Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала


Культура и искусство | Почетные граждане ЯНАО

 

ГУЩА Владимир Михайлович


Гуща Владимир Михайлович, начальник департамента по культуре, искусству и туризму Администрации ЯНАО, заслуженный работник культуры, Почетный гражданин ЯНАО


Начальник департамента по культуре, искусству и кинематографии администрации ЯНАО (до весны 2010 года), заслуженный работник культуры, кандидат социологических наук,
Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа

Гуща В.М. родился 10 марта 1952 года в г. Москве. Окончил Московский государственный институт культуры по специальности «Культурно-просветительская работа» в 1976 году (научная тема «Национально-культурная политика в модернизирующемся государстве на примере Российской Федерации»).

В 1976 году приехал в Ямало-Ненецкий автономный округ. Преподавал клубные дисциплины в Салехардском культурно-просветительном училище им. Л. В. Лапцуя.


Роман Ругин о Гуще Владимире Михайловиче

 

Человек, о котором поведу речь, поразил меня своим необыкновенным обаянием, широтой познаний и исключительной тактичностью. Я словно ощутил в его остром взгляде и теплой улыбке лучи семицветной радуги.

Сияние бриллиантовой радуги я вижу и в расцвете культуры на Ямальском Севере. Много усилий и труда вложил в этот расцвет и начальник Департамента культуры администрации округа Владимир Михайлович Гуща.

Его удивительно целеустремленная биография началась в Москве. Он выразился об этом весьма образно: мол, он «северянин московского разлива». Ямал он считает второй родиной, а культуру - одним из главных столпов жизни человечества. Ведь не случайно академик Лихачев (наша российская гордость и вера в завтрашний светлый день) не раз подчеркивал, что если мы потеряем культуру, то потеряемся сами, окунемся в беспамятство, сознательно уничтожим все те ценности, которые когда-то за многовековую историю накопили наши предки... И эти слова истинного патриота России созвучны всей деятельности Владимира Михайловича. Да, он живет культурой, лелеет ее, как родного ребенка, думает о ней денно и нощно.

Влияние отца - профессионального музыканта, военного дирижера - по его мнению, было решающим. Еще в детстве Володя просыпался под звуки трубы (а отец играл на разных инструментах, заставлял сына петь за ним, разрабатывал его слух).

Когда мальчику исполнилось восемь лет, он стал заниматься в детской музыкальной школе, сначала по классу скрипки, затем фортепьяно.

Но еще в отрочестве увлекся игрой на трубе, организовал в подвале своего дома небольшой кружок, и там проходили репетиции. В 1965 году тринадцатилетним мальчишкой создал дворовый оркестр.

- С этого момента, - говорит он, - началась моя биография руководителя. И думаю, она сослужила мне хорошую службу.

В 1966 году, когда отец уехал в Монголию, Володя, конечно же, последовал за родителями. И здесь, правда ненадолго, в русской школе тоже собирает небольшую инструментальную группу.

После окончания школы, в 1969 году, Владимир категорически отверг предложения друзей и родственников о поступлении в институт. Сказав: «Мужик должен понюхать пороху», принял решение служить в армии. До призыва работал в объединении «Росмолоко», в электронно-вычислительном центре, где стал руководителем художественного ансамбля. Через год ушел в армию. «И с третьего дня в армии, - улыбаясь, говорит Владимир Михайлович, - еще не приняв присягу, уже стоял в центре плаца с барабаном и вовсю отбивал дробь для марширующих шеренг». Порой приходилось барабанить по два-три часа, так что отнималась правая рука.

После принятия присяги его отправляют в сержантскую школу. На первом же смотре художественной самодеятельности между батареями молодой курсант заправляет выступлением своих сослуживцев. Владимира оставляют художественным руководителем самодеятельности части. Здесь он аккомпанировал балетной студии в Доме офицеров, руководил хором и вокально-инструментальным ансамблем, играл в духовом оркестре. Заметьте, что все это было после основной службы сержанта, заместителя командира взвода. Так что все было: и боевые учения, и караулы, и дежурства по кухне.

В это время у него возникают мысли идти по юридической части, последние полгода службы Владимир учится на подготовительных курсах во Всесоюзном заочном юридическом институте. После демобилизации, придя туда, увидел толкающихся абитуриентов в военной и милицейской форме, - а так хотелось гражданской жизни, что желание учиться там отпало само собой.

И тяга к культуре окончательно решила его судьбу. Он успешно, причем шутя, поступает в Московский государственный институт культуры на отделение режиссуры клубных театрализованных массовых представлений. Годы учебы в институте были удивительными. Приходилось много заниматься, но и здесь Владимир Михайлович работает руководителем вокально-инструментального ансамбля объединения «Мосмолоко», худруком клуба «Моссельмаш», руководителем студенческого театра миниатюр Московского пищевого института. С этими коллективами он и защищает свою дипломную работу.

После окончания института его должны были оставить в вузе на преподавательской работе, но после самовольного отъезда на празднование юбилея города Белгорода, где студент Гуща был вторым режиссером, руководство института отказалось от первоначального своего намерения (непокорных не очень жалуют).

В это время отец Владимира Михайловича на два года приезжал работать на Ямал. Приехав в Москву, много рассказывал сыну об удивительном крае, его замечательных людях.

- И я решил, - необычно тепло улыбнулся Владимир Михайлович, - поехать «за туманами и за запахом тайги», попробовать себя на самостоятельной работе.

Связался с Салехардом, и ему сразу же пришло приглашение из Салехардского межокружного училища культуры и искусства им. Л. Лапцуя (тогда было кулътпросветучилище). И здесь его высокий профессионализм и организаторские способности проявились сразу.

Приехав в 1976 году в окружной центр, он создает агитбригаду «Данко», которая стала лауреатом всех конкурсов, как в округе, так и в области. Но неуемная энергия подталкивала его дальше. В это время он познакомился с секретарями горкома и окружкома комсомола В.А. Пермяковым, Ю.В. Неёловым, С.Е. Корепановым, изложил им свои задумки и идеи, и те сразу же ухватились за них.

Владимир Михайлович часто стал готовить культурные программы слетов, конференций. В кулътпросветучилище быстро познакомился с коллективом, сблизился со многими талантливыми людьми. Теплые воспоминания остались у него о Павле Васильевиче Кравцове. Но поистине судьбоносной оказалась его встреча с хрупкой, миловидной и изящной Валентиной, которая обучала студентов искусству танца. Она стала его замечательным другом и верной женой.

Как опытного организатора, В.М. Гущу в 1982 году назначают заведующим отделом культуры г. Лабытнанги. Здесь он близко познакомился с опытным руководителем, председателем горисполкома П.Г. Зайцевым. «Он из птенца стал делать меня руководителем, - говорит Владимир Михайлович, - с ним я проработал четыре года, многим навыкам административной работы научился у него».

На эти годы пришелся всплеск творческой активности художественных коллективов города. И запевалой этого, конечно же, был Владимир Михайлович. С городом Лабытнанги, с его людьми у Владимира Михайловича связаны самые теплые воспоминания и незабываемые впечатления.

В 1986 году В.М. Гуще предлагают должность заведующего окружным отделом культуры. И вот уже почти пятнадцать лет Владимир Михайлович на этой ответственной, хлопотливой и беспокойной работе.

- За этот период, - говорит Владимир Михайлович, - поменялось многое. Хотя и нескромно, - продолжает он, заметно стесняясь, - но все же с большим удовлетворением отмечу, что одним из первых угадал развитие центров национальных культур. А таковых в России тогда еще не было.

Это яркий пример того, как он вовремя определяет новые, главные направления в работе - словно рыбу надежно и крепко хватает за жабры, чтобы не ускользнула, не вырвалась и, попав в сеть, осчастливила человека.

Он гордится и тем, что научились работать в режиме бюджетного дефицита, сумели сохранить сеть учреждений культуры, а в некоторых регионах даже увеличить. Научились привлекать средства предприятий на дальнейшее развитие культуры. За годы работы В.М. Гущи значительно реорганизована и библиотечная система.

Надо сказать, что новые подходы к развитию культуры в округе находят понимание у руководителей муниципальных образований. Так, в Новом Уренгое и Надыме начальники управлений культуры являются заместителями мэров городов и тем самым обретают дополнительные и весомые полномочия. «Особо хочу отметить, - замечает Владимир Михайлович, - работу Окружного центра национальных культур. А окружной музей вышел на международную арену, его экспонаты, различные материалы исторического плана демонстрировались во многих странах зарубежья». О развитии культуры говорит и то, что сегодня в округе уже семнадцать заслуженных работников культуры.

В 1997 году В.М. Гуща успешно защитил диссертацию и стал кандидатом социологических наук по специализации «прикладная культурология». В одной из научных статей он пишет: «Культурную политику можно определить как ту часть государственной социальной политики, которая направлена на улучшение качества жизни людей, освоение ими современной искусственной среды и в результате на улучшение адаптированности членов общества в сложных и динамичных современных условиях. Национально-культурная политика определяется как часть культурной политики, направленная на сохранение, воспроизводство и развитие этнических (региональных) культур и языков в условиях модернизации. Основная задача национально-культурной политики - поддержание режима демократии применительно к меньшинствам, создание для них реального паритета с этническим большинством населения страны, формирование условий для адаптации этих групп населения в современных условиях».

Какая хорошая мысль!.. Как глубоко и научно обоснованно сказано!

Замечу, что за год до защиты диссертации ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Он всегда был и остается главным режиссером и автором сценариев при постановке праздничных концертов, а также при проведении различных конференций, слетов и других торжественных мероприятий. Я был зрителем многих из них и всегда получал большое удовольствие.

На вопрос о любимых композиторах Владимир Михайлович ответил: «Мне по душе высокохудожественное творчество Моцарта и Стравинского. Приходится слушать и шлягерную музыку, чтобы быть и здесь в курсе. Но когда выдается момент, я отдыхаю только при классической музыке. С удовольствием слушаю Вивальди, Баха, Чайковского. Люблю мелодии 50 - 70-х годов, мне нравятся многие песни периода гражданской и Отечественной войн».

Из писателей и поэтов Владимир Михайлович выделяет Булгакова, Бунина, Солженицына, Лермонтова, Пушкина, Пастернака, Маяковского, любит сонеты Шекспира.

- И разумеется, - особо подчеркивает он, - творческому росту способствуют люди, с которыми общаюсь, ведь, как Вы знаете, талантливых людей на Ямале много.

Владимир Михайлович проводит и большую общественную работу, является членом Федерального совета при Министерстве культуры РФ, членом Сибирского коррекционного совета по культуре. На мой вопрос о том, чего в нем больше -аппаратчика или творца, он, недолго подумав, слегка сморщившись, ответил; «Конечно, семнадцать лет на административном поприще отложили своеобразный отпечаток. Я мыслю, как чиновник, но действую, как творческий человек. И это дает мне возможность вести разговор на равных и с представителем власти, и с артистом».

И этому нельзя не верить, так как он прошел практически все ступени, формирующие настоящего, талантливого работника, не боящегося, когда нужно, взять ответственность на себя. А так может поступить только специалист, уверенный в своих силах и способностях, глубоко разбирающийся не только в настоящем, но и далеко видящий перспективу и тенденции развития культуры. О его профессиональном уровне говорят итоги тех конкурсов и фестивалей, где он был председателем жюри: разборы, которые он проводил, были настолько глубоки, корректны, тактичны и, главное, объективны, что ни один коллектив не был обижен.
Владимир Михайлович за время свой работы встречался со многими интересными людьми.

- Хороших встреч на Ямале было немало, - радуется он. - Я очень доволен, что знаком с Н.Н. Губенко, А.А. Моисеевым и его супругой - людьми огромного творческого потенциала. Поддерживаю добрые отношения с Д.В. Тихомировым, своим учителем.

Только эти примеры уже свидетельствуют о многом, ибо не случайно в народе говорят; «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».

Но самым интересным он считает общение с коллегами - с работниками культуры. Это и понятно, ибо Владимир Михайлович уже двадцать два года работает на Севере и не сходит с избранной стези. Главными, приоритетными, чертами в их работе считает профессионализм, коммуникабельность, отсутствие снобизма, чванства. Ну и, понятно, эти люди должны быть порядочными, добрыми, открытыми, уважительно относиться друг к другу.

Особый взгляд у Владимира Михайловича на отношения между культурой и политикой и другими социальными сферами.

- Я очень хотел бы разделить эти понятия. Главная политика - это культура.

Он полагает: для того чтобы вылепить нормального человека, нужно три кита. Это медицина, которая делает человека здоровым. Это образование, дающее интеллектуальный уровень. И наконец, культура, которая формирует душу человека. А потом уже, по его мнению, все остальное. Причем главный кит - культура, ибо вбирает в себя культуру здоровья, культуру образования, культуру жизни.

Владимир Михайлович - прекрасный оратор. Здесь припоминается время, когда я был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР. Он был моим доверенным лицом и представлял меня в коллективах так, что присутствующие сразу определяли свои позиции. И надо сказать, что не без его помощи я сумел победить в первом же туре с большим отрывом от остальных кандидатов.

В.М. Гуща очень благодарен судьбе, что у него замечательная, заботливая и внимательная жена, которой обязан многими своими успехами и рождением двух очаровательных дочерей.

Вот таков Владимир Михайлович Гуща. Человек, который находится в постоянном поиске, ищет новые формы работы, не пасует перед трудностями, ибо является специалистом высокой культуры, и принесет еще весомую пользу жителям округа, и не ошибусь, если скажу - всей многонациональной России. Для него важно остаться в памяти людей созидателем, он радуется всем тем положительным переменам, которые происходят в стране и в жизни людей.

И ради этого, считает Владимир Михайлович, стоит жить и работать, этому благородному делу готов отдать свои глубокие знания, беспокойную душу и горячее сердце.

- Вообще, - говорит он, - мой образ собирательный. Я, как губка, впитываю в себя все хорошее, что подарил мне Ямальский край, его люди. Лучшие стороны моего характера, моей души - это от родных, друзей и коллег. Давно понял, что на Севере живут и работают люди одной национальности - северяне, и мне хочется быть достойным этой национальности.


Ругин Р.

//Их приворожил Север / Сост. Р.П. Ругин.- Екатеринбург:
Сред.-Урал. Кн.изд-во, 2000.-С.208-215.

 

 

наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация