КРАСАВИЦА и ЧУДОВИЩЕ

Литературно – познавательная игра
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» Для учащихся 1-5 классов

Оформление: игровое поле, разделенное на три сектора, в центре которого стоит аленький цветочек, атрибуты: зеркальце, венец, перстень.


Аксаков
Сергей Тимофеевич

(1791 – 1859)


С.Т. Аксаков остался в истории литературы и как писатель, и как общественный деятель. Известен он также дружбой с Н.В. Гоголем, покровительством ему.
Аксаков развивал ставший традиционным в русской прозе жанр автобиографической повести о детстве. В 1858 году появилась его книга «Детские годы Багрова – внука». Эта история о формировании детской души – второе его произведение из обширного замысла, посвященного истории дворянской семьи. Замысел получил свое воплощение в трилогии, в которую вошли еще «Семейная хроника» и «Воспоминания». А возник этот большой труд в результате общения с Гоголем. Аксаков много рассказывал ему о своей семье, о детстве в родовом имении, о родственниках и знакомых. И под влиянием Гоголя, убеждавшего записать эти «воспоминания прежней жизни», он и принялся за трилогию.
Тема становления характера ребенка всегда волновала Аксакова. В его бумагах сохранилась записка к неизвестному адресату: «Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает…я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе».
Дело, которым он занялся, оказалось поистине нелегким. Вспомним, что 50-е – 60-е годы прошлого века – это период особого внимания к педагогическим проблемам. Избежать нравоучительного тона в этой атмосфере было трудно, но Аксакову это вполне удалось.
Главный герой повествования, Сережа Багров, - восприимчивый чуткий мальчик, способный к сильным чувствам и глубоким переживаниям. Он много размышляет над поведением окружающих и собственным отношения к ним, но больше всего его занимает природа.
К детским воспоминаниям Аксакова относится и услышанная им от ключницы Пелагеи и сказка об аленьком цветочке. Время, когда он работал над «Аленьким цветочком» было в литературе периодом всеобщего увлечения фольклором. Слова Аксакова, что он «реставрирует» сказку Пелагеи из обломков, свидетельствуют не только о бережном отношении к фольклорному материал, но и о творческом вкладе самого писателя.В «Аленьком цветочке» есть все признаки народной волшебной сказки. Чудеса, творимые в ней, не по силам обыкновенному человеку. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса – его вызволяет невидимое «чудище».
В этой сказке , как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы.


Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сир пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых. Давайте же пройдемся по страницам этой сказки, представим себя ее героями ( как положительными, так и отрицательными) и узнаем, кому повезет сорвать заветный аленький цветочек, приносящий счастье.
Для игры нам необходимо три игрока. Отбор мы произведем следующим образом: всем присутствующим раздаются карточки, те, которым достанутся карточки с изображением аленького цветочка и становятся нашими игроками.
Условия игры: каждый участник должен ответить на 12 вопросов или заданий, кто первым придет к финалу, тот и получает в награду аленький цветочек.
И так, в некотором царстве, в некотором государстве жил был купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у него три дочери, все три красавицы писаные, и любил он дочерей своих больше всего своего богатства. Вот собирается как- то он по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: « Дочери мои милые, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам, и мало ли много ли времени проезжу- не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли будете вы жить честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

1 блок вопросов

1) Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?

(Венец)

2) Что пожелала получить в подарок средняя дочь?

(Зеркало)

3) О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?

(Аленький цветочек)

2 блок вопросов

1) Что особенного было в венце, который привез старшей дочери отец?

(Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него в темную ночь, как среди бела дня).

2) Каким свойством обладало зеркало, которое привез отец средней дочери?

(Это, из хрусталя восточного зеркало, имело такое свойство, что в нем была видна вся красота поднебесная, и смотрясь в него, девушка только прибавляет себе красоты)

3) А что особенного было в цветочке, который достал отец младшей дочери?

(Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете)

3 блок вопросов

1) Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?
(Она увидела его во сне, и была поражена его красотой)

2) Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)

3) С помощью чего обычно приобретал подарки и товары отец?
(С помощью денег, которым все двери открыты)

4 блок вопросов

1) Каким видом транспорта пользовался отец – купец для своих торговых дел?

(Торговыми кораблями, потому что вел торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

2) Какими, чисто российскими товарами он торговал?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)

3) В какие страны плавал по торговым делам отец-купец?

(В далекие заморские страны)

5 блок вопросов

1) Как звали старшую дочь купца?

(Прасковея)

2) Как звали среднюю дочь?

(Марфа)

3) Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?

(Степан)

4) Как звали младшую дочь купца?

(Настенька)

6 блок вопросов

1) Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.

(Зверь лесной, чудо морское)

2) Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купай, затем
и его дочь.

(Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, , на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

3) Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

(Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые)

7 блок вопросов

1) Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к чудищу?

(Младшая дочь Настенька)

2) Чем прогневал купец чудище, когда находился у него в гостях?

(Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

3) Где рос аленький цветочек?

(В саду, на зеленом пригорке)

8 блок вопросов

1) Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые ей предложило чудо – зверь?

(Свой собственный сарафан)

2) Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища лесного?

(Олени, козленок, павлины, райские птицы)

3) Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу?

(Белоснежные лебеди)

9 блок вопросов

1) Чем занималась Настенька во дворце чуда лесного, зверя морского?

(Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни)

2) Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

(Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком)

3) Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве?

(Морские коньки)

10 блок вопросов

1) Когда наказал Настеньке вернуться в нему во дворец чудо лесное?

(На вечерней заре)

2) Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?

(Они перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил, закрыли ставни)

3) Что привезла Настенька в подарок своим сестрам, когда приехала в родительский дом в гости?

(Сундуки с богатыми нарядами)

11 блок вопросов

1) Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не вернулась к назначенному сроку?

(Все погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас)

2) Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого?

(На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек)
3) Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?

(От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернется)

12 блок вопросов

1) В чем был секрет чуда лесного, зверя морского?

(Он был заколдован злой волшебницей, до тех пор пока не полюбит его девушка)

2) Какой по счету девушкой, попавшей в этот волшебный дворец, оказалась Настенька?

(Двенадцатой, а предыдущие не смогли оценить положительные качества его и покинули дворец)

3) Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское.

(Королевичем)

Вот и подошли мы к конечному пункту нашего путешествия, и сейчас посмотрим насколько кто продвинулся к заветному аленькому цветочку.
( подведение результатов)

И последнее испытание, которое предстоит пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два вопроса.


Вопросы победителю

1) С помощью чего можно попасть в волшебный дворец?
( Волшебного кольца)
2) Покажите, как пользоваться этим кольцом?

Вот мы и завершили наше путешествие, и как говорится в сказке: « Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Награждение победителей.

Список использованной литературы
1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. М: Издательство « Малыш» - 1991 –
40 с.