В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

Развивающая игра по одноименной сказке Л. Гераскиной
Для учащихся 3-6 классов


Гераскина
Лия Борисовна

Лия Борисовна родилась в 1910 году в Новороссийске. Детство и юность провела в Краснодаре, где окончила среднюю школу. С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение на выпускном вечере.
В начале 30-х годов уезжает на Магнитострой. Печататься впервые начинает в газете. В 1938 году - сотрудник газеты « красноярский рабочий», что дает будущему писателю возможность непосредственно и подробно знакомиться с жизнью сибирского края. Позже работает в редакции газеты
« Красноярский комсомолец». В 1947 году на сцене Красноярского драмтеатра поставлена первая пьеса Гераскиной для детей, сказка «Хрустальд и Катринка». В дальнейшем она работает в жанре школьной пьесы. Наибольшую популярность получила ее пьеса «Аттестат зрелости» (1949 год). Она вошла в репертуар советских и зарубежных театров. В 1954 году эта пьеса была экранизирована.
В начале 50-х годов свет увидели такие произведения писательницы: «Право на счастье», «Вступая в жизнь», «Ее будущее», «Николай Иванович». Гераскина не смогла в своих пьесах о школе избежать схематизма, назидательности, поверхности в раскрытии характеров и ситуаций. Ее произведения были популярны благодаря своей злободневности, интересу к новым, острым жизненным проблемам.
В 60-е – 70-е годы Гераскина выступает в различных драматургических жанрах. Для детского театра, в частности, она написала пьесу «Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Д.Родари (1966год) и «В стране невыученных уроков» (1971 год).


Оформление и атрибуты: Дневники участникам игры, изображения котов (10 шт.), планшеты с заданиями, глобус, футбольный мяч, учебники географии, русского языка и истории, жетоны, призы.


Ведущий: Сегодня мы будем говорить о лени, невнимательности и невежестве, которые могут принести человеку большие неприятности, и поставить его на грань жизни и смерти. Но всего этого можно избежать, если будешь хорошо учиться, много читать, правильно и своевременно делать уроки, и бережно обращаться с книгами.
Чтобы у вас все было хорошо, и вы бы не попали, как Витя Перестукин из сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков, в неприятную ситуацию, мы расскажем вам о его злоключениях и бедах, и из этого вы сделаете соответствующие выводы.
Предлагаем вам побыть в «шкуре» Вити и совершить опасное, трудное и сложное путешествие в Страну невыученных уроков, из которой выберутся немногие, потому что суть нашей игры заключается в том, что часть из вас не знает содержания книги и им будет очень трудно выполнять задания, поставленные перед ними.
И так, давайте выберем участников нашего путешествия.


Вопросы отборочного тура.

1.За какие провинности Витины учебники отправили его в Страну невыученных уроков?
(За двойки, плохое обращение с учебниками и тетрадями, за неправильное решение задач и примеров и т. д.)

2. Сколько двоек получил Витя в этот злополучный день?
(пять двоек)

3. Что сделал Витя, чтобы дорога домой была длинней?
( ходил по магазинам)

4. Что страшно не любил делать Витя?
( заниматься уроками)

5. По какому предмету Витя получил последнюю двойку?
(по природоведению)


Ведущий: Теперь пора отправляться, как сказали Вите учебники, в очень опасное путешествие, конечной целью которого будет удачное возвращение из Страны невыученных уроков, из которой пока вы вместе с Витей не выполните правильно все уроки, выбраться на сможете.
Надеяться вам придется только на себя, на свои силы и знания.
Условия: За правильный ответ вы получаете плюс, а за отрицательный - минус. Результаты будут заноситься в дневник.
Так как у Вити были кое-какие помощники, то мы вам тоже даем в сопровождение кота Кузю и Учебник географии. Советом кота вы имеете право воспользоваться 2 раза, а помощью учебника всего 1 раз.
В любой сказке герою выделяется какой-нибудь предмет, который показывает ему дорогу. В русских народных сказках это обычно клубок, но можно воспользоваться чем-нибудь другим, например, глобусом, он тоже круглый ( показать глобус), учебник Географии против, «это великое наглядное пособие» и мы воспользуемся обычным футбольным мячом, тем более, что футбол любимая Витина игра, да и его кот Кузя очень любит наблюдать за игрой, сидя на подоконнике.
А сейчас повторяйте слова заклинания-клятвы:

Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.

Пролетев большое, неизвестное никому расстояние, мы вместе с Витей и его котом Кузей попали в неизвестную страну, и, пройдя немного, очутились в Царстве Глагола.


Царство Глагола

Высокий, непреступный забор окружает Царство Глагола Повелительного наклонения. Чтобы тебе открыли ворота, а потом ты удачно выбрался оттуда, нужно выполнить несколько заданий по русскому языку. (Задания выполнены на карточках с пропуском букв, которые должны вписать участники)

1) Правильно поставьте буквы в конце данных слов
Замочек, ключик, молоточек, зайчик, ларчик, кусочек, комочек

2) Какие знаки препинания вы знаете?
(точка, запятая, скобки, точка с запятой, двоеточие, тире)

3) Правильно впишите безударные гласные в словах:
Собака, ворона, корова, сорока, молоко

Условие: если кто-то за это задание получит минус, то его дальше не пускает собака и он выбывает из игры.

4) Написать пропущенные буквы

Солнце, чувство

5) Если вы проголодались, как Витя и Кузя на этом этапе пути, то можете перекусить, но с одним условием, что вы напишете съедобный словарный диктант.

Хлеб, батон, колбаса, сосиски, антрекот, котлета
Условие: Если будет хоть одна ошибка в диктанте, то вы получаете в качестве еды – лук.

6) За незнание правил русского языка, за ошибки и лень Вите был вынесен приговор.

Приговор
по делу невежды Вити Перестукина

Казнить нельзя помиловать

Задание: Нужно правильно поставить запятую, чтобы смысл предложения поменялся в пользу Вити.

Условие: если задание выполнено неправильно, то игрок выбывает


Итог: в дневнике ставится оценка по русскому языку


Лесное ориентирование.

Этот сухой безжизненный лес получился от того, что на уроке географии Витя заявил, что вода, испаряясь с поверхности рек, озер и водоемов, исчезает бесследно.
И теперь, чтобы не заблудиться в этом лесу, нужно правильно ответить на следующие вопросы:

1. Какое вьючное животное Витя и Кузя встретили в этом лесу? ( верблюд)
2. В кого неожиданно превратилось одно из сухих деревьев? ( в Старуху Засуху)
3. Какое бедное животное бродило по лесу, изнывая от жары? ( Белый медведь)
4. Какую часть света искал белый медведь, но никак не мог ее найти? ( север)
5. Что нужно было вспомнить Вите, чтобы в Сухом лесу пошел дождь? ( как совершается круговорот воды в природе)
6. Какую по счету двойку получил за эту тему Витя? ( пятую)
7. Что произошло в лесу, когда Витя правильно ответил на все вопросы? ( пошел дождь)
8. Кого спас от жажды и засухи Витя? ( животных)
9. Какую неприятность можно ожидать от верблюда? ( он может плюнуть)


Итог: Кто правильно ответил на все вопросы, тот идет дальше и получает в дневник положительную оценку.


Царство математики.

Ужасно устав после долгого пути и испытывая страшную жажду Витя и Кузя дошли до неизвестного города. Это был очень странный город с круглыми, квадратными и прямоугольными домами. Увидев продавцов газированной воды, наши друзья кинулись к ним, но те объяснили, что воду продают за правильные ответы по математике:

1. Что было нарисовано на шапочках у продавцов газированной воды в городе Математики?
( плюс и минус)
2. Сколько землекопов, по мнению Вити, копало траншею в одной из решенных Витей задач?
( полтора землекопа)
3. Какой пример задали продавцы Вите, а он неправильно на него ответил?
( 8 на 9 равно 72, а не 76)
4. Какой единственный пример знал Витя из таблицы умножения?
( 2 на 2 равно 4)
5. Сколько стаканов воды удалось выпить Вите?
( Один стакан)
6. Почему посадили под арест портного из этого города, так как Витя неправильно решил про него задачу?
( портного обвинили в том, что он украл материю, предназначенную для пошивки костюмов)
7. Ответьте, сколько костюмов можно сшить из 28 метров ткани, если на один костюм идет 3 метра?
( 9 костюмов)

8.Вспомните, с какой скоростью мотался по городу велосипедист из задачи, решенной Витей?
( 100 км в час)
9 Восстановите справедливость и скажите, сколько часов потребуется брату и сестре, чтобы пройти 12 км со скоростью 3км в час навстречу друг другу?
( 2 часа, а не 60 лет)


Итог: Все, кто правильно решил задачи, получает в дневник оценку по математике.


Удивительный лес

1 Какие деревья увидел Витя в этом лесу?
Хлебное дерево, Железное дерево, Чудо-дерево
2 Какими плодами с одного из деревьев полакомился Витя и его кот Кузя?
( булками с хлебного дерева)
3. Вспомните, к какому типу животных относится корова, повстречавшаяся Вите в этом лесу?
Травоядная, Плотоядная, всеядная, плодоядная
4.Какая удивительная птица прилетела на дерево?
( птица –кенгуру)
5. Перечислите животных, собравшихся с претензиями к Вите, под деревом?
( кенгуру, белый медведь, корова)
6. Что должен был сделать Витя, чтобы животные оставили его в покое?
( правильно определить их место в природе)
Правильный ответ оценивается тем, что возвращается отобранный ранее кот
Итог: в дневнике ставится оценка
Царство истории.

С великим трудом Витя и Кузя избавились от животных, которые хотели их съесть, но попали в новую опасную ловушку. Витя был схвачен и увезен во дворец к царю.
1. Догадайтесь, какие необычные предметы и вещи увидел он во дворце?
(Автомобиль, телефон)
2. В правление какого царя попал Витя?
( Иван Грозный)
3. Назовите храм, который удалось увидеть Вите
( храм Василия Блаженного)
4. Как звали старшего сына Ивана Грозного?
( Иван)
5. Как звали младшего сына Ивана Грозного?
( Федор)
6. С кем не мог вести войну Иван Грозный в те времена?
( с Наполеоном)
7. Когда началась война России с Наполеоном?
( 1812)
8. Как назывались верные, очень жестокие слуги Ивана Грозного?
( опричники)
9. Какая страшная казнь грозила Вите, если он неправильно ответит на исторические вопросы?
( дыба)
10. Какой странный по тем временам прибор стоял на столе у дежурного опричника?
(9 телефон)
Итог: проставление оценок в дневнике по истории
Царство географии.
Наконец-то бедный, страшно напуганный Витя выбрался из Царства истории и пошел дальше. Он искал своего верного

друга Кузю и когда нашел, оказалось, что Кузя в беде и просит у него помощи. Это произошло по вине Вити, так как он опять перепутал все на свете.
Дорога привела Витю к подножью двух гор: Жаркой о Холодной.
1. Кого увидел Витя у подножья Холодной горы?
( обезьяну и негритенка)
2. А кого повстречал он на Жаркой горе?
( чукчу)
3. Что нужно было вспомнить Вите из географических понятий, чтобы все вернулись домой?
(географические пояса)
4. Кто пришел на помощь Вите в трудную минуту?
( география)
5.Что искал белый медведь в жарком климате Африки?
(Север)
6.Какой прибор безошибочно определяет северное направление?
( компас)
7. Какой вывод сделал для себя Витя, когда приключения закончились?
(надо учить уроки, и тогда никогда с тобой не произойдет таких неприятных ситуаций)
8. Изменилось ли отношение Вити к учебе?
( да, он стал хорошо учиться)
9. В какой класс успешно перешел Витя?
(в пятый класс)

Вывод: Если вы будете хорошо учиться, то жить станет интересно, и никакие трудности и опасности будут вам нестрашны. Вы никогда не узнаете, что такое Страна невыученных уроков.


Подведение итогов. Награждение победителей.


Список использованной литературы:
1. Гераскина Л. В стране невыученных уроков. М : « Самовар», -1996.-134с.