Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Природа Ямала (диск)
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала


Культура и искусство | Художники Ямала

ЛАР Леонид Алексеевич,

ненецкий художник, член Союза художников РФ

Четыре стихии.2000._Лар Л. ЯНАО, Салехард / Губкинская ЦБС. Губкинский
Священное место.1995_Лар Л. ЯНАО. Салехард / Губкинская ЦБС . Губкинский
Продолжение рода (Хоркы).1997_Лар Л. ЯНАО. Салехард / Губкинская ЦБС. Губкинский
Четыре стихии
2000
Священное место
1995
Продолжение рода (Хоркы)
1997

 

Родился 1 мая 1955 г. в п. Салемал Ямальского района. Учился в Московской средней художественной школе (1969-1974) и Московском художественном институте им. В.И. Сурикова на отделении театрально-декорационного искусства (1974-1980). Член Союза художников РФ с 1993 г. Живописец, график. Работает в технике акварели, рисунка. Автор тематических композиций, пейзажей, портретов, обращается к мифологическим сюжетам. Работал художником-декоратором в Тюменском областном театре драмы (1980-1982). С 1983 по 1990 преподавал в Салехардском окружном училище культуры и искусства. С 1990 г. работает в Салехардской научной лаборатории истории и этнографии при Институте проблем освоения Севера. С 2001 г. – декан художественно-графического факультета. В 1990 г. – персональная выставка в Тюмени. Участник всесоюзных и международных выставок. Работы художника находятся в музеях России и мира.

 

//Север России.XXI век: Художники северных, сибирских и дальневосточных регионов России.В 2 кн. Кн.1: Проект "Художники Севера - XXI веку"/Гл.ред.А.Л.Набатов;Отв. ред.В.А.Иванова.-М.:ОАО "Иван Федоров",2001.-С.222-223.

Мир Леонида Лара

И малые звезды украшают небо, гласит народная мудрость. Автохтонные народы Севера, занимая достойное место на звездном небосклоне многонациональной России, взрастили талантливых подвижников и светочей отечественной науки и культуры. В их ряду заметно выделяется, как звезда первой величины, ненецкий ученый с мировым именем, даровитый художник и опытный педагог Леонид Алексеевич Л ар. Его жизнь и деятельность — убедительный и впечатляющий пример того, каких высот профессионального мастерства способен добиться человек, наделенный природными дарованиями, редкостным трудолюбием, сильным характером и упорством в достижении желанных целей. Судьба уготовила Леониду такие жестокие испытания в младенческом возрасте, какие трудно себе представить. Он родился в праздничный день Первого мая 1955 года в заполярном поселке Салемал Ямальского района. Жители этого поселка хранили благодарную память о русском фельдшере Владими- ре Солдатове, который пожертвовал собой, спасая от смерти ненцев, больных тифом. Леонид Алексеевич остался рано без родителей. Но имя, которое дала ему мать, осталось в его сердце. Мать хотела, чтоб сын был чист душой и мыслями, приносил добро и радость людям. Она назвала его Таборчи, в переводе, которое означает «чист как слезинка». Через много лет он узнал, как звали его мать. Ему имя матери сказали старые женщины. Мать звали Яхане. Она была из рода оленеводов и рыбаков Ва-нуйто. Русское имя он получил при поступлении в школу-интернат, закрепив его на всю последующую жизнь. Оставшись без матери, которая трагически погибла, он был взят на воспитание сердобольными людьми. Как только он подрос, его направили на подготовительное отделение школы-интерната районного центра Яр-Сале. Противники подобного типа учебно-воспитательных заведений доказывали их несовместимость с укладом жизни и семейными традициями оленеводов-кочевников, не предлагая при этом равноценной замены. Иного мнения придерживается Леонид Лар, для которого школа-интернат заменила родную обитель и семью. С нескрываемой душевной теплотой он вспоминает школьные годы: «Детство мое прошло в стенах школы-интерната поселка Яр-Сале. Директором школы был Николай Николаевич Почекуев. Помню его строгим и справедливым преподавателем. Тогда он у нас вел историю. Мы на его уроках не замечали, как пролетало время..Его уроки были яркими, насыщенными. Когда заканчивался урок, мы окружали Николая Николаевича, засыпали его вопросами. Каждый из нас старался быть похожим на него... Каждый школьный день приносил что-то новое в мою жизнь, много интересного, открывал новые горизонты мира. Особую роль в деле воспитания моего самосознания сыграла литература. Преподаватели знакомили нас с художественными произведениями классиков. Мы зачитывались А.С. Пушкиным, А. Дюма, В. Гюго, Э. Золя и другими произведениями зарубежных и русских писателей. Очень хорошо упомню Лидию Петровну Матросову, которая s> вела уроки русского языка и литературы. Благодаря ее урокам мы пристрастились к чтению книг, а кое-кто пытался сочинять рассказы и стихи. Воспитатели и учителя проявляли уважение к обычаям и культуре моего народа. Они прекрасно говорили на ненецком языке, что сближало их с детьми». Особо хочется сказать о кружке рисования, которым руководил педагог Геннадий Алексеевич Пуйко, он сыграл большую роль в моей судьбе и в становлении личности. Он занимался не только педагогической деятельностью, но и литературной. Сочинял и публиковал стихи в окружной газете «Красный Север» Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэзия, по его словам, есть состояние души. Геннадий Алексеевич уделял большое внимание привитию интереса к ненецкому фольклору, устраивал вечера, посвященные народному творчеству. Он являлся хорошим знатоком устного творчества ненцев. Его исполнение легенд, мифов, заставляло трепетать душу человека, окунуться в фантастический мир, переживать вместе с героем радость и горе. На занятиях по рисованию он учил нас, как владеть карандашом и кисточкой, хвалил далекие от совершенства рисунки учеников. Очень хорошо помню первый выход на пленэр. Это было весной, уже появились проталины. Погода была солнечная. Снег так искрился под солнечными лучами, что слепил глаза. Преодолев на лыжах три километра, облюбовали место для занятий. По совету учителя, мы приспособили картонки для рисования на лыжах, воткнутых в снег, краски держали в руках, пытались запечатлеть окружающий пейзаж. Закончив работу, сварили вкусный чай и с удовольствием пили его. Природа вокруг была прекрасной, мы чувствовали запахи пробуждающей тундры. Геннадий Алексеевич учил нас не только изображать природу красками, но и учил чувствовать природу и дыхание земли, распознавать голоса птиц, повадки животных, рассказывал много интересных случаев из жизни оленеводов, рыбаков, забавные истории на охоте, некоторые аспекты религиозной жизни ненцев. Трудно переоценить вклад в развитии моего мировоззрения педагога ГА. Пуйко, который научил меня понимать самого себя, давать анализ своим ощущениям, сочувствовать и понимать чужую боль, видеть красоту везде. Он сумел воспитать во мне интерес к творческому наследию ненцев, пробудить чувство национального самосознания. Геннадий Алексеевич открыл в моей душе горизонты художественного мира, красоту звука кисти об холст, мазке, где соединяются все краски жизни, любовь к прекрасному». Геннадий Алексеевич Пуйко, оценив способности Лара, позаботился о дальнейшей его судьбе. То, что "казалось недосягаемой мечтой, сбылось наяву, учитель подготовил своего ученика к экзаменам, собрал документы. У Леонида не было даже свидетельства о рождении. Пришлось Геннадию Алексеевичу вместе с сельским советом восстанавливать по рассказам старых людей его место рождения, фамилии родителей, и где воспитывался ребенок. Так появилась фамилия у Леонида Алексеевича, которую дал человек, сыгравший в его жизни немаловажную роль. Как только было все готово, 12-летний Леонид вместе с Геннадием Алексеевичем покинул север, и успешно сдал экзамены в элитную школу-интернат для одаренных детей при Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. В ней обучались наиболее одаренные дети со всего Советского Союза. Воспитанники художественной школы получали общее среднее и специальное художественное образование. Режим учебных занятий был очень напряженным, требуя от учащихся максимального усердия и прилежания. В первой половине дня проходили занятия по теоретическим дисциплинам, а затем следовали практикумы по живописи и другим жанрам изобразительного искусства. Куратором учебной группы, в которой занимался Леонид, являлся бывший фронтовик Николай Павлович Андрияко. Он был великолепным живописцем. Много рассказывал о фронтовых днях. Учащиеся гордились своим наставником. Великим благом Леонид и его друзья считали свободные посещения, расположенной поблизости от их школы всемирно известной Третьяковской картинной галереи. Знакомясь с гениальными произведениями отечественной живописи, ребята постигали тайны высокого искусства И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, И.Е. Репина, И.И. Шишкина и других великих живописцев. Радостное потрясение чувств Леонид испытал, побывав в Большом Театре на спектакле балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Проучившись шесть лет в художественной школе, получив хорошие знания, Леонид решил продолжить свое образование в высшем учебном заведении. В 1974 году Леонид Лар подал документы в художественный институт имени В.И. Сурикова. Наплыв желающих учиться в престижном учебном заведении был так велик, что на каждое место претендовали не менее ста абитуриентов. Успешно выдержав немыслимый конкурс, сдав на отлично экзамены, он поступил на отделение театрально-декорационного искусства. Театр его покорил еще в школьные годы, когда он впервые переступил порог Большого театра, и увидел игру актеров, красоту декораций. Он еще тогда решил быть театральным художником. В освоении техники мастерства театрально-декорационной живописи стал помогать известный художник и педагог М.М. Курилко-Рюмин, потомок декабриста М.П. Бестужева-Рюмина. Потерявший на фронте правую руку, М.М. Курилко-Рюмин, продолжал писать картины и рисовать. Он левой рукой мастерски владел карандашом, чертежным пером и кистью, терпеливо и настойчиво учил основам художественного искусства своих учеников. Михаил Михайлович очень любил своих учеников, они отвечали взаимностью. Для студентов он был эталоном мужества, честности, нравственной чистоты и таланта. Производственную практику студенты проходили в театрах и дворцах культуры Москвы, познавая, чем живут их творческие коллективы. Лару повезло работать, набираясь профессионального опыта, в знаменитом театре на Таганке, которым руководил легендарный режиссер Юрий Любимов. Практиканты, пользуясь служебными пропусками в театр, посещали его спектакли и репетиции, помогали оформлять зрительный зал и фойе, сцены, готовить декорации. Облюбовав галерку, Леонид и его друзья восхищались неповторимым мастерством занятых на сцене выдающихся актеров. Всеобщим любимцем публики являлся непревзойденный Владимир Высоцкий. Играл он вдохновенно, заряжая положительной энергетикой зрителей. Иногда Леониду и его друзьям везло, когда им разрешали поговорить с Владимиром Высоцким. Это были незабываемые минуты, которые вдохновляли их к творчеству. В школьные и студенческие годы Леонид Л ар побывал во многих городах Советского Союза. Его друзья приглашали к себе на родину отдохнуть, посмотреть достопримечательности их края. Он за годы своего учения исколесил полстраны. Был желанным гостем в Грузии, Осетии, на Украине, Алтае, в Туве, Прибалтике, Молдавии, Узбекистане и других республиках бывшего Советского Союза. И где бы он ни был, его встречали радушно и тепло. Друзья его и их родители за его приветливую, теплую, дружескую улыбку ласково называли «солнышко». Коренные жители Средней Азии нередко признавали его за своего земляка. В Туркменистане Леонид выносил палящую жару пустыни стойко, так же, как и северные морозы. Но, на каникулах Леонид не только отдыхал, он вместе с друзьями работал. Они выполняли заказы по художественному оформлению местных достопримечательностей. На первую свою зарплату Леонид купил себе красивый выходной костюм, краски и холсты. Время учения промчалось стремглав, как удивительное и неповторимое мгновение бытия. В 1980 году Леонид Лар успешно закончил институт, с отличием защитив свой дипломный проект, который стал экспонироваться на Всесоюзной выставке дипломных работ высших учебных заведений Советского Союза и Всесоюзной выставке произведений молодых художников «Молодость страны». Переварив и осмыслив все то, чему научился в столице, он выработал со временем собственное видение искусства, как уникального явления духовной жизни. По его убеждению, искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного позволяют выявлять через форму искусства красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится * всем или многим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски. Искусство регулирует жизнедеятельность людей по своим законам: закону красоты, закону совершенства, закону возвышенности духовной ориентации человека и его практической жизни; закону трагического и комического. Этим основополагающим законам искусства художник следовал на протяжении всей многолетней творческой деятельности. В многогранном профессиональном творчестве Леонида Л ара уместно выделить три этапа непрерывного и последовательного восхождения к вершинам подлинного мастерства. Начальный этап (1980 — 1984) примечателен настойчивыми поисками творческого «я», становлением личности художника. После окончания художественного института им. В.И. Сурикова он был направлен по распределению в Тюменской областной драматический театр на должность художника-декоратора. Тут ему вспомнились не только уроки педагогов-наставников, но и их советы, замечания. Здесь он стал приобретать опыт, технику и мастерство. В работе и творческих поисках своего видения ему помогали профессиональные художники Тюмени, имеющие академическое образование. По его эскизам были подготовлены красочные декорации к детским спектаклям. Как тысячи молодых людей, Леонид Лар был призван на действительную военную службу в ряды Советской Армии. Его направили проходить службу в Ленинградский военный округ. Окончив «учебку», испытав «прелести» дедовщины, сержант Лар командовал отделением зенитно-ракетного расчета, охраняя ленинградское небо от возможной агрессии противника. За безупречное исполнение служебных обязанностей его представили к аттестации на офицерское звание. В 1982 году лейтенант Леонид Лар был уволен в запас. Вернулся в Тюмень, где стал работать в производственных мастерских Тюменского отделения Союза художников России. В течение двух лет вместе с художниками Тюмени он исполнял заказы ведущих организаций Тюменской области, получая за свой труд приличное вознаграждение. Но, будучи молодым, Леонид не был притязательным. Как он говорит: «Я жил по-спартански. Мне было не привыкать к походным условиям жизни. Спал на раскладушке в мастерских, как и другие молодые художники, приехавшие по распределению в Тюмень. О домашнем уюте нам не приходилось мечтать. Это была романтика, молодость». Второй этап творчества (1984— 1994) связан с началом педагогической и научной деятельностью в Салехарде. Его пригласили на работу в училище искусств и культуры народов Севера имени Л. В. Лапцуя, посулив создать нормальные условия жизни и быта. Словесные обещания лопнули, как мыльный пузырь, стоило только приступить к обязанностям преподавателя. Долгое время Леонид Лар мыкался в деревянном, ветхом бараке бывшей 501-й стройки. Бытовые неурядицы скрашивала интересная работа, требующая новых творческих поисков. Молодому преподавателю требовалось немало терпения, выдержки и такта для того, чтобы найти общий язык, наладить доверительное отношение с очень способными, но своенравными уроженцами Севера, добиться ощутимых результатов в обучении и воспитании своих питомцев. Многие его выпускники стали хорошими мастерами и художниками. Леонид Алексеевич гордится ими. Работая на севере, Леонид Лар часто выезжал вместе со студентами на пленэр — в стойбища рыбаков, охотников, где записывал фольклор, информацию о духовной культуре своего народа. Услышанные от старых сказителей легенды и рассказы, он впоследствии воплощал на холсте. Делая зарисовки, этюды к будущим своим картинам, Леонид помнил наказы своих педагогов: художник должен знать историю и культуру того народа, о котором он хочет написать. Собрав полевой материал о духовной культуре ненцев, Леонид Лар стал анализировать, систематизировать, изучать дополнительную научную литературу. Встретившись с Владимиром Ивановичем Васильевым, доктором исторических наук, ведущим специалистом института этнографии и антропологии имени М. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР, Леонид Лар серьезно решил заняться научной деятельностью. Во время экспедиции ему посчастливилось встретиться с шаманами, хранителями и проводниками древней религии, получив от них бесценные сведения о традициях и обрядах религиозного культа. Имея большой материал о религиозном мировоззрении ненцев, Леонид Лар решил посвятить себя изучению традиционной духовной культуры своего народа. Итогом стал доклад на Всесоюзной научной конференции «Национальные и социально-культурные процессы в СССР» (1990, Омск). В 1990 году Леонида Алексеевича Лара от коллектива училища искусств и культуры имени Л.В. Лапцуя избирали в депутаты окружного Совета народных депутатов. Он, будучи депутатом, старался помочь поднять культуру и образование. Выезжал в районы, где работал с молодежью. В это время собирал материал о религиозных верованиях ненцев для своих полотен. В этом же году он был приглашен на должность научного сотрудника только что открывшейся лаборатории истории и этнографии народов Севера Института проблем освоения Севера Российской Академии Наук. Его оригинальные научные работы снискали признательность далеко за пределами Ямала. В 1992 году он участвовал в Международной научной конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции» в Якутске с докладом «Шаманы Верхнего и Нижнего миров». Неоценимую пользу ему принесли личные контакты с маститыми учеными-североведа-ми, чьи советы и рекомендации ориентировали молодого коллегу на эффективные поиски новых источников научной информации. С признательностью и теплотой вспоминает он В.И. Васильева, Ю.Б. Сим-ченко, В.Н. Басилова, которые ему помогали преодолевать первые ступени науки. Впоследствии В.Н. Ба-силов становится ответственным редактором монографии «Шаманы и Боги», которую оценили по достоинству многие специалисты-североведы. На- ставником и учителем в дальнейшем стал научный руководитель, доктор исторических наук, по национальности нивх, Чунер Михайлович Таксами. Третий, наиболее продуктивный этап творчества начался в 1994 году, когда Леонид Лар пополнил коллектив старейшего вуза региона — Тобольского государственного педагогического института имени ДИ. Менделеева. Он уверенно поднялся на крутую вершину, чтобы остаться здесь надолго и всерьез. Как нельзя, кстати, сгодился обретенный ранее педагогический опыт, облегчив переход к педагогике высшей школы. Понадобились годы напряженного труда для того, чтобы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, подобрать и сплотить коллектив единомышленников. Совершенствуя формы и методы обучения студентов, он подавал им личный пример, непрестанно учился сам. Стремясь написать добротную диссертацию, использовал отпускное время для поездок на север, чтоб собрать материал о культуре своего народа. Свои работы публиковал в научных изданиях. Новаторское творчество ненецкого исследователя привлекло внимание зарубежных ученых. По их приглашению он участвовал в международных научных конференциях, проведенных в Будапеште, Таллинне, Наре (Япония), выступал с докладами на всероссийских и региональных симпозиумах и конгрессах в Москве, Новосибирске, Омске, Томске, Тюмени, Тобольске. Многолетние и кропотливые исследования духовной культуры ненцев окупились сторицей, принесли заслуженный успех. Звездный час пробил 8 февраля 2000 года, когда Леонид Алексеевич Лар блестяще защитил в Санкт-Петербурге диссертацию по теме «Традиционное религиозное мировоззрение ненцев» на заседании диссертационного Совета Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. Официальные оппоненты: доктор исторических наук З.Д. Титова и кандидат исторических наук Л .В. Хо-мич по достоинству оценили богатство содержания, актуальность и новизну диссертации соискателя. Совет единогласно присудил Леониду Алексеевичу Л ару искомую ученую степень кандидата исторических паук. Защите предшествовала монография Леонида Лара «Шаманы и Боги», изданная в 1998 году по решению редакционно-издательского Совета института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской Академии Наук на средства администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Как указывалось в аннотации книги, автор изложил характеристику шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, показал его место и значение жизни народа, рассмотрел иерархию богов и духов, социальную роль шаманов, их влияние на общественную жизнь. В книгу вошли репродукции авторских картин, раскрывающих своеобразие его художественного творчества. Судя по его способностям, Леонид Лар един в двух лицах: обстоятельный ученый и талантливый художник. Его отличают эмоционально-чувственное восприятие и научное понимание окружающего мира. По заключению искусствоведа Е.П. Швецовой, член Союза художников России Леонид Алексеевич Лар придерживается реалистического направления в искусстве, о чем свидетельствует его написанные маслом с натуры пейзажи северной природы, портреты современников, декоративные и монументальные композиции. В то же время научные интересы побуждают художника обращаться к архетипной живописи с элементами символики. Его проникнутые философским духом живописные полотна на мифологические сюжеты отображают вечные проблемы человеческого бытия. Таковы картины эпического характера «Рождение», «Сотворение», «Полет», «Восхождение», «Нашествие», раскрывающие духовные связи людей с космосом, землей и живой природой. Сокровенный, внутренний смысл творений художника попыталась выяснить спутница его жизни историк Валентина Юрьевна Вануйто. По ее оценке, мифологическая тема занимает главное место в творчестве художника. На полотнах Леонида Лара, как в традиционном ненецком фольклоре, не только Земля, но и весь космос обитаемы и одухотворены. Персонажи выглядят так, как будто они действительно существуют в реальной жизни. Художник, используя дар творческого воображения, соединяет прошлое и настоящее, реальное и фантастическое в целостную картину мироздания и мироощущения своего народа. Оригинальные произведения ненецкого художника были представлены и заслужили похвальные отзывы на многих международных, всесоюзных, республиканских, зональных выставках изобразительного искусства. За треть века Леонид Лар создал более тысячи произведений живописи и графики, отмеченных знаками профессионального мастерства. Впечатляющие показатели творческой активности. Леонид Алексеевич Лар расширил масштабы исследования и углубил проблематику в научных поисках. Вместе с иностранными коллегами провел исследования в Ненецком автономном округе, посетил священный для ненцев остров Вайгач. Систематизированные и обобщенные результаты исследований легли в основу содержательных научных публикаций. В 2001 году увидала свет очередная монография Леонида Лара «Мифы и предания ненцев Ямала» под редакцией кандидата исторических наук Е.Т. Пушкаревой. Книга содержит впервые опубликованные фольклорные произведения ненцев, собранные автором за полтора десятилетия в Надымском, Пуровском, Тазовском, Ямальском районах Ямало-Ненецкого автономного округа. В ней приведены уникальные записи образцов устного народного творчества на русском и ненецком языках, превосходно дополненные иллюстрациями автора. В 2003 году издательство академического института проблем Освоения Севера выпустила еще одну книгу Леонида Лара «Культовые памятники Ямала. Хэби-дя'Я», как подчеркивал ответственный редактор доктор исторических наук П.В. Боярский: «В своей новой книге Леонид Алексеевич Лар не только раскрывает традиционные религиозные взгляды ненецкого народа, но и дает своеобразные описания языческих святилищ и сакральных мест. И здесь он использует новый, современный подход, когда описания святилищ даются в тесной взаимосвязи с описаниями окружающей природной среды во всем ее многообразии, что позволяет внимательному читателю воистину почувствовать дух места». Научное и художественное творчество Леонида Лара стимулирует его педагогическую деятельность, служит благим примером для окружающих. Многолетняя практика убедила его в том, какую важную социальную роль исполняет школа, придавая обществу устойчивость и стабильность, содействуя его поступательному развитию, обеспечивая неразрывную связь времен и поколений. В 2001 году ректорат, оценив работу и заслуги, назначает Леонида Алексеевича Лара на должность декана художественно-графического факультета, а в 2002 году его избирают по конкурсу. Возглавив факультет, Леонид Лар постарался улучшить работу коллектива. За минувший период были разработаны и внедрены учебные планы и программы, отвечающие требованиям государственного стандарта. Половина учебного времени выделена для самостоятельной работы студентов над различными творческими проектами, включая курсовые и дипломные произведения. Введена с учетом потребностей региона подготовка специалистов нового профиля — дизайнеров. Были созданы надлежащие условия для полноценной и продуктивной работы преподавателей и студентов. Удалось капитально отремонтировать и благоустроить старое студенческое общежитие, где размещался факультет, превратив его в современный учебный комплекс, облагороженный по законам эстетики, оснащенный новейшими техническими средствами обучения, необходимыми учебными пособиями. На факультете открыты картинные галереи, где представлены лучшие творческие произведения живописи и графики преподавателей и студентов. Стали традиционными совместные учебно-методические конференции педагогов факультета и городской художественной школы имени В.Г. Перова. Кстати, выпускники школы ежегодно пополняют студенческую семью факультета. Инициатором и проводником нововведений, осуществляемых коллективом, выступает, прежде всего, его руководитель. Преподаватели и студенты уважают и ценят Леонида Алексеевича Лара за интеллект, творческий склад мышления, образованность, трудолюбие, требовательность, скромность, уважительное отношение к людям. Здесь, в коллективе единомышленников, он старается реализовать свой творческий потенциал ученого, художника и педагога. ...Река жизни движется нескончаемо, беспрерывно и необратимо, как течение державной Оби в Ледовитый океан. Предстоящий золотой юбилей Леонид Алексеевич Лар встречает, находясь в расцвете интеллектуальных сил и способностей. Изведав на тернистом жизненном пути неоднократные взлеты и падения, успехи и неудачи, надежды и сомнения, он твердо верит в лучшее будущее и стремится приближать его.

Юрий ПРИБЫЛЬСКИЙ, доктор исторических наук,
профессор Тобольского государственного педагогического института им.Д.И. Менделеева
//Ямальский меридиан.-2004.-№8.-С.40-42.
//Ямальский меридиан.-2004.-№9.-С.37-37.

 

 

 

наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация