Визитная карточка Ямала
Карта Ямала
Ямал в лицах
Боги Ямала
Высказывания о Ямале
Города Ямала
Животный мир Ямала
История народов Ямала
Литература Ямала
Мангазея "ЗЛАТОКИПЯЩАЯ"
Музыкальные инструменты
Народы Ямала
Народная медицина ненцев
Образование на Ямале
Обычаи, обряды, традиции
Освоение Ямала
Писатели Ямала
Праздники тайги и тундры
Происхождение ненцев
Птицы Ямала
Растительный мир Ямала
Реки Ямала
Скульптура народов Ямала
Стихи о Ямале
Традиционная одежда ненцев
Фольклор Ненцев
Цветы Ямала
Экология Ямала
Ягодные россыпи Ямала


АЛЯБА Евгения Самуиловича

мастер прикладного искусства, член Союза художников.

Яляба Евгений Самуилович
Аляба Евгений  Самуилович, мастер прикладного искусттва
АЛЯБА Евгения Самуиловича

В поиске имени, или «живая» скульптура
Евгения Алябы

Какое имя дать ребенку? Как рождаются названия творений литературы, живописи, скульптуры? Получить имя можно по воле родителей или ближайших родственников? Обрести имя можно и как следствие проводимого обряда, что еще существует и многих современных народов. С произведениями искусства дела обстоят тоже не простo: есть «родитель», но нет обряда, ecть друзья, которые в шутку могут приписать имя, есть публика, которая требует в угоду или критику надеть тот или иной ярлык, или умолчать что-то в угоду героя произведения, но для автора главное — перекинуть накопившуюся творческую энергию на материю, а уже потом задуматься над тем, как назвать свое «дитя». Бывает годами, десятилетиями живут без имени творения, и не всегда мы знаем имена их создателей...
Евгений Аляба — талантливый художник-скульптор, малой родиной которого является Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Это родина северных ханты, основного населения здешних мест. Народ жил здесь веками, сохраняя свою культуру и самобытность, следуя законам предков. Его последователем по всем основаниям мы можем считать и нашего героя.
Все работы Евгения Алябы приятно держать в руках, они радуют глаз. А первые осязательные и визуальные ощущения — одни из самых верных и правильных. Затем уже идет «разбор полетов», более существенный анализ творческих усилий автора.
Тот, кто честен перед собой, своей совестью и, если можно выразиться, имеет «третий глаз» видеть незримое, сразу заметит теплоту, нежность, одухотворенность в работах Евгения. Любое его скульптурное произведение (мелкая пластика или рельеф) в своем начале позитивно. Это видно из того, как автор преподносит зрителю творческую идею, как воплощает ее в кости, дереве. А сделать это достаточно трудно, и здесь только навыками резьбы не обойтись, нужно большее, чем просто знание технических сторон обработки твердых материалов. Необходимо подходить к делу с душой, теплотой, мыслью быть связанным с материалом, а ИСКУССТВО значит со средой, из которого он происходит. Не случайно, что в творчестве автора множество работ, связанных с природой родного края, жителями северной земли, их образом жизни.
Большое внимание и особый интерес вызывает работа, выполненная из рога лося, изображающая двух людей, держащих большую рыбину. На момент моего знакомства с художником произведение не имело своего названия. Со временем ему суждено было получить свое законное «имя» — «Большая рыба» (2004). В нем простой сюжет: два рыбака (молодой и старый) держат в больших пухлых руках рыбу, держат не железной хваткой, а так, как можно держать только близкое по духу существо. Они обращены друг к другу полными открытости глазами. «Мы одной крови — ты и я», — говорят персонажи Киплинга. Да, северный человек— дитя природы, а для коренных народов окружающий мир — это дом, Отечество, жизнь. Они объединены между собой нитью родства и близости. Это определенный архетип (вера человека в единокровность с естеством, тяга к нему), сохранившийся с глубокой древности, когда жизнь человека всецело зависела от внешних обстоятельств. Рыба — источник существования и выживания. Если брать во внимание, что рацион ханты большей частью составляет рыба, то многое зависит именно от этого обитателя рек и озер.
«Мы одной крови» — два рыбака одна рыбина. Рыбаки тоже заслуживают особого внимания. Художник четко изобразил возраст персонажей: наличие усов, морщин на лице, легкая сутулость говорят о человеке, изрядно прожившем, человеке, наделенном опытом и мудростью. Мягкая, беззлобная улыбка, гладкое лицо, нескрываемое любопытство отражают молодость, юность. Два совершенно разных человека по характеру, мировосприятию: один — источник традиций, другой — их продолжение. Присмотримся еще раз к их лицам. Таких добрых, чистых, искренних, по-детски наивных лиц не приходилось еще наблюдать, в сравнении с суровыми лицами, встречающимися в ненецкой или даже хантыйской скульптуре других авторов.
Скульптуры Алябы оптимистичны, как и все работы художника-скульптора, жизнерадостны, полны жизненной энергии, любви. Чуть их наклонив, мы видим уже другое настроение, иное прочтение — серьезность и задумчивость героев. Такой необычный эффект мы получаем благодаря игре света и тени, что так присуще объемному ваянию.
Какова же философия жизни автора? В чем глубинный смысл работ художника? Чтобы понять это, далеко ходить нет необходимости, достаточно знакомства с его произведениями, чтобы услышать голос души мастера. Произведения просты в общении. Лаконично прорисовывается и характер, настроение героев, тематика скульптур. В этом мире нет ничего сложного, есть порядок вещей, который необходимо осознать, тогда и проникновение в их строй покажется несложным занятием. «Что вижу, о том и пою» — слова известного ненецкого поэта Леонида Лапцуя находят свое место в творчестве хантыйского скульптора. Перенос красоты, «души мира» в ткань кости и дерева — это своеобразное продолжение окружающей эстетики в твердых материях. Красота природы, ее великолепный фрагмент и мгновение в миниатюре, в которой живет жизнь. Отсюда все работы мастера обладают душой, живостью, оптимизмом. Оптимизм жизни, ее самоценность, сохранность и уникальность — главные идеи в творчестве, его жизненная философия. Что может быть важнее самой жизни, ее продолжения, как сама жизнь!? Но не только зарисовки природы, ее ландшафты и мир ее обитателей присутствуют в копилке скульптора. Преобладают работы, затрагивающие образ жизни коренного населения — хантов. Мы видим заданную тональность всех работ скульптора. Художника не может не волновать судьба собственного народа, когда на сегодня стоит вопрос его дальнейшего существования. Возможно, Евгений пытается показать, как много ценного присутствует в культурных жилах ханты, что потеря корней ведет к утрате своего самобытного лица. Часть молодежи ушла от осознания значимости собственной культуры. Может, стоит ей задуматься над этим, без предвзятости взглянуть на творчество своего земляка, подумать о жизни сегодняшней и своем будущем?..
«Мы одной крови» — тут и общий корень родства, общность интересов и взглядов на жизнь, и понимание, уважение и любовное отношение к окружающей природе и ее представителям — все то, что присуще культуре хантыйского народа и отражено в работе замечательного художника.

3атлер В.

//Ямальский меридиан.-2006.-№3.-С.38-39.

 


наверх

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация