Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала
Писатели Ямала


Старцев Георгий Афанасьевич,

лингвист, этнограф, историк

(1902-1942)

Старцев Георгий Афанасьевич

(21.02.1902, с. Онежье Яренского у. Вологодской губ.— 1943, р-н Сталинграда), лингвист, этнограф, историк, в ПБ 1936—37.

Родился в крестьянской семье. В 1916 г. окончил церковно-приходскую школу в с. Онежье, в 1918 г. — двухгодичную школу в с. Гам Яренского у. В 1918 г. поступил в учительскую семинарию в с. Усть-Вымь Яренского у. В 1919 г. как доброволец Красной армии участвовал в боях на территории Коми края, на Сев. Двине и против Юденича под Петроградом. В начале 1920 г. возобновил учебу на 3-годичных учительских курсах в Яренске. Как активный участник дискуссий по вопросам организации коми (зырян.) автономии на 1-м Северо-Двинском губернском съезде по просвещению зырян, состоявшемся в Усть-Сысольске 12—13 сент. 1920 г. избран чл. Зырянского отдела Народных комиссариата по делам национальностей РСФСР и работал с сентября 1920 г. по январь 1921 г. в Москве в качестве секретаря Зырянотдела. В январе 1921 г. возвратился в Усть-Сысольск, стал студентом Института народного образования, готовившего учителей для коми школ. В сентябре 1921 г. направлен на учебу в Петроградский университет.
В 1921—24 гг. Старцев — студент общественно-педагогического отделения ФОН университета, одновременно занимался на этнографическое отделении географического факультета. Его научными руководителями в период учебы были социолог и юрист Н. А. Гредескул, этнографы Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз-Тан.
После окончания университетского курса оставлен при университете, сначала по кафедре социологии, а с апреля 1925 г. при вост. подсекции ИЛЯЗВ в качестве научного сотрудника. Круг его научных интересов от «изучения общественных форм субарктических народов Северо-Востока России и Сибири (самоедов, зырян, вогулов, остяков и пермяков)» постепенно трансформировался в изучение языков и традиций культуры коми-зырян, коми-пермяков, самоедов (ненцев), остяков (хантов), вогулов (манси). С марта 1926 г. по сентябрь 1929 г. Старцев— аспирант ИЛЯЗВ.
В аспирантуре занимался в яфетическом семинаре Н. Я. Марра, по финно-угорским языкам — у Д. В. Бубриха и Н. Н. Поппе. В 1927 г. в течение 3 месяцев стажировался на кафедре финно-угроведения Хельсинского университета и в Венгерском институте при Берлинском университете. Кроме теоретических изысканий Старцев неоднократно выезжал для полевых исследований в места проживания изучаемых народов: в Коми Автономную область, Коми-Пермяцкий округ Уральской области, Березовский уезд Тобольской губернии, Большеземельскую тундру Архангельской губернию.
Еще будучи аспирантом, начал преп. работу сначала на этнографическом отделении географического факультета ЛГУ (семинарий по этнографии финно-угров, курс по этнографии пермских финно-угров), а с 1925 г. преподавал в Институте народов Севера остяцкий и вогульский языки. С 1928 г. — доцент коми отделения ЛГПИ (этнография и история народа коми), в 1931 г. — преподаватель кафедры этнографии ЛИЛИ.
Как член ВКП(б) Старцев занимался общественной работой, являясь в различное время членом Центрального Бюро краеведения от Ленинграда, членом бюро СНР Ленинграда, руководителем партшкол по ленинизму и текущей политике на ряде заводов Ленинграда (им. Коминтерна, им. Н. Г. Козицкого, им. А. Н. Радищева, трампарке им. А. П. Леонова и т. д.).
В 1931 г. в Сыктывкаре был открыт Коми государственный педагогический институт и одновременно закрыты коми отделения в институтах Ленинграда и Вологды. Студенты и преподаватели были переведены в Сыктывкар и с 16 января 1932 г. Старцев стал заведующим учебной частью и заведующим кафедрой истории Коми педагогического института. Свой перевод в Сыктывкар он воспринимал болезненно, считая это «ссылкой» и «несправедливостью к себе как ученому», т. к. не рассматривал преподавательскую работу основной, стремясь больше к исследованию. Работал на новом месте вяло, без инициативы, пропуская занятия. В результате в сентябре 1935 г. был уволен из педагогического института «за невозможностью нагрузить его по специальности». Основной его работой в Сыктывкаре стал Областной краеведческий музей, директор которого по совместительству он стал еще в 1933 г. В эти годы он написал большую работу «Зыряне» — первый в советское время монографический очерк, который остался неопубликованным.
Старцев — автор более 40 работ по истории, этнографии и лингвистике ненцев, хантов, манси и коми. Печататься начал с 1923 г., когда опубликовал методическое пособие для работы школы 1-й ступени на коми яз. В 1927 г. совместно с Н. Н. Поппе опубликовал книгу «Финно-угорские народы», оставшуюся до конца 1950-х основным пособием по традиционной культуре этих народов. Ему принадлежат также книга «Остяки» и «Самоеды». Его работы носили, с одной стороны, характер добросовестных сводок доступных ему литературных данных, с другой стороны, в них достаточно много личных полевых материалов. Как отмечал его научный руководитель Н. Н. Поппе, в них «не видно личных мнений автора», что Поппе объяснял «прежде всего излишней скромностью автора там, где он мог бы быть категоричным и предлагать свои гипотезы». С точки зрения современной науки несколько наивными являются его попытки объяснять некоторые проблемы с точки зрения «яфетической теории» и др. модных в то время гипотез. Большая часть зафиксированных Старцевым этнографических материалов погибла при его аресте.
В сентябре 1936 г. Старцев возвратился в Ленинград, преподавал в школах. В ноябре—декабре 1936 г. работал по договору в ПБ, а с 29 марта по 29 июня 1937 г. состоял в штате библиотекарем 1-го разряда.Заведовал восточно-финнской группой отдела. В круг его обязанностей входила обработка литературы на восточно-финнском языке и языке народов Севера, их систематизация, справочно-консультационная работа. На этой работе С. проявил себя «как специалист, знающий свое дело и дисциплинированный производственник, работающий с инициативой». 27 июня 1937 г. уволен из библиотеки.
20 августа 1936 г. Старцев был исключен из ВКП(б) в Сыктывкаре. В конце 1937 г. арестован в Ленинграде по делу «Контрреволюционной организации блока правых, троцкистов и буржуазных националистов во главе с первым секретарем Коми обкома ВКП(б) А. А. Семичевым». В июне 1938 г. осужден военным трибуналом войск НКВД Уральского округа к 10 годам заключения. Погиб в 1943 г. на фронте в боях в районе Сталинграда.
Реабилитирован в 1956 г., восстановлен в партии в 1989 г.


Терюков А. И. 
http://www.nlr.ru:8101/nlr_history/persons/info.php?id=1205

 



Георгий Афанасьевич (21.02.1902-1942, г. Сталинград), этнограф, исследователь Севера. Окончил этнографическое отделение Петроградского географического института. В 1925г. Комитетом Севера при Президиуме ВЦИК командирован на Тобольский Север для изучения социально-экономического положенная культуры коренного населения. В 1926г. совершил поездку через Коми область в Большеземельскую тундру Ненецкого национального района; позднее проводил этнографические исследования в низовьях Оби и на Ямале. Большая часть богатого этнографического материала, собранного в полевых условиях, опубликовал в ряде очерков по этнографии коми-зырян, ханты и ненцев. Автор историко-этнографических исследований "Самоеды (ненча)". Книга содержит ценные материалы и наблюдения по культуре и быту ненцев.

//Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.3.Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.-С.121

наверх

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация