Визитная карточка Тюмени
Исследователи сибири
Нефть и газ Тюменского Севера
Писатели Тюмени
Художники Тюмени
 
Дворец культуры Нефтяник
Здание Театра кукол
Никольская церковь


Шайхтдинова Неля
Хазимухамедовна (Николаевна)

Шайхтдинова Неля

(1941-2001)


Родилась в Тюмени. Училась в институте им. И.Е. Репина в Ленинграде (1964-1970) на факультете теории и истории изобразительных искусств у А.П. Чубовой, В.И. Плотникова. Член СХ СССР с 1985. Искусствовед. Работает в Тюменском музее изобразительных искусств.
С 1980 - заместитель директора по научной работе. Занимается вопросами профессионального изобразительного искусства и традиционного русского народного искусства Тюменской области.
Основные работы: "Сохранить деревянную резьбу Тюмени". Ж. "Декоративное искусство СССР", 1972, N3; монографические статьи в буклетах: В. Обрядова (Тюмень, 1975; Пермь, 1979); А. Митинский (Тюмень. 1977); М. Захаров (Тюмень, 1977); Г. Бусыгин (Пермь, 1979); А Маргушев (Пермь, 1979); Г. Новиков (Пермь, 1979); О. Шруб (Пермь, 1979); Г. Вострецов (Тюмень, 1982); Г. Засекин (Тюмень, 1982); Вступительная статья к каталогу "Художники Тюмени". Москва, 1984; "Картины Б.М. Кустодиева в Тюмени", Ж. "Советский музей", 1984, N 1; книга "Деревянная резьба Тюмени". Свердловск, 1984; "Певец земли тобольской" (о живописце С.Г. Бочанове), ж."Художник", 1988, N 4; "Живую одежду я тку божеству" (авторская концепция: ткацкий стан как отражение народных представлений о мироздании), ж. "Декоративное искусство СССР", 1990, N 9; "Из истории ковроткачества в Тобольской губернии" - в сборнике "Суриковские чтения". Красноярск, 1991; "Резьба и роспись тюменских прялок Х1Х-нач.ХХ веков" - в сборнике "Художественный музей: коллекции, культура края". Тюмень, 1993; "Западноевропейское искусство, Живопись. Каталог. (Собрание Тюменского музея изобразительных искусств". Тюмень, 1993.
Живет в Тюмени.

//Художники Тюмени: Юбилейный альбом/автор ст. Валов А.А., сост. биографических справок Сезева Н.И.-Тюмень:ТООСХР,1994.-С.52.


 

Хранительница деревянной украсы

Писать об истории края удивительно интересно. «Но мы ленивы и нелюбопытны», — сетовал ещё А.С.Пушкин. Правда, есть плеяда иных людей. Для них «дух места» — «genius loci» — важен. Он властно требует вглядеться, познать, удивиться тому, мимо чего проходят тысячи. Причём когда любопытный и неравнодушный человек представит нам в ярком свете то, что казалось знакомым и обыденным, у всех появляется изумление и восторг: да как же я не видел этого раньше!

Такое чувство возникло у многих тюменцев, когда в книжных магазинах в начале 70-х годов прошлого века появился прекрасно изданный альбом «Деревянная резьба Тюмени». Он вызвал настоящий культурный шок в нашем городе. Я хочу познакомить вас с его автором — моей коллегой искусствоведом Нелей Шайхтдиновой.
Сейчас об уникальности тюменской домовой резьбы знают все неравнодушные к истории нашего города люди. Много фотографий, статей на эту тему публикуется в газетах. Теперь это тюменский бренд. Но именно Н.Шайхтдиновой принадлежит неоспоримое утверждение, что такой резьбы нет ни в каком ином крупном центре Сибири.
Скепсис жителей Томска, которые гордятся своим городом, известным на всю Сибирь кварталами деревянных особняков с кружевами пропильной резьбы, несколько убавляется, когда они обозревают наши дома, где резьба наличников сделана не пилой по трафаретному рисунку, а вырезана подобно скульптуре. Поэтому Неля Хазимухамедовна и классифицировала её как объёмную, или накладную. Яркий пример — знаменитые купеческие особняки на улице Дзержинского, где располагаются «Забытые ремёсла», бывший Дом семейного творчества «Родник», объединённый недавно с соседями — детским эстетическим центром «Дом Буркова». Это небольшая часть того немногого наследия наших предков, которую удалось сохранить. Увы, от деревянной «украсы» Тюмени мало что осталось.
На подоконных досках — свитки с побегами, сверху над окнами — мощные завитки «волюты», пышные розы, гроздья винограда. Откуда в Сибири такие «южные» мотивы? И опять именно Неле Шайхтдиновой приходит озарение: это мотивы декора резных золочёных иконостасов храмов, которые всегда пышно украшены цветами и фруктами. Они символизируют райский сад Эдем. А мастера-резчики, которых привлекали купцы для создания красы своих жилищ, были творцами иконостасов. О нашей резьбе стало известно не только в Сибири. Определяют её как «тюменское барокко» (название стиля —от итальянского слова «пышный», «причудливый», «торжественный»).
Когда город стал обновляться ускоренными темпами, то именно по инициативе Нели Хазимухамедовны Тюменский музей изобразительных искусств стал собирать неповторимые наличники с тех домов, что шли под снос. И сейчас эта коллекция удивляет посетителей музея, особенно иностранцев, беспрестанно щёлкающих фотоаппаратами и ахающих от восторга. Если бы даже в музейный фонд народного искусства славянского населения Сибири, что был создан Шайхтдиновой, попал только один наличник из села Исетское или наличник, на резных колоннах которого с ювелирной виртуозностью создан уникальный мотив еловой шишки, то уже и тогда имя искусствоведа, который спас этот шедевр, было бы достойно того, чтобы о нем узнали.
Именно Неля поразила столичных учёных, рассказав им на одной из конференций, сколько видов дымников, венчающих печные трубы, имеет Тюмень. Их около 200! Столько не имеет ни один город России, даже прославленная этим видом домового декора Таруса. Неля Хазимухамедовна написала о наших дымниках в очень престижный московский журнал «ДИ» («Декоративное искусство»), и оттуда, из столицы, немедленно примчался корреспондент зафиксировать все наши «железные замки» на трубах, где читаются и мотивы Древнего Китая, и немецкой готики, и славянского язычества. Одно слово — Сибирь! Каких только торговых путей тут не проходило и какой талантливый народ тут только не обитал! Сейчас можно увидеть на некоторых суперсовременных коттеджах уже на чисто декоративных трубах традиционные тюменские дымники. Так маркируют свои дома их хозяева, подчёркивая: мы — сибиряки! И не подозревают, что потомственного мастера по дымникам и водостокам Н.Долгополова и его сына приметила и поддержала именно Н.Шайхтдинова.
Наш любимый город величают вратами Сибири. Ему уже 424 года. Сейчас у него общеевропейский вид. Безвозвратно утрачивает свой сибирский колорит... Если в библиотеке вы возьмёте альбом Н.Шайхтдиновой «Деревянная резьба Тюмени», то убедитесь, что 50% того, что там зафиксировано, не существует. Альбом, который выдержал два издания (второе исчезло мгновенно, часть была закуплена оптом разными организациями для подарков именитым гостям), стал раритетом и своеобразным памятником неповторимого облика старинной деревянной Тюмени и творчеству замечательного человека — Нели Шайхтдиновой.
Но и это еще не все. Многочисленные экспедиции Н.Шайхтдиновой и ее коллеги журналиста и фотографа Эльвиры Фёдоровны Купавцевой по нашей области положили начало собранию уникальной коллекции сибирской иконы. Это сейчас иконопись воспринимается как культурное национальное достояние, а тридцать лет назад это было «нежелательной пропагандой религиозного культа». Вот и приходилось привезённые из старожильческих районов иконы, которые Н.Шайхтдинова и Э.Купавцева находили в стайках, дровяниках, кладовках, где ими закрывали бочки с огурцами, перемещать в музей тайно. Их практически не показывали в экспозициях. Они занимали укромные места в хранении, дожидаясь своего часа.
А как сложно было вступать в контакт со староверами! Пережив множество гонений, они хранили свои иконы и старинные книги, боясь представить их чужим. Но Неля Хазимухамедовна, умолив только взглянуть на старинные Жития или Евангелие, начинала вслух читать по-церковнославянски. Старозаветные бабушки менялись на глазах, радуясь тому, что могут доверить свои сокровища в такие надёжные руки и они не пропадут. Придёт время — люди их увидят, о них узнают.
Ещё немаловажный момент. Многие пользовались тем, что на чёрном рынке иконы и церковные книги стоят дорого. Не раз музейная экспедиция шла по следам таких деляг, в основном из столиц, которые сбывали сибирскую экзотику иностранцам. Неля Шайхтдинова, как истинный патриот своего края, как человек абсолютно бескорыстный, не присвоила себе ничего. Всё найденное было принесено в музейный фонд, и сейчас в его экспозициях можно увидеть отреставрированные замечательные редкие иконы старообрядцев, народные (так называемые фольклорные) иконы и те, что создавались в сибирских иконописных мастерских.
Дело, начатое Нелей Хазимухамедовной Шайхтдиновой, успешно продолжено её коллегами. Недавно издан большой труд — роскошный альбом «Сибирская икона», где объединены собрания нескольких крупных музеев Сибири, и наша иконопись занимает там одно из видных мест, поскольку именно в Тобольской губернии возникла первая иконописная мастерская и оттуда посылались «мастера по всей необъятной земле сибирской на украшение храмов».
Каждое место нашей страны интересно и ценно не только географией, экономикой, но и культурой. В ней дух народа. Дух места, который крепко связывает нас с понятием Родина. И вклад Нели Шайхтдиновой здесь неоценим.
Многочисленные экспедиции Н.Шайхтдиновой и ее коллеги журналиста и фотографа Э.Купавцевой по нашей области положили начало собранию уникальной коллекции сибирской иконы.

Паромова Н.

//Тюменские известия.-2010.-16 декабря (№221).

 

 

 

 

 

наверх

 

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация