Губкинская
Централизованная
Библиотечная
Система


629830 ЯНАО г. Губкинский, 7 мкр., дом № 30.
Тел./факс: 5-27-73; Тел.: 5-21-06. E-mail:libry@pursatcom.ru

РАСПРЕДЕЛЁННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ В МАЛОМ ГОРОДЕ


ЭКОНОМИКА И РЫНОК.
Адрес опыта: 629830,
Тюменская обл.,г.Губкинский,
13 мкр., Центральная районная
библиотека.
Татьяна Романенко

Библиотека молодого города Губкинский, что в Ямало-Ненецком автономном округе, известна далеко за пределами своего региона. Ее новаторский опыт не раз освещался на страницах профессиональных изданий, в том числе и в журнале "Библиотека" (см.; 10/1998,3/1999,5/1999, 7/2000). Сегодня мы предлагаем вниманию читателей материал о том, как коллеги из Губкннского организовали на базе отдельных библиотек своей ЦБС систему информационных центров различного профиля. При этом впервые публикуются образны документов, разработанные в Губкннскон ЦБС: два типа договоров о взаимоотношениях с партнерами в информационной сфере и анкета, распространяемая среди населения недавно созданным Публичным центром правовой информации. Редакция считает, что эта подборка документов может быть использована и в работе библиотек других российских регионов.
Социальные функции, роль, назначение библиотеки за последние годы не изменились, но меняются возможности их реализации в условиях внедрения и использования современных информационных технологий. Они позволяют увеличить объемы собираемой и хранимой информации, ускорить поиск, расширить диапазон действия библиотек, преодолеть пространственные и временные барьеры и, следовательно, сделать информацию более доступной.
ПУБЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ(ПЦПИ)
Библиотеки и прежде занимались работой по формированию краеведческих фондов, но в основном это были материалы о географическом положении населенного пункта, исторических и культурных традициях и т. п. Сведениями же о структуре и функциях органон местной власти,
местных нормативных актах, затрагивающих права и интересы населения в части формирования и расходования бюджета, налогообложения, социальной защиты населения и т. д., владели сами властные структуры, и не всегда они были доступны населению. Теперь же Правительством России предлагается возложить на библиотеки функцию посредника между органами местной власти и населением, занимающегося сбором, хранением и предоставлением информации по вопросам местного самоуправления всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Именно поэтому Администрацией Президента Российской Федерации было принято решение о создании на базе центральных муниципальных библиотек Центров информационной поддержки местного самоуправления.
В целях повышения правовой грамотности муниципальных служащих и населения и вовлечения последнего в процесс управления городом, укрепления взаимопонимания между гражданами и органами местного самоуправления, предупреждения социальных конфликтов, развития демократии и совершенствования местного самоуправления, а также формирования полного краеведческого фонда постановлением мэра города Губкинский "Об обязательном экземпляре документов" № 300 (п. 3) от 18.05.1999 г. на базе Центральной библиотеки городской ЦБС создан Публичный центр правовой информации, в том числе по вопросам местного самоуправления.
Для активизации этой работы была принята и к настоящему времени выполнена программа содействия становлению местного самоуправления и жизнедеятельности местного сообщества на 1998-2000 гг. "Библиотека - местному самоуправлению". Также была утверждена концепция развития библиотечного дела города Губ-кинский на 2000-2002 гг. "Библиотека - муниципальному образованию".
Для выработки критериев отбора неопубликованных документов, предоставляемых в качестве обязательного экземпляра, была создана комиссия под председательством заместителя мэра города А. Попова, по результатам деятельности которой разработан типовой договор библиотеки с предприятием, организацией, учреждением о двустороннем сотрудничестве по формированию единого муниципального краеведческого фонда (см. Приложение I).
Второй год ведется работа по комплектованию единого муниципального краеведческого фонда на основе опубликованных и неопубликованных документов следующих категорий: нормативных актов федеральных, региональных и местных органов власти; документов, содержащих обобщенную или статистическую информацию; городских программ и проектов; информационно-аналитических материалов по социально-экономическому развитию города и социально-экономическому прогнозированию; издательской продукции.
Материал собирается по следующим темам: местный бюджет и налогообложение; муниципальная собственность; строительство жилья; охрана здоровья; организация системы образовательных учреждений; развитие сферы услуг культурного и бытового назначения; система продовольственного и товарного снабжения населения; развитие транспорта и связи; строительство дорог и других инженерных сооружений коммунального хозяйства; охрана порядка и профилактика правонарушений; сохранение и развитие исторических и культурных традиций; организация рационального природопользования и охраны окружающей среды; управление трудовыми ресурсами, их эффективное использование; социальное обеспечение; социальная защита населения.
На начальном этапе были поставлены две задачи: приучить население к мысли, что библиотекари знают все, а муниципальные службы к тому, что библиотека имеет право запросить любую информацию, не предназначенную для служебного пользования.
В библиотеке работает справочное бюро для населения, куда может обратиться житель города с интересующим его вопросом, в том числе и по местному самоуправлению. Мы стараемся ни один вопрос не оставить без ответа, чтобы не утратить доверия населения. В тех случаях, когда библиотекарь не готов дать ответ сразу, через определенное время он сообщает информацию по телефону. Если необходимы распечатки, то посетитель приглашается прийти повторно. К нам могут обратиться с вопросом и по телефону, что бывает нередко.
На практике убеждаемся в своевременности и необходимости такой службы: ни разу ни один чиновник не отказал нам в предоставлении информации. При наличии электронной почты и факса это не представляет особой сложности.
20 декабря 2000 г. первой из публичных библиотек России Губкинская Ц ВС подключилась к правительственному каналу правовой информации ФАПСИ. Мы не подключаемся к коммерческим информационным каналам, так как их услуги слишком дороги в нашем городе, но подписываемся на электронные базы данных: "Адвокат", "Ваше право”, "Юридическая энциклопедия", "Кодекс".
На стендах библиотеки осуществляется визуальное информирование населения о социально-экономическом развитии города, об исполнении бюджета, о программах, принимаемых городской Думой. Отражаются актуальные для северян темы: "Все о льготном отпуске", "Вы собрались посетить Украину", "Жилищная политика ЯНАО в комментариях и фактах", "Женщина на Крайнем Севере" и т. д. Регулярный выпуск бюллетеней и дайджестов по социально-правовой тематике позволяет расширить информационный охват населения, стимулировать правовое образование граждан.
В режиме индивидуального информирования специалисты информационно-аналитической службы Центральной библиотеки активно работают со специалистами отдела по защите прав потребителя при администрации, управления социальной защиты населения, пресс-центром администрации, отделом общественных объединений, экологической службой города, сферой жилищно-коммунального хозяйства, городскими СМИ (см. Приложение 2),
Создана и регулярно пополняется электронная БД по местному самоуправлению, издан дайджест "Местное самоуправление", выпушен рекомендательный аннотированный список документов под тем же названием для муниципальных служащих и депутатов, ведется работа по созданию оцифрованной базы данных, изданию сборника и СО-КОМ "Нормативно-правовые акты муниципального образования "Город Губ-кинский"".
Библиотека имеет выход в Интернет, получает БД администрации и Союза северных и дальневосточных городов.
Коллектив Центральной библиотеки начал вести календарь знаменательных дат города. По запросам СМИ, учреждений культуры города и для коллег налажен ежемесячный выпуск этого календаря.
Центр предоставляет населению бесплатно информацию: библиографическую, аналитическую и документную. Пользователь может не только получить сведения о законодательных и нормативных актах, но и при необходимости распечатать их или записать на дискету, размножить. С Центром занятости и Губкинским филиалом Удмуртского государственного университета заключены взаимовыгодные соглашения о сотрудничестве путем привлечения безработных юристов, студентов старших курсов юридического факультета в качестве консультантов. Такая практика будет полезна и для самих волонтеров - это и неограниченный доступ к информации, и приобретение профессиональных навыков и имени.
Директор ЦБС и специалист компьютерной библиотеки в марте 2000 г. прошли обучение в Москве по теме "Публичная библиотека и местное самоуправление", ознакомились с опытом работы ЦБС "Киевская" города Москвы. Представители ЦБС приняли участие в семинаре-совещании библиотечных работников ЯНАО в г. Ноябрьске, в работе Всероссийской научно-практической конференции во Владимире "Библиотеки и местное самоуправление".
ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ(ЦИПС)
На базе Библиотеки семейного чтения создан Центр информационной поддержки семьи, работники которого способны дать квалифицированные ответы на вопросы, касающиеся семейного права, семейной психологии, семейного воспитания, социальной защиты и социального обеспечения семьи на местном уровне. Еженедельно выпускаются информационные бюллетени “Вы спрашивали?", где публикуются ответы с указанием источника информации. Нередко библиотекари обращаются к специалистам соответствующих служб города. В таких случаях в бюллетене указываются данные об этом специалисте. Не было ни одного случая, чтобы в консультации нам отказали. С управлением социальной защиты населения, юродским Загсом, юродским судом, Центром планирования семьи налажено сотрудничество по формированию электронной базы данных "Семейная академия". На ее основе издан дайджест "Семейная академия", состоящий из разделов: "Семья и время (X-XVII вв.)"; "Современная семья и ее место в формировании личности"; "Забота города о семье (местное самоуправление)"; "Семейная академия: психологический практикум".
Фонд отдела абонемента.
В разделе "Забота города о семье" собирается аналитический материал, который готовит заведующая БСЧ А. Потапова. Дайджест пользуется огромным спросом у школьников и студентов Губкинского филиала Удмуртского государственного университета при написании рефератов, сочинений по краеведению благодаря наличию раздела по местному самоуправлению.
ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ(ЦИПО)
На базе Центральной детской библиотеки создан Центр информационной поддержки образования. Здесь аккумулируются вся периодическая печать, документы и сведения о системе организации образовательных учреждений города для учителей, воспитателей, родителей, детей. Также собираются материалы об опыте работы ученых и педагогов России, о различных воспитательных системах, обеспечивающих наиболее полное раскрытие творческого потенциала детей и подростков, их оздоровление, вовлечение родителей в этот процесс. Налажено сотрудничество с городским управлением образования, управлением социальной защиты населения (отдел по работе с детьми-инвалидами) по формированию полнотекстовых баз данных. В Центр обращаются с вопросами по психологии (школьной, дошкольной, возрастной), педагогике, детскому праву. На основе собранного материала подготовлен дайджест "Система образования города Губки не кого", в котором отражена вся информация о высших, средних специальных, средних и дошкольных учебно-воспитательных учреждениях города. По заказу управления образования создана и пополняется полнотекстовая база данных и изданы дайджесты по краеведению "Животный мир Ямала", "Птицы Ямала", "Практики тайги и тундры", "Мангазея златокипящая" (к 400-летию Мангазеи). "День "а днем" (сборник произведений по программе развития детей в возрасте 5-7 лет). Также по заказу управления образования готовится дайджест "Право на счастливое детство".
В ЦБС четвертый год действует Методическое объединение, в работе которого совместно с библиотекарями системы принимают участие библиотекари школ. На заседаниях рассматриваются вопросы комплектования школьных библиотек, уточняются заявки. На их основе осуществляются Подписка на периодические издания, комплектование фондов, передаются рекомендательные списки для преподавателей-предметников и учащихся.
Для того, чтобы выяснить потребности читателей, ЦБС проводит специальные исследования, широко применяет опросы и анкетирование (см. Приложение 3). Поэтому мы всегда строим отношения с пользователями на основе прочной обратной связи.