Визитная карточка Тюмени
Исследователи сибири
Нефть и газ Тюменского Севера
Писатели Тюмени
Художники Тюмени
 
Дворец культуры Нефтяник
Здание Театра кукол
Никольская церковь


Паромов Борис Иванович

Тюменьсий художник

Бочанов Григорий Степанович, тобольский художник

 

Паромов Борис Иванович родился в 1947 году в Ханты-Мансийске. 
В 1961 году переехал с родителями в Тюмень. Школьником занимался в кружке рисования во Дворце пионеров, затем в изостудии художника Ивана Некрасова. 
В 1974 году работал на творческой даче «Академическая». В 1977—78 годах – вольнослушатель Института им. Репина (Академия художеств) Ленинграда (Санкт-Петербург). 
Член Союза художников России. Автор около 60 выставок – городских, региональных, республиканских: в Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Сочи, Москве, Санкт-Петербурге. Работы находятся в Тюменском музее изобразительных искусств, Художественном музее Торонто (Канада), в частных собраниях России, Англии, Болгарии, Германии, Дании, Польши, Словакии, США.

http://www.tumentoday.ru/2010/10/13/ретро-тюмень-или-грусть-по-уходящему/


Улицы, ставшие легендой


Одним из самых красивых и изысканных событий в нашем городе стала персональная выставка художника Бориса Паромова «Тюмень уходящая».
Открывшаяся осенью 2010-го в залах музея изобразительных искусств выставка продолжила свою работу до конца нынешнего марта. И вышла из залов… В новые произведения.
170 работ Бориса Ивановича, представленных на экспозиции, — это своеобразная проекция прошлого на современность. Выставка привлекла внимание не только зрителей, но и краеведов. Прямо у полотен художника состоялось заседание городского клуба «Тюменская старина». Встреча была посвящена грядущему 425-летнему юбилею города. В ноябре минувшего года ребятишки из 30 школ стали участниками конкурса детского художественного творчества «Моя Тюмень», они представили около 250 рисунков. А нынешний год ознаменован новым конкурсом (на основе выставки) — литературного детского творчества «Мой город родной». В книге отзывов — записи впечатлений не только тюменцев, но и гостей. В том числе иностранных.
У каждого, кто живет в Тюмени, кто бывает здесь наездами, — свой образ города. Это сложный феномен. Но только художник способен запечатлеть самое доброе и светлое, что изначально было заключено при строительстве Тюмени. Это — благая и щедрая мысль-пожелание: жить здесь многим поколениям. Оттого-то и чувствуется в картинах Паромова особая сибирская стать гордых, не сдающихся времени деревянных домов. Наверное, сибирский характер — это не только поразившие врагов своим бесстрашием и самоотверженностью подвиги воинов-сибиряков (вспомним, как наши полки отстояли Москву, как бились они под Сталинградом, на Курской дуге!), но еще и сам облик города — одновременно скромный и в то же время величественно-гордый. Особенная нота монументальности сообщала героизм не только зданиям, но и городским магистралям.
Время не щадит ни улиц, ни селений. Но история, преображенная художественно в картинах, подаренных мастером не только нам — современникам, но и потомкам, трансформируется в сознании уже по-особому. Картины Бориса Паромова легко проникают в сердце, они созвучны настроениям многих людей разных поколений. Масштаб замысла и грандиозность выполненных работ приводят неизбежно к новому осмыслению творчества художника. Собирая более 15 лет полевой материал, создавая эскизы, зарисовки, этюды, Борис Иванович был верен своей теме. Многие тюменские живописцы отражали Тюмень в своих произведениях, но такого целенаправленного желания создать «портрет города» в 170 картинах не было ни у одного из них. Это — без преувеличения — подвиг. Художника, человека, гражданина.
Паромов не просто воспевает родной город. Он становится его пристрастным хроникером, который видит недостатки и потери, наблюдает привносимую природой и людьми красоту в его пространство, затерянные уголки. Такое эмоциональное личностное наблюдение делает его произведения еще более пронзительными. Изобразительный ряд экспозиции настолько точно выстроен, что выставка кажется наполненной особой мелодикой и четким сдержанным ритмом. Автор экспозиции — искусствовед Наталья Паромова исключительно точно нашла тот единственно верный ключевой интервал, который, собственно, и держит всю сложную полифонию тюменских пейзажей и много ассоциативных тематических картин. Выставка смотрится как шедевр экспозиционного искусства, и кажется, что создавалась она легко. Так бывает всегда, когда виртуозное мастерство экспозиционеров является суммой накопленного годами профессионального опыта и, конечно, особого золотого музейного таланта, каким обладают лучшие сотрудники музейного комплекса им. И.Я.Словцова.
К сожалению, заповедная Тюмень, которая предстаёт перед посетителями музея, становится с каждым днем все более далекой и неизвестной, уходящей в буквальном смысле в легенду. Уже несколько поколений, выросших в городе в постперестроечные времена, не знают ни исторической части Тюмени, ни, порой, района Зареки, не говоря уже о Городище. Среднее и старшее поколение не обладает достаточным багажом фотодокументов для того, чтобы восстановить утраченные кварталы для потомков — есть лишь отдельные снимки. Подавляющая часть произведений написана автором по конкретным местам и топографически верна настолько, что пожилые зрители восклицали с неподдельной радостью и чувством узнавания: «Да ведь это — наш дом!», «А это — наш квартал!», «А здесь жили наши знакомые!» И молодые заново открывали для себя родной город.
Борис Паромов хочет наделить тюменцев неким «художественным видением». При выборе сюжетов не случайна техника, к которой он обратился: только в акварели, гуаши, темпере могли так нежно прозвучать многие мотивы. Мягкая тональность уходящей Тюмени ощущается удивительной, лиричной мелодией. Далеко не каждый может ее услышать. Для этого нужно быть свободным от гнета шопинга и массовой культуры, от навязанных стереотипов. Это происходит не в первый миг, а в тот второй, с которого и начинается подлинный отсвет в душе, настоящее чувство исторической действительности. Тогда волшебным образом с полотен в наше пространство делает незримый шаг Время.
Мотивы Храма… Это особая тема творчества, продиктованная своеобразным духовным требованием личности, четко осознающей свое особенное место в культурном пространстве города, где Душе отводится всегда первое место. Служение высокому, прекрасному у Паромова является искренней потребностью, что и наполняет его произведения особой аурой, поднимающей зрителя над мирской суетой. Дорога к Храму — восхождение для человека, понимающего свой нравственный долг. Такой Путь для художника естественен. Улица, имеющая Храм в перспективе, была полна особой энергетики: она словно благословляла путника. Теперь само понятие перспективы в пространстве нашего города настолько искажено, что нередко современные кварталы имеют искусственно созданный тупик, ограничивающий не только движение, но и — что самое важное — взгляд. Понятие чистоты горизонта является незыблемой частью прав горожанина в Западной Европе, и уже одно это обстоятельство спасало не раз исторические фрагменты наиболее старых европейских городов.
Поблагодарим Мастера за создание зримой памяти о родном городе, за ту необычайную радость, которая была подарена нам…


http://www.t-i.ru/article/18356/


"...И час любой
благословен для храма"

Паромов Борис Иванович, тюменский художник. г. Тюмень.Накануне светлого и радостного Рождества Христова в областном музее изобразительных искусств открылась выставка, посвященная храмам Тюмени. В наши дни мы, обретая утерянные церковные праздники, учимся понимать особую красоту храма - духовную.

Автор выставки - Борис Паромов, член Союза художников, известный тюменский живописец. Многие помнят его акварели цикла "Тюмень уходящая", представленные зрителям два года назад. Архитектурный облик сибирской столицы стремительно меняется, и только церкви напоминают о вечности. Последнее время художник трудился над циклом "Храмы Тюмени", и эти работы Бориса Ивановича стали еще более личными, сокровенными, чем предыдущие. И поэтому не удивительно, что художник не стал много рассказывать о своей выставке. Считается, что нельзя научиться писать храмы - этому нужно "сподобиться". Не каждому дано, изображая храмы, видеть в них святость. Это полет, необходимость души, христианки от рождения, рассказать миру, какое чудо нас окружает. Для Бориса Паромова и его жены, искусствоведа Натальи Паромовой, выставка заключает прежде всего духовный смысл.
Архимандрит Тихон, наместник Свято-Троицкого монастыря, ректор Тюменского духовного училища, на открытии напомнил, что храм - это небо на земле, это самое высокое, что может иметь человек здесь. Когда освящается церковь, над ней становится Ангел, и даже на месте разрушенного, уничтоженного храма он остается на все времена. Наши благочестивые предки, уходя далеко в Сибирь, в первую очередь заботились о духовном начале и строили церкви. Это был подвиг русских людей, которые, осваивая далекие земли, укрепляли великую Россию.
В камерном музейном зале разместилась двадцать одна пейзажная композиция. На большинстве работ - самая древняя тюменская святыня - Свято-Троицкий монастырь. Художник стремился показать не столько архитектуру, сколько то, как гармонично храм организует пространство и осеняет своей красотой переулки Заречья, Затюменки, заповедной Ямской слободы... Мы вместе с автором в который раз удивляемся мудрости и умению наших предков поставить храмовые ансамбли так, чтобы они стали главными доминантами города. Изображая монастырь со всех сторон, художник мысленно называет цикл работ "Троицким вальсом". Церкви, в недалеком прошлом поруганные, сегодня возрождаются. На картинах - Вознесенеко-Георгиевская, Ильинская, Спасская, Всехсвятская церкви, Знаменский собор... Православные храмы величественны в любое время года. И яркая летняя зелень, и нежная зимняя дымка, которой окружены церкви, и даже немного хмурая весна обещают зрителю начало новой жизни. И "Закат над Турой", и "Весна света" говорят об одном - о духовной силе нашего города. Храмы зовут нас своими куполами, звоном, плывущим над рекой. Они приподнимают над мирской суетой и заставляют задуматься, что кроме материального, которым сегодня живет человек, есть и другие ценности - духовные... Гости признались, что почувствовали на выставке нечто родное, вызывающее восторг и замечательные мысли о жизни. Все поблагодарили художника за то, что он помогает пришедшим на выставку людям нравственно измениться.
Экспозицию дополнили стари иные рождественские открытки начала XX века из личной коллекции одного из сотрудников музея, церковное литье XIX века и уникальные старинные иконы Феодоровской и Казанской Божьей Матери, расшитые бисером и речным жемчугом.
Уже наступили Рождественские святки - двенадцать святых дней до праздника Крещения Господня, во время которых прославляется Рождество Христово. В это время в музее пройдут беседы для детей и взрослых "Пришло Рождество - начинает торжество", будет разыграна беспроигрышная праздничная лотерея, зазвучат колядки... Состоятся встреча с краеведческим объединением "Ямская слобода", разговор об истории храмов Тюмени. Открывшаяся экспозиция, которая будет работать до конца января, создает особую атмосферу для проведения этой насыщенной рождественской программы. Не зря девизом выставки были выбраны слова: "...И час любой благословен для храма"...

Бучинская А.

// Тюменские известия.-2006.-11 января(№1).-С.6.

 

наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация