до тех пор, пока чага не перестанет отскакивать. Тогда пепел прижимают кончиком ножа и оставляют. Кожа перед прижиганием не обрабатывалась, а после образования ожога повязка не накладывалась. Лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что в детстве у нее сильно болела рука. С помощью чаги в двух местах в области запястья ей сделали прижигание. С тех пор рука не болела, но следы от ожогов сохранились.
При головных болях делали прижигание в области шеи, при заболевании почек - в области поясницы. Для подавления мучительного кашля прижигали точки на тыльной поверхности кисти между основными фалангами безымянного пальца и мизинца, а также над ключицами. Однако прижигание не применялось при кровохаркании, болях в сердце и при беременности.
Б.И. Василенко, изучая этот метод лечения у ненцев, пришел к выводу: "Чаще всего с помощью прижигания лечили заболевания суставов, используя точки над их поверхностью. При болях в пояснице прижигали точки вдоль позвоночника. Растяжение связок лучезапястного сустава лечили, прижигая участки над суставом с внешней и внутренней стороны. Если травма сопровождалась обширным подкожным кровоизлиянием, прижигали места небольшой припухлости, считая, что это способствует быстрому рассасыванию гематомы. При заболевании желудка воздействовали на точки над желудком и грудиной. Заболевание печени лечили, используя точки в правом подреберье. При болях в груди, простуде, продолжительном кашле прижигание делалось над рукояткой грудины, в центре и под ключицей с обеих сторон".
При лечении артритов наряду с прижиганием делали иглоукалывание несколькими иглами одновременно, для чего их связывали в пучок или забивали в кусочек дерева так, чтобы острые концы выступали над поверхностью на 3—5 мм. Кожу над больным местом предварительно натирали пеплом чаги, а затем ударяли по ней этим своеобразным игольчатым штампом. На коже появлялись капельки крови, а пепел проникал под кожу. У больных, лечившихся таким способом, навсегда остаются несмываемые пятна татуировок.
Для оказания неотложной помощи при обморочных состояниях используют еще один древний способ — надавливание кончиков пальцев рук или ног пострадавшего.
При простуде или болезнях суставов лесные ненцы прикладывали к груди, спине, суставам компрессы из прокаленного песка, насыпанного в мешочек. При желудочно-кишечных расстройствах пили размешанный в воде порох. Для остановки кровотечения использовали белемниты — окаменевшие ракушки, которые скоблили ножом или напильником и засыпали в ранку. Этот же порошок использовался в качестве антисептического средства при болях в горле.
При переломах лесные ненцы пользовались медью: считалось, что она способствует срастанию костей. Кусочек меди скоблили наждаком, разводили полученный порошок в воде и принимали внутрь. Согласно народным поверьям, при заболеваниях суставов кистей рук следовало надеть на палец медное кольцо. По его цвету определяли, наступило выздоровление или нет: если внутренняя поверхность кольца светлела, то считалось, что больной скоро пойдет на поправку.

наверх


 

Лечение шаманством

 

Лечение заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой причиной (травма, обморожение, ожог), чаще всего было рациональным. Но при большинстве внутренних и психических заболеваний, причины которых лесным ненцам были непонятны, обращались за помощью к служителям культа, шаманам, выполнявшим наряду с другими функциями и роль врачевателей, отпугивающих приносящих болезни духов. Сеанс камлания* происходил обычно вечером, в полутьме у разведенного очага под звуки бубна и продолжается в течение нескольких часов. Камлание, как правило, сопровождалось вхождением шамана в состояние транса. Очень часто для этой цели шаманы использовали мухоморы, которые сушили на солнце, мелко крошили, а затем размешивали в воде и проглатывали. Чтобы усилить действие мухоморов, кусочки сушеных грибов жевали вместе с табаком, запивая небольшим количеством воды. Для помощи больным шаманы применяли различные средства, при этом основным условием лечения являлось воздействие на психику больного и установление полного доверия к целителю. Для этого использовались ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.

*Камлание — обряд, который совершает шаман

Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека, лекарственные средства различной природы и приемы врачевания: прижигания, массаж, психотерапию. При этом главным терапевтическим фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствовавшее мобилизации защитных сил организма больного, укрепляющее его веру в выздоровление.
При легких недомоганиях присутствие шамана не требовалось, и злое начало (болезнь) могло быть изгнано из тела человека другими средствами, например жертвоприношениями в святилищах. В случае болезни часто прибегали и к помощи дян, ката («бабушка земли») — куклам-идолам, которые и сейчас есть у ненецких женщин: они считаются покровительницами женщин, деторождения и материнства, им поклоняются и бережно хранят. У лесных ненцев бытовало поверье, что без дян, ката роды могут окончиться трагедией. Во время родов роженица держала куклу на животе, обеими руками сжимая ее при болях и прося об облегчении. Когда начинались сильные схватки, рожавшая женщина вставала на четвереньки, а та, которая принимала роды, брала в руки дян, ката и прикладывала к спине роженицы. Такую куклу клали тяжелобольному в изголовье. По тому, легкой или тяжелой казалась дян, ката, предсказывали выздоровление либо смерть.
Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. К священным местам также причислялись места «вспучивания» почвы, образующиеся под влиянием геологических процессов. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.
По рассказам лесной ненки Г. И. Сергеевой, однажды в детстве они с братом забрались на священную сопку, хотя знали, что этого делать нельзя. Вечером самочувствие детей резко ухудшилось. Мать, узнав, что дети побывали на священной сопке, быстро позвала шамана. Он совершил обряд и велел привести оленя для жертвоприношения. Наутро детям стало лучше. Особая роль в излечении от болезней отводилась собаке. Отношение к собаке у лесных ненцев двоякое: с одной стороны, она оберегает человека от злых духов, служит хорошим пастухом для оленей, с другой — сама является порождением бога Нижнего мира — Нга. По преданиям, у собак есть дух-хозяин, который обитает в лесу и против которого шаманы бессильны. Этот дух может приносить болезнь, от которой у человека пропадают силы, он худеет и умирает. Часто для излечения от болезней те лесные ненцы, у которых не было оленей, приносили в жертву собаку, отправляя ее в Нижний мир в качестве откупа от болезней. Нос жертвенного оленя или собаки прикладывали к больному месту. Для избавления от болезни (например, цинги) полозья нарт или двери чума смазывали кровью жертвенной собаки или оленя. Если дух цинги приходил во сне, нужно было громко крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь!», затем немедленно надрезать ухо собаки или оленя и кровью намазать себе лицо, чтобы предотвратить появление болезни в будущем.
Лесные ненцы выводили бородавки с помощью... Луны. По описанию А. В. Головнева, для этого в самом конце июля, когда от луны останется лишь последняя «царапина», нужно было намазать их у тиной кровью, выйти на у лицу, вытянуть руки клуне и сказать: «Лунный Старик, возьми эти кусочки мяса себе...». П. С. Алиуллина вспоминает, как в детстве бабушка учила ее выводить бородавку на руке: нужно было вытянуть руку к убывающей луне из-под полога чума и спросить: «Луна, кто из вас быстрее исчезнет?». Об этом нельзя было никому рассказывать. Девочка так и сделала, а через месяц обратила внимание, что бородавка исчезла
Много преданий у ненцев связано и с растительным миром. Они верят, что местом своего пребывания духи часто избирают определенные — священные — деревья. По убеждению ненцев, они помогают людям, особенно в исцелении от болезней. На ветви таких деревьев в знак признательности вешались лоскуты яркой ткани и черепа жертвенных животных, стволы деревьев обматывались платками, материей, шкурами и т. д. Ненцы были уверены: тот, кто осмелится срубить священное дерево, навлечет на себя гнев духов, что сулит всевозможные несчастья и даже смерть.
Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе, и нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. Непременными атрибутами шамана являлись его духи-помощники - лунги. Они могли иметь облик зверей или птиц, в них заключалась сила шамана. Обладание духами, умение общаться с ними было одной из главных черт проявления шаманского дара. Считалось, что чем больше духов-покровителей, тем сильнее шаман.
Предметы, которые сопровождают действа шамана называют его двойниками. Это относится как к бубну, так и к костюму. Полный шаманский костюм включает в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор. Головной убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45, они разной длины, с кольцами и бубенцами на концах, таких колец около 50, многие из них с инициалами и надписями. Семь коротких белых бисерных нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. По длинным бисерным подвескам, пришитым сзади, в шамана вселялись духи, которые уносили его к Торуму, где он узнавал исход болезни.
При камлании глаза шамана прикрывались низко спускающимися литыми подвесками ромбической формы с зигзагообразными краями. Вполне вероятно, что это символизировало его внутреннее зрение, интуитивные знания.

Наиболее часто к шаману обращались при болезнях.

Сеанс происходил, как правило, вечером, а иногда и днем, в закрытом помещении при закрытом входе. Шаман, приглашенный к больному, садился около очага и подготавливал себя к предстоящему акту, используя различные приемы: усиленно курил трубку, глотал дым, съедал несколько сушеных мухоморов, которые при определенных условиях становятся сильным наркотическим средством. После этого шаману подавали нагретый бубен, и он в напевной форме обращался к Торуму, сопровождая свое пение ударами в бубен, а иногда и игрой на панан-юхе (струнном музыкальном инструменте). Затем у шамана наступал глубокий, но неспокойный сон, прерываемый бормотанием и даже пением.
"Проснувшись", шаман сообщал о результатах своего общения с Торумом. Чтобы узнать об исходе болезни, шаман трижды бросал колотушку перед больным. Если она дважды падала выгнутой стороной вверх, это предвещало плохой исход. Такой способ гадания свидетельствовал, видимо, о самостоятельной роли колотушки.
Излечивая больного, шаман часто извлекал из того или иного участка его тела духа-носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т.д. Известен случай, когда шаман был приглашен к больному юноше, у которого болела шея и не поворачивалась голова. Шаман велел погреть над костром бубен, потом в песне стал хвалить Торума и бил в бубен часов с десяти утра до четырех дня. Потом стал щупать шею мальчика, но тот сказал, что болит в другом месте. Шаман ответил, что он сам знает, где нужно щупать. Затем он попросил блюдце и выдавил на него небольшой комочек с горошину, который дал всем потрогать. Причем тот сначала был мягким, а затем стал твердым как камень. Шаман его тут же съел: поскольку духи бессмертны, то единственным средством их уничтожения считалось поедание их шаманом или его духом-помощником. Юноша вскоре выздоровел. Некоторые шаманы не извлекали духа, а его пожирал дух-помощник - змея, изображение которой имелось на колотушке, поэтому требовалось прикоснуться колотушкой к больному месту.

Заболел старый человек. К нему привели двух видящих шаманов. Один из них начинает вызывать духов на разговор на жилах и спрашивает их:

- Можно ли сегодня путешествовать во времени?
Духи согласились.
Шаман взял бубен, пожевал мухомор, попил воды. Разожгли костер. Шаман садится по-турецки, надувается, вызывая духов. Запел. Смотрит: из земли поднялись миражи. Шаман поет:
- Я гляжу в пространство,
Нет следа, куда повели душу больного,
Нигде нет следов, даже мышиных.
Затем вызывает лесного духа горностая и говорит ему:
- Горностай, ты проворный, ловкий, проверь в чаще глухих лесов, не найдешь ли там следы, - кто, куда увел душу больного?
Побежал горностай в лесную чащу.
Возвратился и говорит:
- В чаще леса нет ни одного следочка.
Затем шаман вызывает дух птицы канадского гуся и говорит ему:
- Полети в глубины небес, нет ли там следов души больного?
Полетел канадский гусь искать. Летит гусь в глубине небесной, смотрит: нет следов. Возвратился к шаману и говорит ему:
- Там никто не пролетал.
Тогда шаман обратился к духу рыбы щуки и просит ее:
- Плыви-ка в глубину вод и проверь, нет ли под водой следов души больного?
Рыба уплыла, затем возвращается, подплывает к шаману и говорит:
- В глубине вод, на дне даже букашечки не бегали, нет следов.
Тогда он обратился к духу Земли-Матушки:
- Мать-земля, погляди в глубине земных недр, нет ли там следов души сына твоего - больного?
Мать-земля взяла посох и пошла искать следы души больного. Проверяет следы в глубине земных недр. Возвращается к шаману и говорит:
- Черные силы поймали душу его, сердце украли, держат и не дают мне.
Кончили камлание, больной встал на ноги, посох поставил перед собой и говорит жене:
- Наполни таз холодной водой и брось туда снега.
Встал он в таз с холодной водой и прогнал шаманов. При этом он сказал:
- Вы как собаки воете, разучились петь, ваши духи бросили вас.
А сам остался стоять в снеговой воде.

наверх


 

Список использованной литературы

 

1. Бочкарева С. Особенности некоторых национальных обрядов и обычаев. //Ямальский меридиан. – 2004.-№2.-С.38-39
2. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск III. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2000. - С.44-46
3. Калиничева Н. Дикорастущие – питательные, целебные… //Ямальский меридиан. – 2005.-№12.-С.50
4. Калиничева Н. Источник красоты и дополнительного питания. //Ямальский меридиан. – 2006.-№3.-С.52-53
5. Космос Севера. Сборник статей/Редактор-составитель О.К.Лагунова. – Тюмень: «СофтДизайн»,1996. – С.13-254.
6. Липатова Л. Травница. //Ямальский меридиан. – 2001.-№7.-С.20-24
7. Мухачёв А. Народное врачевание ненцев. – 2002.-№9.-С.26-29
8. Перевалова Е. Северные ханты: Этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – С.30-34
9. Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды. – Санкт-Петербург. – Изд. Дом «Светлячок».-С.41
10. Турутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. Сказки, легенды, шаманские обряды и изречения лесных ненцев. – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2000. – С.42-50
11. Хаснулин В. Патология печени // Северные просторы. –
1995.№6(ноябрь).-С.58-59
12. Ядне Н.Н. Я родом из тундры: Повесть, рассказы, воспоминания,
публицистика. – Тюмень: «СофтДизайн», 1995. –С.120-124

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация