.........Главная | О Губкинском | Губкинский в лицах | Первопроходцы .

 

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Шаманин Анатолий Григорьевич,
генеральный директор ОАО «Пурпетрубопроводстрой»

История

Открытое акционерное общество «Пурпетрубопроводстрой» - одно из крупнейших в городе Губкинский ЯНАО предприятий строительной отрасли. Наряду с основной деятельностью, строительством нефте- газа- и продуктопроводов, общество осуществляло ввод первых городских объектов и жилых домов в городе.

История ОАО «Пурпетрубопроводстрой» начинается 23 октября 1985 года с приказа № 299 «Главтюментрубопроводстрой». Необходимость создания треста было обусловлено развитием нефтегазового комплекса Среднего Приобья, что требовало освоения большого объема работ по строительству трубопроводов. Перед трестом была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить обустройство месторождений и создать собственную базу для оперативного решения вопросов обеспечения материалами и ремонта техники. За период с 1985 г. по 2003 г. проведена огромная работа по строительству трубопроводов на месторождениях региона. Все построенные трубопроводы легли там, где строители треста торили первые тропинки через тайгу и болота. Общая их протяженность составляет 3892 км. За прошедшие годы предприятие претерпело немало изменений и перемен. Были в его в его биографии и белые и черные полосы: годы подъема и расширения производства 1985-1989гг., годы кризиса и спада 1991-1998гг., годы стабилизации и укрепления пошатнувшихся позиций 1999-2000гг.

В тяжелых природно-климатических и бытовых условиях формировался коллектив треста. Высокий профессионализм, большой практический опыт, умение работать в суровых условиях Крайнего Севера помогли коллективу преодолеть экономические трудности, переломить ход событий, выжить и сохранить «костяк» работников, которые трудятся со дня основания треста. В настоящее время сложился стабильный коллектив, 267 человек имеют стаж работы на предприятии более 10 лет, средний возраст работающих 35-45 лет, вахтовым методом работает 63%.

Одной из основных задач в деятельности общества является повышение профессионального мастерства рабочих и служащих. Каждый специалист должен знать законодательные и нормативные акты, систематически повышать свою квалификацию в течении своей трудовой деятельности - это обязательное требование как для ИТР, так и для рабочих. За 2000-2003гг. обучено, переподготовлено и повысили квалификацию 228 работников. Специалисты всех профессий, как рабочие, так и ИТР, приглашались (на контрактной основе) обустраивать нефтегазовые промыслы Йемена.

На сегодняшний день из 11, входящих в состав главка, работают лишь три треста. Среди них и «Пурпетрубопроводстрой ». В 1996 году трест «Пурпетрубопроводстрой» открыл новую страницу в своей истории, он был преобразован в открытое акционерное общество «Пурпетрубопроводстрой».

http://oao-ptps.ru/


 

Виток спирали в четверть века

В этих местах предприятие появилось, когда будущего города не было и в помине. Только-только начиналась разработка нефтегазовых месторождений, на которых чуть позже развернулся "Пурнефтегаз", главной задачей было обустройство и создание инфраструктуры промыслов. Решить ее могли только строители. И приказом по Главтюментрубопроводстрою от 23 октября, вышедшим вслед за соответствующим приказом по Миннефтегазстрою, был создан строительно-монтажный трест "Пурпетрубопроводстрой" с производственными мощностями, сконцентрированными в окрестностях поселка Пурпе.

Повторить это сложно
За 25 лет коллектив треста "ПТПС", после нескольких преобразований ставшего открытым акционерным обществом, обустроил практически все нефтяные, газовые и газоконденсатные месторождения "Пурнефтегаза", помимо. ОАО "НК"Роснефть" сотрудничал в разные годы в роли подрядчика по строительству трубопроводов с ООО "Геойлбент", ОАО "Ноябрьскнефтегаз", ООО "Сургутгазпром", ООО "Ноябрьскгаздобыча", Ноябрьским управлением магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть", ОАО "Сибур", ЗАО "Пургаз" компании "Итера", ОАО "НОВАТЭК" и многими другими заказчиками. Но судьбе было угодно распорядиться так, что строите- ли-трубопроводчики трудились не только на производственных объектах. Спустя ровно полгода после создания треста, 22 апреля 1986-го, строители бригады Леонида Солонины строительно-монтажного управления № 2 заложили первый дом в новом поселке, положив тем самым начало биографии города и вписав в его историю свои имена и предприятие. Первые социальные объекты Губкинского - детский сад "Светлячок", школу № 6, культурно-спортивный комплекс "Факел" - тоже возвели работники "Пурпетрубопроводстроя". А сегодня можно уверенно говорить, что пройденный коллективом путь просто уникален, как и само предприятие.

Уникальность ОАО "ПТПС" состоит в том, что оно единственное из 11 трестов, входивших в состав тюменского главка в 1980-х годах, дожило до сегодняшнего дня, при этом не только не растеряв производственный потенциал, но и нарастив мощности и обновив технологии. Генеральный директор ОАО "Пурпетрубопроводстрой" Вячеслав Михайлович Аристов, начинавший работать со дня создания предприятия начальником СМУ-2 и возглавивший предприятие в 1993 году, не очень охотно говорит об истории. Вероятно, по той причине, что в ней есть разительные контрасты: на пике своей деятельности "ПТПС" имел штатную численность около 2,5 тысячи человек и вводил в год более 400 километров построенных трубопроводов, в худшие же годы экономического кризиса 90-х задержка выплаты заработной платы доходила до трех лет. Впрочем, восстановить эту историю несложно - предприятие как одно из ведущих в регионе и в поселке, а затем в городе не сходило со страниц местной печати, рассказы о нем и его людях регулярно находили место в юбилейных альманахах и других изданиях. Поэтому больше Вячеслав Михайлович рассказывал о делах последних трех - пяти лет и о том, что предстоит коллективу в ближайшем будущем.

Новые трассы - новые технологии
Последний упадок мировой экономики, в первую очередь отразившийся на строительной отрасли и подкосивший многие строительные организации, не обошел и ОАО "ПТПС". Но не потому, что возникли внутренние проблемы, а из-за того что завершалось строительство серьезного объекта - 150-километрового участка магистрального нефтепровода диаметром 820 мм Ванкор - НПС "Пурпе”, на котором были задействованы основные производственные мощности, и в этот переходный период предприятие не смогло взять в работу объем на следующий год. В итоге почти весь 2009 год строители занимались доводкой нефтепровода, подтягивали, так сказать, хвосты, и только с января нынешнего вышли на очередной крупный объект. Определенную роль сыграло еще то, что "ПТПС" выполнил работ больше, чем предусматривалось договором: для ускорения запуска нефтепровода его силы привлекли в помощь на строительство объектов соседнего участка, где подрядчик не укладывался в сроки, и заказчик задержал оплату по дополнительным соглашениям, в результате чего "зависла" значительная сумма - только по выполненным строительно-монтажным работам она составила более 300 миллионов рублей, не считая материалов. Дело дошло до того, что пришлось сменить учредителей акционерного общества, которые гарантировали объемы работ и дали возможность получить займ.

Вместе с Ванкорским проектом, длившимся с 2006 по 2009 год, ОАО "ПТПС" выполнило обустройство Стерхового месторождения (2008 - 09 годы, заказчик - ООО "Пурновагаз", компания "Новатэк"), где построено около 150 километров газо- и конденсатопроводов, газосборных сетей различных диаметров, и построило трубопроводы по газовой программе ООО "РН- Пурнефтегаз" на Фестивальном месторождении. Вырученные по контрактам средства и открытое кредитование позволили предприятию существенно обновить технику, что оказалось очень своевременным именно к началу 2010 года, когда был получен новый объем от заказчика, предъявляющего высокие и не совсем привычные требования к качеству строительства.

ОАО "АК "Транснефть" запланировало построить и ввести к 2012 году нефтепровод Пурпе - Самотлор протяженностью 429 километров, соединяющий восточное и западное направления транспорта нефти. Одним из подрядчиков стало ОАО "Пурпетрубопроводстрой", которому по контракту досталось строительство 129-километрового участка. Для выполнения договорных обязательств предприятие перебросило основные силы в район Вынгапура примерно в четырехстах километрах от Губкинского. За летний сезон сварены, уложены в траншею и засыпаны около 30 километров нефтепровода.

К работе в полевых условиях строителям-трубопроводчикам не привыкать - так они трудятся все 25 лет. Однако знакомую с первых лет работы треста картину - лежащего на мостках в траншее сварщика, орудующего электродом - приходится теперь видеть все реже: на смену ручному труду с держаками приходят новые технологии.

- На 25 году мы наконец в корне изменили настрой всего предприятия, -говорит В. М. Аристов. - Конечно, отстали от современности, однако и требований таких даже у "Роснефти" на Ванкоре не было, хотя строили тоже нефтепровод. Специалистам ручной сварки работы хватает - варят обвязку крановых узлов, захлестов. Но требования "Транснефти" таковы, что основная часть магистрали должна выполняться только автоматами и полуавтоматами, и мы приобрели три комплекса полуавтоматической сварки американского производства. Понятное дело, это потребовало немалых затрат. Переучили свой персонал на двухнедельных курсах и обучили инженерно-технический состав, что тоже стоит денег, ввели новые должности - в связи с внедрением новых технологий в штате появился главный сварщик вместо технолога, укомплектовали 10 новых бригад, причем в них работают специалисты, каких раньше и не было. Но в итоге получили высокое качество работы, увеличили скорость, ну и дух времени этого давно требует. А следующим приобретением будет комплекс автоматической сварки, освоим и его.

Словом, не было бы счастья, если бы не заказчик, предъявивший высокие требования к стороннему подрядчику - предприятие сделало большой шаг вперед. И появилась новая перспектива: буквально месяц назад в правительстве РФ подписано распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное месторождение - Пурпе, которое также будет вести "Транснефть", и если раньше к таким объектам "чужих" подрядчиков не подпускали, то теперь у "Пурпетрубопроводстроя" с его вооруженностью новыми технологиями есть все шансы получить очередной заказ.

Возврат на точку старта
Но все годы "ПТПС" жил не только производством, важнейшим условием успешной работы считались и считаются профессионализм, с одной стороны, и социальная защищенность персонала со стороны предприятия, В действующем коллективном договоре предусмотрен солидный соцпакет, в который включено очень многое - от создания нормальных бытовых условий проживания вахтовиков на трассах строящихся трубопроводов до компенсации затрат на отдых и оздоровление. Только в этом году приобретены и вывезены на Вынгапур более 60 новых жилых и бытовых вагонов, в полевыхусловиях круглосуточно работают две столовые, баня и душевая.

- Поколение трубопроводчиков меняется, - рассказывает о кадровых изменениях генеральный директор. - Очень многие строители прошли через "ПТПС", и даже у нефтяников нет столько ушедших на заслуженный отдых с присвоением звания "Ветеран труда”, то есть получавших министерские награды и почетные звания, - предприятие всегда заботилось о том, чтобы отметить своих работников. Из 727 человек сегодняшней численности всего 32 работают больше 20 лет, от 15 до 20 - 17 человек, от 10 до 15 лет - 58, от года до пяти - 194 человека, остальные трудятся меньше года - в связи с внедрением новых технологий мы набрали больше трехсот человек, имеющих профессии, о которых раньше только слышали, тех же полуавтоматчиков, к примеру. Причем мы испытываем сильнейший кадровый голод, потому что губкинская молодежь не обучается специальностям, которые нам нужны. Молодой народ нынче другой, с другими запросами, поэтому и условия создаем, и зарплату постоянно поднимаем, и задержек выплаты заработной платы не допускаем. Да и время романтики освоения Севера, наверное, уже прошло - это мы могли со многим смириться, что-то перетерпеть, зная, что завтра все для себя сделаем своими руками. Но самое интересное то, что вся история пошла по спирали: сейчас мы работаем на том же объекте и в том же месте, откуда начинали в 1986 году. Только тогда он назывался Уренгой - Холмогоры, а сейчас Пурпе - Самотлор, новая нитка трубопровода идет параллельно, и заказчик сегодня тот же. Я проехал вдоль построенного нами 25 лет назад участка действующего нефтепровода - все там работает, никаких нареканий нет, хотя испытывали тогда его при сдаче, помнится, при минус сорока трех градусах: на реке Пяку-Пур стояли насосы, накрыли их палатками, и при таком морозе в феврале испытали... И строил и тогда в совсем других условиях, и вручную варили, но умели же работать!

- А недавно в Губкинский приезжал глава города Ноябрьска Анатолий Васильевич Крылосов, - продолжает Вячеслав Михайлович, -зашел по старой памяти - мы ведь сотрудничали с ООО "Ноябрьскгаздобыча", когда он его возглавлял - и сразу же предложил построить газопровод в Ноябрьске. И ведь действительно больше некому предложить эту работу, потому что в регионе больше никого из строителей трубопроводов не осталось - нет "Холмогортрубопроводстроя", из которого в наш трест при создании передали одно строительномонтажное управление, нет и флагмана строительства тех лет "Самотлортрубопроводстроя”, строившего в год тысячи километров трубопроводов. А "ПТПС" - предприятие работоспособное, имеющее перспективы, и если преодолевает такие глубокие перестройки, как переход на новые технологии, значит, есть запас прочности. Все у нас впереди, тем более приходящие сегодня кадры молодые, грамотные, быстро все осваивающие. Перспектива есть, и серьезная.

Ружицкий И.

//Губкинская неделя.-2010.-19 ноября.-(№46).-С.14.


Благодарность первопроходцам


Коллектив ОАО "Пурпетрубопроводстрой" 19 ноября 2010 года отметил в городском Доме культуры "Олимп" 25-летний юбилей предприятия.
Праздничный вечер с великолепным концертом коллективов и солистов городской самодеятельности, длившийся больше двух часов, начался демонстрацией видеофильма об истории, развитии и сегодняшнем дне акционерного общества. Грандиозные стройки нефтяных и газовых магистралей, межпромысловых трубопроводов, в которых участвовал "Пурпетрубопроводстрой", прошли отдельными фрагментами перед глазами зрителей. Для многих присутствовавших в зале кадры хроники самых первых лет деятельности предприятия стали открытием - ведь коллектив за последние 2-3 года сильно омолодился. А у ветеранов, трудившихся на тех трассах со дня создания треста, эти же кадры вызвали легкую ностальгию и воспоминания о молодости и воодушевлении, с которым они как первопроходцы ступали на неосвоенные территории Крайнего Севера. При таком настроении в зрительном зале пошлй череда поздравлений коллектива-юбиляра.

Со словами благодарности за 25-летний мужественный, без каких либо преувеличений, труд выступили исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Губкинского С.С. Мирончук, заместитель генерального директора ООО "РН-Пурнефтегаз" по капитальному строительству А. А. Турнов, от имени руководителей компаний-учредителей - член совета директоров акционерного общества С. В. Романов. Как подобает в таких случаях, было вручено множество наград - почетные грамоты и благодарности губернатора и Законодательного Собрания ЯНАО, главы города Губкинского, администрации и профсоюзного комитета предприятия получили сотрудники аппарата управления общества, главные и ведущие специалисты, прорабы, сварщики, монтажники, слесари-ремонтники, водители, машинисты спецтехники... Самая высокая награда вручена генеральному директору ОАО «Пурпетрубопроводстрой» В. М. Аристову - Почетная грамота Минрегионразвития РФ. И волна эмоций прокатилась по залу, когда на праздничную сцену пригласили первого управляющего трестом, почетного гражданина города Губкинского Г. Н. Кузьмина.

- Сила нашего предприятия в том, что уже наши дети получают награды вместе с родителями, - сказал в своем приветствии Георгий Николаевич. - Это подтверждает, что дух, заложенный 25 лет назад, жив и работает на сплочение коллектива, а прочные традиции помогают не оставаться без работы и завоевывать все большее доверие заказчиков.

Эти слова, пожалуй, как нельзя лучше говорят о том, что у предприятия, первым пришедшего в эти места и потому всегда первым в Губкинском отмечающего свои праздничные даты, впереди большое будущее.

Ружицкий И.

//Губкинская неделя.-2010.-26 ноября(№47).-С.14.


Аристов Вячеслав Михайлович,

генеральный директор ОАО "Пурпетрубопроводстрой"

Аристов Вячеслав Михайлович15 октября 1985 г. создан трест «Пурпетрубопроводстрой».

Вячеслав Михайлович Аристов, генеральный директор ОАО «Пурпетрубопроводстрой», первостроитель города Губкинского, приехал в Тюменское Приполярье в 1985 году. За его плечами уже была работа в Татарии, Оренбургской и Пермской областях на строительстве газовой магистрали Уренгой — Помары — Ужгород. Так что 34-летний заместитель управляющего трестом по экономике, а затем и главный инженер был далеко не новичком на трассах.

Сейчас он говорит:

- Город Губкинский для меня почти все. Этим местам я отдал лучшие годы своей жизни. Здесь мой дом, друзья и любимая работа. Поэтому даже в самые тяжелые времена не помышлял уехать и найти место поспокойнее и жизнь полегче.

А родом он из Средней полосы России — из Пензы. Казалось бы, после без малого двух десятков лет в экстремальных условиях можно устать, заскучать, в конце концов, по малой родине. Но там Вячеслав Михайлович бывает разве что в отпусках. Кстати, и таковых-то в последнее время случается немного.

Теперь ритм жизни и работы совсем другой, - безо всякого сожаления констатирует он. — Это раньше отпуск как таковой был отпуском. А сейчас нужно держать под контролем каждый день, потому что задачи, как и их решения, непредсказуемы и повседневны.

«Пурпетрубопроводстрой», пожалуй, один из самых последних трестов, завершивших легендарную эпопею освоения газонефтеносного Тюменского Севера. Позже, в перестроечные и кризисные времена, подобных прорывов через холод и болота к «источникам валютных поступлений» России не было. И быть не могло.

Пусть даже трест начинался, казалось бы, не совсем с нуля, как многие другие организации тюменских первопроходцев в шестидесятых-семидесятых годах. Существовала небольшая база СМУ-1 Холмогортрубопроводстроя (позже она превратилась в мощное сварочное производство). И, главное, были люди, готовые отправиться согласно приказу №299 на месторождение в суровую зиму 85-86 годов.

А первыми работниками, зачисленными в штат, стали... десять «дембелей». Разумеется, для того, чтобы они доросли до настоящих специалистов, требовалось время и непомерный труд. Первого не хватало, зато второго — в избытке.
Начинали с неудачи. Два с половиной десятка жилых «бочек», переброшенных к месту дислокации базы треста, оказались на «шапке» газового купола. Пришлось искать новое место. Может быть, не стоит лишний раз повторять о суровых условиях первой зимы. Это, что называется, классический набор: и морозы, и острая нехватка техники, квалифицированных работников.

Аристов в ту пору возглавлял СМУ-2:

- В декабре 85-го года начали поступать грузы, а у нас еще не было нужной техники для их разгрузки. Более того, приходившее оборудование со станции вывозили только на ... бортовом уазике. Работали даже в новогодние дни. Так было надо. Ведь необходима была даже просто теплая одежда: наши вчерашние солдаты прибыли в шинелях, а это не для полярных широт...

Они приехали по организованному набору. Иначе говоря, по вербовке, которой занимался Главтрубопроводстрой. И первый удар северной стихии приняли на себя. По сути, они поначалу даже не работали, а спасались от холода: круглыми сутками топили вагончики. Следующие приезжавшие уже хотя бы получали тепло. «Романтики» молодежь хлебнула в полной мере. И все же многие из них работают в тресте по сей день.

Только позже вагончики СМУ-2 подключили к теплу от компрессорной станции. Появился и свет. Несмотря на лютые морозы в 45-50 градусов, работали, каждый день. Согревались и в работе.

Контора базы расположилась в одном из подъездов первого жилого дома.
Главный бухгалтер у нас занимал ванную, - с улыбкой вспоминает Аристов. — Я сидел на кухне. Управляющий, Георгий Николаевич Кузьмин, расположился в одной из комнат...

Из Новосибирска постепенно подходила проектно-сметная документация. Строители заложили жилье, объекты соцкультбыта. Позже здесь вырос целый микрорайон, пронумерованный в городе пятым. Через полгода первые пурпейские десантники заселились в коттеджи.

Работали по-прежнему сутками. А жили вначале в вагончиках прямо на плетевозах, которые их сюда и доставляли - не было кранов для разгрузки. Да, собственно, от них в свирепые морозы, какой прок...

Вообще-то на бытовые неурядицы внимания обращали мало. Строителям сразу определили напряженную производственную программу. К концу 86-го года надо было сдать в эксплуатацию 17 километров нефтесборных сетей в НГДУ «Тарасовскнефть». И, кроме того, включиться в сооружение магистрали Уренгой — Холмогоры.

Справились. План даже перевыполнили. Всего трест, а ныне ОАО «Пурпетрубопроводстрой», ввел около 160 километров сетей.

Это были последние годы, когда на Тюменский Север приезжали строители десятков национальностей. Вовсю разворачивались и соседи — Пурнефтегаз. Первые рейсы на основной объект — трубопровод Уренгой — Холмогоры - водители плетевозов выполняли за трое суток. Путь пробивали бульдозерами. Тонули в болотах. Старожилы рассказывают о том, как экскаваторщик Анатолий Шувалов сумел выбраться из такой передряги и после этого шесть километров бежал до зимника, где поймал попутку.

Свой участок магистрали мы провели досрочно и запускали зимой, - продолжает Вячеслав Михайлович. - Такого в практике еще не бывало. В сорокатрехградусный мороз для испытаний заполнили трубу водой. Конечно, были проблемы, но свою программу мы выполнили.

К этому времени коллектив треста пополнился опытными строителями, которые прошли закалку в подобных экстремальных условиях. Нытиков не было. Особенно отличились специалисты из Татнефтегазстроя, из Сургута. В дальнейшем строили уже 500-600 километров «трубы» в год.

Постепенно разрастался и будущий город. Еще в первый год пурпейского прорыва был установлен памятный знак. Обычно таковым становится местный камень. Однако здесь, где даже для строительства домов надо было отсыпать песчаные площадки, пришлось искать выход. Знаком-символом послужила половина бетонного пригруза. В этом есть своя символика: люди принесли в болотистый край жизнь от песчинки до целого города. И это надолго.

Остались и другие «памятники». Тонули болотоходы, трубоукладчики, экскаваторы. По возможности технику вырубали изо льда и восстанавливали. Однако это удавалось не всегда. Север брал суровую плату за свои подземные сокровища.

Пик взлета Пурпетрубопроводстроя пришелся на конец 80-х. По сути, уже был построен город. СМУ-2 ввело в эксплуатацию больше 30 тысяч квадратных метров жилья, три магазина, три столовых, баню, пекарню, два детских сада, школу, культурно-спортивный комплекс. Общая протяженность трубопроводов, проложенных трестом, намного превысила тысячу километров.

Испытанный, сплоченный коллектив получал заказы от Главтранснефти, Пурнефтегаза, Сургуттрансгаза, Газпрома, Специалисты командировались в Йемен, Венгрию, Иран. Их дети в летние каникулы отдыхали на море.

Но наступили суровые времена... Куда жестче, чем приполярная стихия и жилищно-бытовые сложности.

Аристов вновь рассказывает:

- Мы прошли все стадии экономической реорганизации: аренду, затем товарищество, когда сумели выкупить имущество, технику, а после — акционерное общество. Каждый работник имеет акции и использует их по собственному разумению. Конечно, сейчас работников вчетверо меньше, чем раньше. Но мы смогли избавиться от задолженности по зарплате, вновь добились посильных объемов производства. А ведь было время, когда вынужденные отпуска длились по семь месяцев. Но коллектив сохранился, и это главное. На смену ушедшим набираем молодежь, обучаем и продолжаем работать. Учатся наши ребята обычно в Уфимской школе сварщиков. В общем, идет обновление.

Это уже следующий этап приполярного прорыва. Обновляется техническое вооружение Пурпетрубопроводстроя. Импортные высококлассные машины требуют более серьезной подготовки специалистов.

Когда-то именно трубопроводчики первыми обратились к властям с обращением предоставить Пурпе статус города. Их девизом и смыслом работы в высоких широтах стали строки из песни: «Не каждому дано так щедро жить: на память людям города дарить!». Поэтому сердцем и душой прикипевшие к Северу верят в будущее и все делают для него.

Они выдержали проверку на самостоятельность, когда в одночасье были расформированы координирующие структуры: министерство и главк. Хотя пришлось непросто. Поиск заказчиков, обновление технической базы — все это потребовало больших усилий и дополнительных знаний.

Постепенно снова расширяется география работ. Строители трудятся в Тарко-Сале и Харампуре, очень ценятся в фирме «Сибур-Тюмень». Ныне за их плечами уже более четырех тысяч километров «трубы».

Вновь слово Вячеславу Аристову:

- В свое время мы были созданы, по сути дела, для Пурнефтегаза. Потому-то во время острого кризиса попросту требовали себе работу. В конце концов, каждому понятно, что нефть в ведре или газ в шапке далеко не унесешь. Но, признаться, новые хозяева решили было обойтись без нас. В результате именно мы года три подряд доделывали работу «залетных». Дошло до этих «хозяев», и теперь у нас вновь нормализовались отношения. Правда, остаются вопросы с финансированием, но это дело все же поправимое. Конечно, некоторые мощности пока простаивают. Законсервирован изоляционный цех, снизились темпы контактной сварки по методике института Патона.

Кстати, в самые тяжелые времена, когда резко сократился фронт основных работ, трубопроводчики плотно переключились на строительство жилья. И уже в году нынешнем сдали два новых дома. То есть люди продолжают переселяться из вагончиков в капитальное жилье. Вообще для города Пурпетрубопроводстрой сделал и делает очень много: водоводы, канализацию, теплосети. И не только это.

Они спонсируют проведение городских мероприятий, помогают музею, детскому приюту. Кому-то деньгами, другим — материалами, третьим — одеждой. Да только налогов акционерное общество в прошлом году заплатило более 60 миллионов рублей. По этому поводу генеральный директор посетовал:

- Странную все-таки политику избрали налоговики. Мы, законопослушные плательщики, порой из-за некоторых обстоятельств можем запаздывать на один-два дня. И вдруг за такой «грех» закрывают счет. Разве не понятно, что в результате не можем получить поступающие деньги? А значит, и расплатиться с недоимками...

Собственно, второй прорыв удался благодаря активному освоению Пургазом Губкинского месторождения. Даже, несмотря на то, что год с лишним заказчик не мог оплатить выполненную работу. Зато, когда он раскошелился, строители закупили пять «КамАЗов», два «Урагана», четыре экскаватора «Хитачи», да еще много техники отремонтировали.

Можно сказать, сейчас коллектив вновь воспрял. И духовно, и материально. Дали себя знать традиции. Может быть, кому-то звания заслуженных и почетных строителей кажутся устаревшими, но их просто так не давали. Ценой была тяжелая, но благодарная работа, как говорится, до седьмого пота даже в морозы...

Из одиннадцати трестов былого Главтюменьтрубопроводстроя в экономической сумятице выжили только три. Прорвался и Пурпейский.

//Я люблю свой город. – Тюмень: ЗАО «Сибирский издательский дом», 2001.- С.36-39.


"Пурпетрубопроводстрой" магистраль в будущее

Одно из наиболее значимых в городе предприятий, ОАО «Пурпетрубопроводстрой», отмечает 25-летний юбилей. Оно извести» как первостроитель города Губкинского, установившее знаменитый памятный камень о его  основании 22 апреля 1986 года. Именно «ПТПС» занимался обустройством месторождений «Пурнефтегаза», чем заслужил репутацию надежного подрядчика и партнёра.

Трест «Пурпетрубопроводстрой» был создан 23 октября 1985 года в ходе освоения месторождений Пуровского района. Именно его коллектив создавал сеть внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводных коммуникаций на Барсуковской, Тарасовской и Харампурской группах месторождений. Эта работа получила высокую оценку. Вот как отзывался о строителях из «ПТПС» первый генеральный директор «Пурнефтегаза» Виктор Агеев:
Трубостроителям «ПТПС» приходилось нелегко: огромные объёмы поставок трубы, отсутствие дорог. В то время они были единственными специалистами-профессионалами в нашем регионе, поэтому считались у нас строителями-гвардейцами.

Уникальность «Пурпетрубопроводстроя» состоит ещё и в том, что это единственное предприятие из 11, входивших в Главтюментрубопроводстрой, которое существует по сегодняшний день. Сложный период спада производства и неплатежей 1993-1998 годов коллектив «ПТПС» пережил достойно, сумев сохранить технику и работоспособное ядро специалистов. Огромная заслуга в этом Вячеслава Аристова, который стал генеральным директором предприятия в 1993 году и занимает этот пост по сей день.

- У меня контора была в жилой бочке, и там же мы с женой жили, - вспоминает Вячеслав Михайлович 1985 год, когда он начинал начальником строительно-монтажного управления в «ПТПС». - Вставать приходилось рано, так как уже в 7 утра нас там не должно было быть: приходила наш кадровик и начинала приёмный день. Я посвятил «Пурпетрубопроводстрою» значительную часть своей жизни и не жалею об этом. Вижу будущее нашего предприятия устойчивым, с перспективой дальнейшего уверенного развития. Для этого есть все основания: сформирован портфель заказов на ближайшие три года, продолжается работа над его пополнением. Стратегическое направ­ление нашего движения - на север и на восток, к месторождениям Заполярья и Восточной Сибири.

Значимым для «ПТПС» стал проект по строительству трубопровода Ванкор-Пурпе, в ходе которого в течение 2006-2009 гг. губкинское предприятие в качестве подрядчика ООО «РН-Пурнефтегаз» построило более 150 км линейной части трубопровода диаметром 820 мм, 6 узлов СОД (система очистки и диагностики), 1 крановый узел. Выдающимся достижением можно назвать строительство подземного перехода через реку Таз, протяжённостью более полутора километров, подводных переходов через реки Пяку-Пур и Айваседа. В ходе этой работы инженеры «ПТПС» нашли и применили ряд уникальных остроумных технических решений.

- Со своей задачей строители «ПТПС» справились на «отлично», - говорит начальник Управления текущего планирования и учёта капитальных вложений Артём Алфёров, который в то время был начальником Управления по строительству объектов Ванкорского проекта. - Этот подрядчик работает быстро и качественно, поэтому, выпол­нив сварку трубопровода в 2007 году на 70%, «ПТПС» был доверен дополнительный объём работ в районе реки Таз, который включал в себя строительство более 15 км трубопроводов основной и резервной ниток и 1 узел СОД.

Сегодня ОАО «Пурпетрубопроводстрой» строит магистральный не­фтепровод Пурпе-Самотлор. Произошло значительное обновление парка тяжёлой техники, экскаваторов, бульдозеров и трубоукладчиков. Внедрена и освоена методика полуавтоматической сварки, что является технологическим шагом вперёд.

Предприятие развивается, обновляется его коллектив. Ветеранов, которые трудятся здесь 20-25 лет, становится всё меньше. Сегодня боевой костяк составляют люди среднего возраста, которые проработали в «ПТПС» порядка десяти лет. Много молодёжи, предприятие стремится создать такие условия, чтобы молодые специалисты, набравшись опыта, оставались надолго.

Четверть века позади, и в «Пурпетрубопроводстрой» уверены, что предприятие встретит ещё не один юбилей. На смену славной истории приходит не менее славное настоящее, но самые грандиозные проекты - впереди. Пока страна живёт за счёт «трубы», кто-то должен её строить.

 

 Гончар-Быш Н.
//Нефтяник Ямала.-2010.-10 ноября(48).-С.5.

:

.

наверх

Главная | О Губкинском | Губкинский в лицах | Первопроходцы

 

Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2015
Контактная информация