Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала
............................ ПИСАТЕЛИ ЯМАЛА


Писатели Ямала

Неутоленная тундрой

ХОМИЧ Людмила Васильевна

известный этнограф, лингвист, кандидат исторических наук, ведущий исследователь самодийских народов, писательница-северовед

23 февраля 2011 г. на 90-м году жизни скончалась известный сибиревед, выдающийся исследователь, один из крупнейших в стране специалистов по проблемам этнической истории и культуры ненцев Людмила Васильевна Хомич.
В этнографию народов Севера Людмила Васильевна пришла еще до войны, в 1939 г., поступив после окончания школы на этнографическое отделение ЛГУ. Ей суждено было принять эстафету изучения самодийских народов у ее преподавателей - известных ученых-сибиреведов Г.Н. Прокофьева и Г.Д. Вербова, впоследствии погибших на войне. Студенческие годы Людмилы Васильевны были разорваны войной: как житель блокадного Ленинграда она стойко перенесла все тяготы и испытания, выпавшие на ее долю. В 1944 г., когда в университете возобновились занятия, из студентов, занимавшихся этнографией самодийских народов до войны, к занятиям приступила одна Л.В. Хомич.
В 1947 г. Л.В. Хомич окончила университет и была оставлена в аспирантуре, в 1949 г. она впервые поехала на Север. Кандидатскую диссертацию Л.В. Хомич защитила в 1951 г., уже работая преподавателем этнографии народов Севера и ненецкого языка в Педагогическом институте им. А.И. Герцена. На отделении народов Крайнего Севера Педагогического института им. А.И. Герцена Л.В. Хомич проработала с 1950 по 1956 г. В годы работы в Пединституте Л.В.Хомич был составлен ненецко-русский словарик для начальной школы (Л.,1954), написан ряд учебных пособий по ненецкому языку для педучилищ. В 1953 г. состоялась ее вторая экспедиция к ненцам.
В 1956 г. Людмила Васильевна перешла на работу в сектор Сибири Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР, где проработала 35 лет – вплоть до выхода на пенсию в 1991 г. В 1966 г. у Л.В. Хомич вышла монография «Ненцы. Историко-этнографические очерки». Это исследование Людмила Васильевна когда-то пообещала самой себе написать в память о погибших во время войны учителях. Оно стало первой «сводной» работой о ненцах, охватившей весь основной круг вопросов, связанных с историей, культурой и современной жизнью ненцев. Через десять лет вышла вторая книга Л.В. Хомич «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев» (Л., 1976).
Все работы Л.В. Хомич написаны на основе ее собственных богатейших полевых материалов, собранных во время поездок к ненцам в 1958, 1962, 1964, 1966, 1968, 1971, 1973 и 1975 гг. Широкий круг научных интересов Л.В. Хомич отражен в значительном числе ее публикаций. В них всесторонне рассматриваются вопросы духовной и материальной культуры, образа жизни, истории, этногенеза и межэтнических взаимодействий ненцев, а также ненецкого языка и фольклора. Немало внимания в них уделяется социальным и демографическим явлениям, проблемам социалистического строительства (уже ставшим историей), регионального развития, становления школьного и просветительского дела у ненцев. Л.В. Хомич – также автор статей о коми, лесных ненцах, селькупах, монографий о саамах и нганасанах. Людмилой Васильевной опубликованы воспоминания об известных ученых, с которыми свела ее судьба в студенческие годы, на педагогическом поприще или во время работы в Институте этнографии АН СССР: А.А. Попове, Г.Н. Прокофьеве, Е.Д. Прокофьевой, Г.Д. Вербове, а также о Н.А. Котовщиковой, погибшей на Ямале в 1928 г.
До последних дней жизни Людмила Васильевна Хомич продолжала плодотворно трудиться, и не только на научной ниве. На склоне лет сбылись ее юношеские мечты о художественном литературном творчестве. В 2005 г. ей была доработана и опубликована написанная в 1948-1949 гг. повесть «Любовь и смерть шли рядом» о войне и блокаде (Салехард, 2005). Еще раньше, в начале 90-х годов, в журнале «Ямальский меридиан» (1992, №1, 4; 1994, № 6) были изданы фрагменты повести о Севере «Здравствуй, солнце!», ставшие дебютной публикацией Л.В. Хомич как прозаика. Ученый, столько сделавший для изучения Севера, она не раз доказывала всем, что талантливый человек талантлив во всем. Несмотря на все выпавшие испытания и груз жизненных трудностей, Людмила Васильевна сполна реализовала себя в науке, обществе, семье и в литературном творчестве.

Сектор Сибири МАЭ РАН

Неутоленная тундрой

Краеведы и просто люди, интересующиеся историей Севера, прекрасно знакомы с работами Людмилы Васильевны Хомич. Можно без всякого преувеличения сказать, что такой подробной и всесторонней монографии, посвященной какому-либо из народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, как ее "Ненцы", вы больше не найдете.

9 июля 2001 года Людмиле Васильевне исполнилось 80 лет. Всю свою жизнь она живет в Ленинграде. Здесь родилась, училась в школе и университете, преподавала. В родном городе провела она и тяжелейшие годы блокады.
После окончания средней школы в 1939-м перед ней не стоял вопрос, кем ей стать, чему посвятить свою жизнь. С ранних лет она интересовалась историей путешествий, в том числе и путешествий на Север. Очень много и с увлечением читала об этом. А тут еще День открытых дверей в Ленинградском госуниверситете, куда она готовилась поступать. Перед абитуриентами выступали заведующий отделением Севера И.Н. Винников и северовед Г.Н. Прокофьев. Они рассказали о проблемах этнографии аборигенного населения. Молодая девушка была просто зачарована возможной перспективой знакомства с историей и современностью разных народов, средой их проживания. Она без раздумий поступает на этнографическое отделение филологического факультета, а сферой своих будущих интересов выбирает народы Севера. Как утверждает сама Людмила Васильевна, она ни разу об этом не пожалела.
Начиная уже с первого курса, студенты изучали языки тех народов, исследованием которых они собирались заниматься. Ненецкий язык преподавали Г.Н. Прокофьев и Г.Д. Вербов. Предполагалось, что после третьего курса студенты поедут на практику в тундру, чтобы непосредственно на месте проверить полученные знания. Планы разрушила война.
Г.Д. Вербов ушел добровольцем на фронт. Все студенты состояли в группах противовоздушной обороны, работали на строительстве оборонительных сооружений, девушки учились на курсах медицинских сестер. Какое-то время занятия еще продолжались. Голодные студенты мерзли в нетопленых помещениях. В конце концов университет был эвакуирован в Саратов. Из-за болезни матери Людмила Васильевна не смогла выехать вместе со всеми и работала в одном из созданных в блокаду детских домов. В 1944 году университет вернулся в Ленинград. За это время скончался от голода Г.Н. Прокофьев, погиб на фронте Г.Д. Вербов. Часть студентов по самым разным причинам не смогла возобновить занятий. Многие умерли в блокаду, погибли на фронте, поменяли специальности. Из тех, кто занимался этнографией самодийских народов, в университет вернулась только Людмила Васильевна.
Год занималась с нею селькупским языком Е.Д. Прокофьева, по ненецкому языку консультировала Н.М. Терещенко. За время учебы было прочитано много специальной литературы, изучены коллекции музеев, проработаны материалы в архивах. После успешного окончания университета в 1947 году, Людмилу Васильевну пригласили в аспирантуру. В 49-м, вместе с Зинаидой Николаевной Куприной, специалистом по ненецкому фольклору, она впервые отправилась на Север - в Малоземельную тундру Ненецкого национального округа.
Пунктом их назначения был маленький национальный поселок Нельмин Нос, где в те времена жило еще много настоящих знатоков ненецких эпических песен. Тогда не было портативных магнитофонов, поэтому тексты записывались "от руки". Работа была сложной и очень трудоемкой. Результатом этой экспедиции стала выпущенная в следующем году книга "Эпические песни ненцев", в которую вошла и часть материалов, собранных Людмилой Васильевной. Помимо записей ненецкого фольклора ею были собраны данные по культуре и быту этого народа, зарисовки, фотографии.
В 1951 году Л.В. Хомич защитила кандидатскую диссертацию, посвященную роли ненецкой женщины в хозяйственной, общественной и семейной сферах до и после Октябрьской революции. Многие материалы и положения диссертации позднее были использованы в различных публикациях.
После окончания аспирантуры Л.В. Хомич преподавала этнографию народов Севера и ненецкий язык на отделении народов Крайнего Севера Педагогического института имени А.И. Герцена (в настоящее время - Российский государственный педагогический университет). Эти годы работы (с 1950-го по 1956), по словам Людмилы Васильевны, дали ей очень многое для практического освоения различных диалектов ненецкого языка. Дело в том, что студенты и курсанты (так называли тех, кто учился на подготовительном отделении) приезжали на учебу из разных районов Европейского и Ямальского Севера, низовьев Енисея. Приходилось нелегко, ведь их язык не был для неё родным. Кроме разговорной практики, Людмила Васильевна получала от студентов много новых сведений о различных сторонах жизни коренных народов.
Очень многие из учеников педагога Хомич стали впоследствии прекрасными учителями, известными писателями, учеными. Среди них В. Ледков, А. Пичков, А. Конюков, П. Явтысый, Е. Сусой, М. Бармич, Г. Пуйко, Е. Талеева, В. Ханзерова, Л. Яр, М. Ямкин, В. Ямкина, Л. Бобрикова, Л. Комарова-Ненянг, П. Лаптандер и другие. Даже после перехода на работу в Институт этнографии АН СССР Людмила Васильевна продолжала преподавать студентам этнографию и язык. За годы работы в пединституте ею был составлен небольшой ненецко-русский словарь для национальной школы. Совместно с A.M. Щербаковой и З.Н. Куприяновой написано учебное пособие по ненецкому языку для педучилищ (в последующих изданиях принимала участие М.Я. Бармич).
Серьезная работа по книге "Ненцы" началась с переходом Л.В. Хомич в отдел этнографии народов Сибири Института этнографии Академии Наук. В 1960-е годы здесь велась работа по выпуску трудов, посвященных отдельным народам Сибири и Севера. (В разные годы были выпущены "История и этнография чукчей" И.С. Вдовина, "Кеты" Е.А. Алексеенко, "Нивхи" Ч.М. Таксами и др.) Об отдельных сторонах хозяйства и культуры ненцев, проживающих в разных районах России, уже было собрано довольно много научных материалов. Однако сводной работы, если не считать небольшой монографии Г. Старцева "Самоеды (ненча)", не было. Для ее написания требовалось исследовать архивы и литературные источники, а самое главное - собрать самостоятельные материалы в различных местах обитания ненцев.
В 1953 году она снова едет на Север. Основной целью экспедиции, которую возглавляла Наталья Митрофановна Терещенко, было изучение ямальского и тазовского ненецких говоров. В составе экспедиции были студенты Л. Комарова, М. Артеева и С. Ладукай. По результатам этой поездки Л.В. Хомич опубликовала статью "Имя прилагательное в ненецком языке". Помимо лингвистических занятий, она активно собирала материалы по хозяйству, культуре и быту ненцев Ямала. Основная работа велась в поселках Яр-Сале и Нанги.
Следующая экспедиция на полуостров Канин и в Таманскую тундру ненецкого округа Архангельской области состоялась в 1958 году. Целью были маленькие поселки: Шойна, Кия, Несь, Индига, Нижняя Пеша. В сборе материалов ей помогала Л.Ф Бобрикова - студентка пединститута. Во время этой поездки удалось узнать много нового о старинной одежде (потом вышла статья "Одежда канинских ненцев"), особенностях материальной и духовной культуры этой этнической группы, записать предания о древнем народе сихиртя (статья "Ненецкие предания о сихиртя").
В 1962 году Людмила Васильевна снова едет на Ямальский Север. К этому времени у нее уже в основном подготовлен текст монографии "Ненцы". Из Салехарда она направилась в поселок Тазовский, где в сборе материала ей помогали Мирон и Вера Ямкины - студенты ЛГПИ, уроженцы этих мест. В частности, М. Ямкин посетил рыбацкий стан Нядомарра, где записал географические названия, местные предания, сведения о технике рыболовства.
Затем путь вверх по реке Пур с остановками в Самбурге и Тарко-Сале был продолжен на пароходе (из-за отсутствия средств связи не удалось побывать в Халесавой). Тут она изучала особенности культуры лесных ненцев. (Статья "Некоторые особенности хозяйства и культуры лесных ненцев"). В Тарко-Сале большую помощь ей оказали тогда работавшие там Леонид Лапцуй и Елена Сусой. Удалось встретиться с учительницей Айваседо и другими интересными людьми. Из Тарко-Сале на гидросамолете она вернулась в Салехард, откуда поехала в Ныдудля ознакомления с особенностями культуры надымских ненцев. Здесь ей очень помогла Н.К. Салиндер, большой знаток родной культуры. От нее и других были получены интересные сведения о различных сторонах духовной жизни аборигенов (Статья "О некоторых предметах культа надымских ненцев").
По возвращении в Ленинград Людмила Васильевна продолжила работу по подготовке к печати книги "Ненцы". Появились вопросы, требующие уточнения.
В 1964 году путь Людмилы Васильевны лежит в Нарьян-Мар. Там ей предстояло, в частности, познакомиться с проблемой перехода оленеводов на оседлый образ жизни, организацией сменных бригад, использования в качестве жилища передвижного балка. Вместе с участниками совещания оленеводов она ездила в поселок Хонгурей, посетила стадо оленевода К. Попова. В Нарьян-Маре она работала в архиве, где познакомилась с материалами о проведении землеустроительных работ, коллективизации, других процессах периода 30-х годов.
Наконец, книга была сдана в издательство. Но работа не прекращалась. Теперь перед молодым ученым встала проблема глубокого изучения этногенеза (происхождения) ненцев, соотношения южных и северных компонентов их культур.
В 1966 году состоялась новая экспедиция на Ямал. На этот раз в ее составе был этнограф Г.Н. Грачева, археолог Л.П. Хлобыстин и его помощник А. Огорелышев. Основные пункты - Яр-Сале, Новый Порт, Аксарка, Ныда. Археологи производили свои исследования в районе озер Ярро-То, затем вблизи поселка Ныда. Г.Н. Грачева уделяла особое внимание особенностям погребального обряда и погребальных сооружений местного населения, а Людмила Васильевна пыталась обнаружить следы древнего арктического народа, предков современных ненцев.
Вернувшись из поселка в Ленинград, она получила первые авторские экземпляры своей книги.
Мысль ученого не стоит на месте, и она уже планирует следующую, более углубленную работу, где была бы подробно освещена проблема этногенеза (формирования этнической общности) и этнической истории ненцев (связи между уже сформировавшейся народностью и ее соседями). Для этой цели были необходимы дополнительные лингвистические и этнографические данные. Она хотела еще раз побывать в Малоземельной тундре, посетить группу колвинских ненцев, поработать на Кольском полуострове, где с конца 19-го века жила отдельная группа ненцев.
Задуманное удалось осуществить во время поездок 1968 (Нельмин Нос, Красное), 1971 (оленсовхоз в районе Воркуты, Ямал, северные районы Коми АССР, Усть-Уса, Колва) и 1973 годов (Лавозерский район Мурманской области). В 1975 году она еще раз посетила Ненецкий округ, чтобы уточнить возникшие в ходе исследований вопросы. По материалам этих поездок были написаны статьи: "Об этнической принадлежности колвинцев", "Ненцы и коми Кольского полуострова", а также книга "Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев".
К сожалению, состояние здоровья не позволило Людмиле Васильевне совершать новые поездки, но во время экспедиций и так был накоплен очень большой научный материал.
В последующие годы она работала над темой "Колыбель в традиционной культуре народов Сибири". Исследовались материалы музейных коллекций и имеющаяся научная литература о колыбелях всех народов Сибири с точки зрения их конструкции, материала, связанных с ними обрядов. Была разработана типология колыбелей, выявлены "южные" связи ненцев в этой области (колыбели ненцев однотипны с колыбелями оленеводов Южной Сибири - тофаларов и тувинцев-тоджинцев).
В последние годы работы в Институте этнографии Людмила Васильевна готовила новое издание книги "Ненцы", так как прежнее стало уже библиографической редкостью (предполагалась финансовая поддержка администрации ЯНАО). Параллельно готовился научно-популярный вариант книги для издательства "Просвещение". Получилось так, что обе эти книги вышли почти одновременно: в 1994 и 1995 годах. Они разные, но очень хорошо дополняют друг друга.
Уже после ухода на пенсию, в 1991 году для издательства "Просвещение" (Серия "Народы Севера и Дальнего Востока") Людмила Васильевна подготовила две небольшие книги - "Саамы" и "Нганасане". Надо отметить, что оба этих народа тесно связаны с ненцами.
- Считаю, что судьба была ко мне благосклонна, - говорит Людмила Васильевна, - и мне удалось выполнить основные научные планы. Пока остается неопубликованным том "Фольклор ненцев", составленный несколько лет назад совместно с Е.Т. Пушкаревой и принятый к изданию в Новосибирске (серия "Фольклор народов Сибири и Дальнего Востока"). Публикация его задерживалась из-за финансовых трудностей.
В заключение упомяну, что помимо экспедиций в районы обитания разных групп ненцев, я принимала участие во многих конгрессах и симпозиумах, как в нашей стране, так и за рубежом.
Хочется отметить ту доброжелательность, с которой относились к моей работе оленеводы, рыбаки, домашние хозяйки, старые и молодые ненцы. Они рассказывали о своей жизни, щедро делились своими знаниями, разрешали зарисовывать и фотографировать предметы быта, соглашались фотографироваться сами. Все материалы я собирала и обрабатывала очень тщательно, старалась, чтобы мои работы правдиво отразили прошлое и настоящее этого народа. Сейчас многие ненцы сами продолжают дело, начатое когда-то Прокофьевым и Вербовым. Среди них несколько кандидатов наук - М.Я. Бармич, Е.Г.Сусой, Е.Т. Пушкарева, Л.А. Лар, Г.П. Харючи. И я, уверена, что появятся еще многие. Все они занимаются историей, языком, фольклором собственного народа. И в этом высшая мне награда...

Людмила Липатова

//Ямальский меридиан.-2001.-№12.-С.18-20.

 

наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация