Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала

Конаков Николай Дмитриевич,

этнограф

Конаков Николай Дмитриевич

(1946-2010)

Николай Дмитриевич (4.12.1946, г. Дрезден), этнограф.
Окончил Ленинградский государственный университет (1975), аспирантуру Коми филиала АН СССР (1978).
Изучает традиционное природопользование коми, этнолокальные группы коми в Западной Сибири (в т. ч. в ЯНАО) и других регионах, особенности традиционного мировоззрения. Описал происхождение этноареальных групп, их хозяйственную адаптацию в новых местах жительства, осветил их материальную культуру, социальную структуру и этническое самосознание.
Опубликовал свыше 200 печатных работ. Кандидат исторических наук (1979), член Международного общества финноугорских историков, действительный член Нью-Йоркской академии наук, ассоциированный член Международного фольклорного общества при Финской академии наук.

Жеребцов И. Л.


//Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2.Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.-С.43-44.


 

В ночь с 9 на 10 августа ушел из жизни известный этнограф Николай Дмитриевич Конаков. С 1988 по 2001 г. он возглавлял отдел этнографии в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук. Ушел он тихо, как и жил в последние несколько лет, отойдя от дел из-за болезни.
Между тем в кругах отечественных и зарубежных исследователей Николай Конаков хорошо известен как один из самых выдающихся ученых-гуманитариев, которые когда-либо работали в Коми. Еще в 1990-е гг. он был избран действительным членом Нью-Йоркской Академии наук, а его труды получили признание коллег и активно цитируются многими учеными по сей день.
Одной из первых крупных работ ученого была монография «Коми охотники и рыболовы», которая была издана в 1983 г. в издательстве «Наука». Книга эта насыщена богатым полевым материалом автора и представляет широкую картину хозяйственного быта промысловиков, в ней подробно анализируются мировоззрение и представления, связанные с промысловой деятельностью, описывается система этических норм, свойственных коми охотникам и рыболовам. Не случайно отечественные и зарубежные исследователи не только активно ее цитируют, но и беззастенчиво заимствуют из нее идеи и заключения. Давно настала пора переиздать названное сочинение, ибо оно не только крайне востребовано специалистами, но необходимо для публичных библиотек, краеведов и просто любителей народной культуры.
Другой крупной работой стала опубликованная в том же издательстве восемью годами позже монография «Этноареальные группы коми», в которой описываются группы коми на Кольском полуострове, на Нижней Оби, в Омской области.
Николай Дмитриевич не был узким специалистом и прекрасно разбирался в отечественной истории, археологии, лингвистике; поэтому не случайно, что именно ему принадлежит заслуга расшифровки древнекоми промыслового календаря, изображения которого ныне используются повсеместно и являются своеобразным символом республики. Этот календарь был найден коми археологами, и много лет насечки и изображения на нем оставались загадкой для исследователей. Н.Д. Конаков не только расшифровал календарь, но пошел дальше: на основе сделанных им первоначальных выводов о календарной символике у коми он написал серию работ о календарной символике уральского язычества, то есть дал развернутое объяснение того, как вписывалась календарная символика в систему представлений древнего населения Предуралья и Прикамья.
Работа по изучению уральского язычества логически привела к появлению новой идеи — проанализировать мифологию коми. И не просто мифологию коми как таковую, а коми мифологию в контексте мифологий других уральских народов. В 1990 г. венгерский профессор М. Хоппал, финский профессор Ю. Пентикайнен и Н.Д. Конаков совместно выдвинули идею международного проекта «Уральские мифологии». Многие хорошие идеи так и не удается реализовать, а в трудные девяностые годы с воплощением идей обществоведов было еще сложней, но международная кооперация помогла претворить в жизнь этот сложный проект. В 1999 г. первый том из многотомной энциклопедической серии был издан. Это был том «Мифология коми». В 2003 г. в Венгрии была издана англоязычная версия этого труда. «Мифология коми» была чрезвычайно высоко оценена отечественными и зарубежными специалистами и стала неким образцом для написания последующих томов серии, многие из которых еще не увидели свет.
В последующие годы Николай Дмитриевич активно развивал идеи, которые были рождены при анализе мифологии коми. В процессе этой работы проанализированы структура и содержание архаичных космогонических мифов и ее итогом явилась монография «Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время», изданная в Сыктывкаре в 1996 г. В своей исследовательской работе Н.Д. Конаков широко применял методы реконструкции древних мифологических представлений коми. В основу же последней работы положен анализ обширного фольклорного наследия народов коми и при этом использована апробированная во многих работах филологов и этнографов методика поиска «основного текста». Обосновывая использование данного метода, автор писал: «Необходимо отметить, что все имеющиеся фольклорные записи народов коми представляют собой фактический материал о рудиментах языческих представлений древних коми в мировоззрении их далеких потомков. Реконструкция "основного текста" языческого мировоззрения невозможна без поэтапной реконструкции на основании сохранившихся архаизмов, косвенных свидетельств, широких аналоговых поисков с использованием различных (фольклорных, лингвистических, этнографических, археологических) источников основных его структурообразующих единиц. Настоящая работа представляет собой лишь во многом сознательно обуженную попытку прочтения некоторых "текстов", подразумевая ее как один из предварительных шагов на пути реконструкции язычества древних коми, а в перспективе — уральского язычества как одного из феноменов мировой культуры».
Надо сказать, что Николай Дмитриевич был одним из самых вдумчивых и внимательных «читателей» фольклорных текстов и прекрасным интерпретатором, что становится совершенно очевидным, как только начинаешь читать его работы.
После завершения исследований по мифологии коми основное внимание Н.Д. Конакова было сосредоточено на изучении традиционного природопользования, и целый ряд его публикаций затрагивал различные аспекты данной темы. До конца решить названную научную проблему он уже не успел — начались сложности со здоровьем, которые в конце концов заставили его покинуть пост заведующего отделом этнографии, а затем вообще прекратить исследовательскую работу.
Очень много сделано Н.Д. Конаковым и для популяризации этнографических знаний. Под его редакцией были созданы давно ставшие библиографической редкостью популярный справочник «Коми-зыряне» (1993), книги «Традиционная культура коми» (1994), «Зырянский мир» (2004) и монографическое исследование «От святок до сочельника» (1993). Публиковался он и в республиканской прессе. Но он не был публичным ученым и не стремился афишировать ни свой вклад в науку, ни свой вклад в пропаганду научных знаний, коми культуры, истории края. А значение имени Н.Д. Конакова для местного сообщества, пожалуй, не менее велико, чем значение имен известных этнографов В.П. Налимова, Л.П. Лашука и Л.Н. Жеребцова.
Николай Дмитриевич Конаков не был «своим» или, как это принято говорить, представителем «коренного населения» (хотя в России все мы — коренные). Родился он 4 декабря 1946 г. в Дрездене (Германия) в семье офицера советской армии, танкиста. Отец был мордвином, но себя Николай называл русским, ибо очень не любил «национальные считалочки». Сначала учился в Уфимском горном институте, а затем поступил на недавно восстановленную кафедру этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского университета, где и нашел свое призвание. На выбор специальности во многом оказала влияние важная черта его характера — настойчивое стремление к поиску неизведанного. Проявилась она еще до начала учебы в ЛГУ, ибо к тому моменту он уже был истовым туристом, побывавшим во многих уголках нашей родины. Именно «туристические» отрочество и юность помогли ему впоследствии стать прекрасным полевым исследователем, сумевшим обследовать многие глухие уголки Коми и ряда других регионов и всегда находившим общий язык с самыми разными людьми, которые раскрывали ему свои знания о прошлом и настоящем.
Учителем Конакова был известный советский этнограф Рудольф Итс, которого Николай Дмитриевич всегда вспоминал с теплотой. Эстонца Итса и обрусевшего мордвина Конакова связывало много общего. Они оба были замечательными учеными, оба были, с одной стороны, патриотами своего отечества, а с другой — космополитами, ибо наука интернациональна и трансгранична, и ученый не может не воспринимать себя как «человека мира».
Большое влияние на профессиональное становление Николая Дмитриевича оказали и другие преподаватели кафедры — И.И. Гохман, Б.П. Шишло, Д.Г. Савинов. Последний был его научным наставником, под его руководством Н.Д. Конаков выполнил свою дипломную работу, посвященную карагасам. Но судьбе было угодно, чтобы большую часть своей жизни он прожил в Сыктывкаре, куда приехал по распределению в 1975 г. На начальном этапе его научной карьеры серьезную помощь молодому ученому оказали Л.Н. Жеребцов, Ю.В. Гагарин и другие коллеги по Институту истории, языка и литературы Коми филиала АН СССР. Именно в общении с ними он постиг формы и методы полевой работы в условиях многонациональной Республики Коми, они привили любовь к культуре коми, к коллективному творчеству.
В республике в полной мере заслуги Н.Д. Конакова оценены не были, он не имел громких званий и наград. Но признание в научном мире Николай Конаков получил, и его уход из жизни отечественные и зарубежные этнологи восприняли как серьезную потерю.

Список публикаций Николая Дмитриевича Конакова (1977)
1. Комияслбн Урал сайын вбралбм // Войвыв кодзув. 1977. № 10. С. 53-56.
2. Некоторые сведения о сопках Северного Поволховья // Проблемы истории и культуры северо-запада РСФСР. Л., 1977. С. 85—90. (в соавторстве с В.П. Петренко и М.Б. Рогачевым)
1978
3. Коми вбралысьлбн кблуй // Войвыв кодзув. 1978. № 8. С. 58—61.
4. Охотничье право собственности и охотничья мораль у коми // Традиционная культура и быт народа коми. Сыктывкар,
1978. С. 3—15. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР.
Вып. 20)
5. Охотничьи артели у коми // Традиционная культура и быт народа коми. Сыктывкар, 1978. С. 18—28. (Труды ИЯЛИ Коми
филиала АН СССР. Вып. 20)
1979
6. Водные средства сообщения народа коми: Изготовление лодок. Сыктывкар, 1979. 20 с. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 45)
7. О пережитках культа духов-хозяев в промысловой среде // XVI Всесоюзная конференция финно-угроведов. Сыктывкар,
1979. Ч. 2. С. 14.
8. Охотничий и рыболовный промыслы и их место в традиционном хозяйстве народа коми-зырян (конец XIX — начало XX в.): Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Л., 1979. 24 с.
9. Охотничий и рыболовный промыслы и их место в традиционном хозяйстве народа коми-зырян (конец XIX — начало XX в.): Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1979. (НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 241. 223 л.)
1980
10. Присваивающие отрасли хозяйства коми в конце XIX — начале XX вв. // Вопросы социально-экономической истории
Коми края (эпоха феодализма и капитализма). Сыктывкар, 1980. C. 98—107. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 23)
1981
11. Естественно-географическая среда и традиционная народная культура коми // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири.
Томск, 1981. С. 153—156.
1983
12. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX — начале ХХ в.: Культура промыслового населения таежной зоны Европейского Северо-Востока / Отв. ред. Л.Н. Жеребцов. М.,
1983. 248 с.
13. Кыдзи вбралюны комияс // Войвыв кодзув. 1983. № 9.
С. 44—46.
1984
14. Географическая среда и традиционное природопользование народа коми // Археолого-этнографические аспекты изучения Северного Приуралья. Сыктывкар, 1983. С. 27—40. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 33)
15. Ижемские коми на Кольском полуострове. Сыктывкар,
1984. 52 с. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 99) (в соавторстве с О.В. Котовым и Ю.Г. Рочевым)
16. Этническая экология и традиционная культура коми / К VI Междунар. конгр. финно-угроведов. Сыктывкар, 1984. № 4. 25 с. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 107)
1985
17. Брусяной промысел // Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар, 1985. C. 63—80. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН
СССР. Вып. 32)
18. Будь, как дед, добытчиком // Северные просторы. 1985.
№ 3. С. 18.
19. Общие черты в традиционном мировоззрении коми и народов Западной Сибири // Мировоззрение народов Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985.
С. 65—68.
20. О пьянстве и алкоголизме по данным этнографии и фольклора // Вестник политической информации (Сыктывкар). 1985. № 14 (278). C. 7—10.
21. Этнические стереотипы коми как этногенетический источник // Проблемы этногенеза народа коми. Сыктывкар, 1985. C. 78—91. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 36)
22. Ethnoenvironmental Factors of Culturegesis and the Development of Traditional Culture of the Komi People // Congressus sextus internationalis fenno-ugristarum: Thesen. Syktyvkar, 1985. Vol. 5.
P. 23.
1986
23. Становление крупнотабунного оленеводства на Кольском полуострове // Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Сыктывкар, 1986. С. 42—56. (Труды
ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 37)
1987
24. Древнекоми промысловый календарь и его периоды // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция «Археология, антропология и генетика, этнография, фольклористика, литературоведение»: Тезисы докладов. Устинов, 1987. Т. 2. С. 166—168.
25. Древнекоми промысловый календарь: Стиль календаря. Сыктывкар, 1987. С. 24. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 164)
26. Омск гoгoрса комияс ордын // Войвыв кодзув. 1987. № 11. С. 48—51. (в соавторстве с Г.Г. Бараксановым, Ю.Г. Рочевым)
27. Омские коми. Сыктывкар, 1987. 23 с. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 167) (в соавторстве с Г.Г. Бараксановым, Ю.Г. Рочевым)
28. Этнокультурные стереотипы освоения новой территории у коми // Смены культур и миграции в Западной Сибири.
Томск, 1987. С. 129—132.
1988
29. Древнекоми промысловый календарь: Буклет. Сыктывкар, 1988. 4 с.
30. Лес — наш кормилец и поилец: Очерк // Там, где течет Печора. М., 1988. С. 123—132.
1989
31. Древний календарь: от периода лося до периода медведя // Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. С. 120—144.
32. Ижемцы в Мурманском Заполярье // Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. С. 51—79. (в соавторстве с О.В. Котовым)
33. Коми мифологическая модель мира // Семиотика культуры: Тезисы докладов. Архангельск, 1989. С. 62—67.
34. Мифологический субстрат в духовной культуре народа коми // Генезис и эволюция традиционной культуры коми. Сыктывкар, 1989. С. 66—79. (Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.
Вып. 43)
35. С Вычегды на Иртыш // Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. С. 80—91. (в соавторстве с Ю.Г. Рочевым)
1990
36. Календарная символика уральского язычества // Congressus septimus internationalis fenno-ugristarum: summaria dissearta-tionum. Ethnologica et folklorica litteraria, historica, archaelogica et anthropologica. Debrecen, 1990. B. 2. P. 44.
37. Календарная символика уральского язычества (бинарный зооморфный код). Сыктывкар, 1990. 46 с. (Коми филиал АН СССР. Серия препринтов «Научные доклады». Вып. 243)
38. Календарные изображения конца I — начала II тысячелетия н.э. с территории Европейского Северо-Востока // Европейский Север: история и современность: Тезисы докладов Всерос. науч. конф. Петрозаводск, 1990. С. 134—135.
39. Мифологические основы традиционной свадебной обрядности коми // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: Тезисы докладов. Сыктывкар, 1990. Ч. 1: Народная культура. Фольклор. Общество. С. 96—97.
40. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми // Мировоззрение финно-угорских народов: Сборник науч. трудов. Новосибирск, 1990. С. 103—121.
41. Рациональные основы мифологического мышления народов Северной Евразии // Проблемы исторической интерпретации археологических источников Западной Сибири. Томск,
1990. С. 102—104.
1991
42. Игра в покойника в структуре мифологической модели мироздания // Семиотика культуры: Тезисы III Всесоюзной школы семиотики. Сыктывкар, 1991. C. 38—40.
43. Промысловый календарь древних охотников // Стерх. 1991. № 1. C. 34—35.
44. Этноареальные группы коми: формирование и современное этнокультурное состояние. М., 1991. 228 c. (в соавторстве с О.В. Котовым)
45. Calendrier de chasse et vision du monde chez les anciens Ko-mis // Etudes finno-ougriennes. T. 23. Paris, 1991. P. 35—62.
46. Ред.: Семья и социальная организация финно-угорских народов: Сб. статей. Сыктывкар, 1991. 124 с. (Труды ИЯЛИ КНЦ
УрО РАН. Вып. 49)
1992
47. Мифологический субстрат в фольклоре коми (на русском и английском языках) // Уральская мифология: Тезисы докладов международного симпозиума. Сыктывкар, 1992. С. 63—71.
48. Этнопедагогика коми и проблема возрождения национальной культуры // Традиционное и новое в культуре народов
России. Саранск, 1992. С. 212—213.
1993
49. Воспитание детей // Коми-зыряне: историко-этнографи-ческий справочник / Сост. Н.Д. Конаков. Сыктывкар, 1993. С. 17—18. (в соавторстве с В.В. Соловьевым)
50. К вопросу о саянском очаге оленеводства (генезис верхового оленеводства) // Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар,
1993. C. 43—50. (Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып. 57)
51. От святок до сочельника: коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар, 1993. 128 с.
52. Полтергейст в фольклоре и верованиях коми // Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар, 1993. С. 107—112. (Труды
ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып. 57)
53. Социокультурная адаптация коми переселенцев в бассейне Нижней Оби // Проблемы культурогенеза и культурное наследие: Материалы конф. СПб., 1993. Ч. 3: Этнография и изучение культурных процессов и явлений. С. 71—76.
54. Die Kalendersymbolik des uralischen Heidentums // On the Borderlines of Semiosis: Proceedings from the ISI Conferences in Imatra, 1991 and 1992 / Ed. by Eero Tarasti. Imatra, 1993. P. 121— 126. (Acta Semiotica Fennica II)
55. Mythological Archaic in Komi Folklore. Uralic mythology // Specimina Sibirica. T. 6: Uralic mythology: Papers of an International Conference, Syktyvkar, 6—9 August 1993. Savariae, 1993.
P. 79—81.
56. Reminiscences of Shamanism among the Komi People // Shamanism and Perfoming Arts: Papers and Abstracts. Budapest, 1993.
P. 18—19.
57. Сост.: Коми-зыряне: Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993. 175 с.
58. Ред.: Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар, 1993. 154 с.
(Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып. 57)
1994
59. Calendar Symbolism of Uralic Peoples of the Pre-christian Era // Arctic anthropology. 1994. Vol. 33. № 1. P. 47—61.
60. Komissyrjaanien kansankulttuurin semiotiikkaa // Semiotics of Nature and Cultur of the Komi (Zyrjans): Summer Congress of the International Semiotics Institute, 11th Annual Meeting of the Se-miotic Society of Finland, 13—19 July 1992, Valtionhotelli, Imatra, Finland. Imatra, 1994. P. 1—8.
61. Ред. и сост.: Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. 272 с.
1995
62. Луна в коми мифологии // Symmarie acroasium in sectionibus et symposiis factarum. Jyvaskyla, 1995. P. 157—159.
63. Представления об аде у народов коми // Коми-пермяки и финно-угорский мир: Тезисы докладов международной конференции, Кудымкар, 26—28 мая 1995 г. Сыктывкар, 1995.
С. 87—88.
64. Historical Memory in the Groups of Komi Immigrants // Con-gressus octavus internationalis fenno-ugristarm. Jyvaskyla, 10— 15.08.1995. Jyvaskyla, 1995. Part 2. P. 342.
65. Poltergeist in Folklore and Beliefs of the Komi People // Folk
Belief Today. Tartu, 1995. P. 200—204.
1996
66. Духи-хозяева дома у народа коми // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера: Материалы Международной научной конференции. Киров, 1996.
Т. 2. С. 169—172.
67. Играй, сигудэк // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Земля Коми. 1996. № 36. С. 165—167.
68. Историческая память в коми переселенческих группах // ^ngressus octavus internationalis fenno-ugristarum 10—15.08.1995. Jyvaskyla, 1996. Part 6: Ethnologia and Folkloristica. P. 157—159.
69. Музыка в традиционном быту и народной культуре народа коми // Традиционная музыкальная культура народа коми: Тезисы докладов. Сыктывкар, 1996. С. 10—11.
70. Под знаком медведя // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Земля Коми. 1996. № 36. С. 106—110.
71. Светлая мораль древних богов // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Земля Коми. 1996. № 36. С. 152—153.
72. Строительная обрядность народов коми // Традиционное мировоззрение и духовная культура народов Европейского Севера. Сыктывкар, 1996. С. 21—29. (Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН; Вып. 60)
73. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996. 131 с.
Шабаев Ю.П. [Рец. на: Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Изд-во КНЦ УрО РАН. 1996. 131 с.] // Этнографическое обозрение. 1998. № 3. С. 159—161.
74. Традиционные хозяйственные занятия коми // Жизнь национальностей. 1996. № 4. С. 22—24.
75. Ecological Adaptation of Komi Resettled Groups Print // Arctic Antropology. 1996. Vol. 30. № 2. P. 92—102.
76. Rationality and Mithological Foundations of Calendar Symbols of the Ancient Komi Print // Shamanism and Northern Ecology / Ed. by Juha Pentikainen. Berlin; N.Y., 1996. P. 135—142.
77. Wechselwirkunden zwishen der Rentierzuchterkultur der sami und der nordlichen Komi auf der Kola-Halbinsel Ende des 19 und Anfang des 20 Jahrhunderts // Lapponica et Uralica. Upsala, 1996.
S. 79—82.
1997
78. Древнекоми промысловый календарь // Историко-культурный атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 1997. С. 44—45.
79. Лодочные конструкции // Историко-культурный атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 1997.
С. 256—259.
80. Между небом и землей // Арт (Лад). 1997. № 1. С. 230—243.
81. Представления о колдовстве и колдунах у народов коми (зырян и пермяков) // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития. Глазов, 1997. С. 49—51.
82. Природопользование // Историко-культурный атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 1997.
С. 250—252.
83. Ремесла и промыслы // Историко-культурный атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 1997.
С. 252—255.
84. Традиционная этнология народа коми // Финно-угорский мир: состояние природы и региональная стратегия защиты окружающей среды: Тезисы докладов. Сыктывкар, 1997.
С. 94—95.
85. Упряжное собаководство у коми // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории коми. Сыктывкар,
1997. С. 124—127.
86. Этническое самосознание коми-пермяков: прошлое и современность // Традиционная народная культура населения Урала. Пермь, 1997. С. 102—106. (в соавторстве с Ю.П. Шабае-вым)
87. Член авт. кол.: Республика Коми: Энциклопедия. Т. 1. / Отв. ред. М.П. Рощевский. Сыктывкар, 1997. 469 с.
1998
88. Коми // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М., 1998. С. 250—252.
89. Представления об аде у народов коми // Коми-пермяки и финно-угорский мир: Материалы международной конференции. Кудымкар, 1998. С. 276—278.
90. Традиционные мораль и право в мифологии коми // Арт (Лад). 1998. № 4. С. 126—137.
91. Komin kansan perinteinen luonnon hyodyntaminen ja maail-mankatsomus // Suomalaisen kirjallisuuden seurani. T. 697: Ison karhun jalkelaiset. Tampere, 1998. P. 62—84.
1999
92. Член авт. кол.: Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. / Отв. ред. М.П. Рощевский. Сыктывкар, 1999. 573 с.
93. Рук. авт. колл.: Энциклопедия уральских мифологий. Т. 1: Мифология коми / Под ред.: А.-Л. Сиикала, В.В. Напольских, М. Хоппал. М.; Сыктывкар, 1999. 480 c.
Арутюнов С.А. [Рец. на: Энциклопедия уральских мифологий. Т. 1: Мифология коми. М.; Сыктывкар, 1999] // Этнографическое обозрение. 2000. № 5. С. 140—142.
Виноградова С.Л., Петрухин В.Я. [Рец. на: Первый выпуск «Энциклопедии уральских мифологий»] // Живая старина. 2002. № 1. C. 54—55.
2000
94. Финноугроведение в Республике Коми на рубеже нового тысячелетия: итоги и перспективы. Сыктывкар, 2000. 36 с. (Научные доклады / Коми научный центр УрО Российской академии наук. Вып. 428) (в соавторстве с Э.А. Савельевой, Г.В. Фе-дюневой)
95. Хозяйственные занятия // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и др.; отв. ред. Н.Ф. Мокшин и др. М., 2000. C. 50—74. (Народы и культуры)
96. Этнографические группы коми-зырян // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и др.; отв. ред. Н.Ф. Мокшин и др. М., 2000. C. 28—31. (Народы и культуры)
97. Этноэкология народа коми // Финно-угорский мир: состояние природы и региональная стратегия защиты окружающей среды: Материалы Международной конференции, 2—5 июня 1997 г., Сыктывкар. Сыктывкар, 2000. С. 145—158.
98. Член авт. кол.: Республика Коми: Энциклопедия / Отв. ред. М.П. Рощевский. Сыктывкар, 2000. Т. 3. 423 с.
2001
99. Древнекоми промысловый календарь // Атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 2001. С. 250—251.
100. Лодочные конструкции // Атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 2001. С. 156—159.
101. О братьях наших меньших // Родники Пармы. Сыктывкар, 2001. Вып. 6. С. 166—187.
102. Под знаком медведя // Коми — край далекий и близкий. М.; Сыктывкар, 2001. С. 86—92. (Моя Россия)
103. Природопользование // Атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 2001. С. 152—153.
104. Религиозное мировоззрение промыслового населения народа коми // Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 196—228.
105. Ремесла и промыслы // Атлас Республики Коми / Науч. рук. и сост. Э.А. Савельева. М., 2001. С. 154—155.
106. Светлая мораль древних богов // Коми — край далекий и близкий. М.; Сыктывкар, 2001. С. 93—98. (Моя Россия)
107. Сост. и науч. ред.: Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. 240 с.
2003
108. Encyclopaedia of Uralic Mythologies. Vol. 1: Komi Mythology / Authors: N.D. Konakov et allii; ed. by V. Napolskikh, A.-L. Siikala, M. Hoppal. Budapest; Helsinki, 2003. 436 p.
2004
109. Древний промысловый календарь и миф о космической охоте // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. С. 262—268.
110. История этнографического изучения коми // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. С. 7—30. (в соавторстве с Ю.П. Шабаевым)
111. История этнографического изучения народов коми // Финно-угроведение. 2004. № 2. С. 24—65. (в соавторстве с Ю.П. Шабаевым)
112. Календарная обрядность коми // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004.
С. 322—340.
113. Коми мифология. Сотворение мира // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар,
2004. С. 256—261.
114. Коми народный календарь // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004.
С. 233—241.
115. Народная метеорология // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. С. 241—
244.
116. Промысловые культы // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. С. 269—277.
117. Традиционная пища // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. С. 223—226.
118. Этнографические группы народа // Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар,
2004. С. 57—64.
119. Сост., науч. ред. и рук. авт. кол.: Зырянский мир: Очерки о традиционной культуре коми народа / Авт. коллектив: В.В. Власова, И.Л. Жеребцов, И.В. Ильина и др. Сыктывкар,
2004. 432 с.
2005
120. Коми йбз история йылысь выль книга // Жеребцов Л.Н. Дороги этнографа. Сыктывкар, 2005. С. 400—402.
121. Традиционные системы природопользования и горные промыслы народа коми // Археология и ранняя история минералогии: Материалы международного семинара. Сыктывкар,
2005. С. 110—117. (в соавторстве с Е.П. Калининым)
2007
122. История этнографического изучения народов коми // Очерки по истории изучения этнографии коми. Сыктывкар, 2007. С. 8—44. (в соавторстве с Ю.П. Шабаевым) 123. Этнографические исследования в переселенческих группах коми // Очерки по истории изучения этнографии коми.
Сыктывкар, 2007. С. 231—244.
2008
124. Член авт. кол.: Коми войтыр: культура да история йылысь дженьыд серпаскывьяс / Под ред. Я. Пустаи; авт. кол.: И.Л. Жеребцов, Н.Д. Конаков, Ю.П. Шабаев, В.Э. Шарапов, Е.А. Цыпанов. Сыктывкар, 2008. 319 с. (Bibliotheka Fenno-Ugrica)
125. Член авт. кол.: Народ коми: Краткие очерки этнической истории и культуры / Под ред. Я. Пустаи; авт. кол.: И.Л. Жеребцов, Н.Д. Конаков, Ю.П. Шабаев, В.Э. Шарапов, Е.А. Цыпанов. Сыктывкар, 2008. 319 с. (Bibliotheka Fenno-Ugrica)

http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/013online/13_online_konakov.pdf

 

наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация