г. Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
   

О библиотеке
Услуги населению
Контактная информация
ПРИГЛАШАЕМ
Клуб книголюбов
Обзор новых поступлений
Конкурсы
Крым - 2005
ИФЛА-2006
Педагогам
Родителям
Методический кабинет

 

СОВЕТЫ ПЕДИАТРА

 

СЛИШКОМ ШУСТРЫЕ
И ТАКИЕ НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ

О детях, у которых синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Cоветы и рекомендации от доктора медицинских наук, педиатра высшей категории РФ – Елены Парцалис

Об этих детях пишут в журналах и газетах, им посвящаются специальные научные публикации. Кто-то называет их пришельцами и представителями новой человеческой расы, кто-то утверждает, что они жертвы неблагоприятных изменений окружающей среды. Школьные учителя порой считают их педагогически запущенными, а то и хулиганами, объясняя всё плохим воспитанием. Они почти неуправляемы. Им трудно сосредоточиться на чем-либо, их внимание очень быстро истощается, и они перестают следить за тем, что происходит на уроке. Они отвлекаются на птицу, пролетевшую за окном, на крики детей, доносящиеся со школьного двора. Всё их занимает, кроме того, ради чего они, собственно, и должны ходить в школу.

На них нередко покрикивают и в школе, и дома, их пытаются взять строгостью. Но врачи и психологи знают, что карательные меры не помогают. Необходима длительная терапия; родителям и педагогам придется запастись терпением. Раньше таким детям ставили диагноз «минимальная мозговая дисфункция», сейчас принято говорить, что у них гиперкинетическое нарушение активности внимания и поведения. Или проще: синдром гиперактивности с нарушением внимания.

Число гиперактивных детей в мире постоянно растет. Считается, что этот синдром наблюдается более чем у 10 процентов детей; в классе из 30 учеников могут найтись от 3 до 5 таких детей. В 75 процентах случаев он закладывается еще до рождения или при рождении. Неблагоприятное течение беременности, осложнения ее в виде токсикозов, анемия, воспалительные заболевания внутренних органов, стремительные роды, выдавливание акушером ребенка и многое другое сопровождается кислородным голоданием плода (гипоксией), а интенсивное ведение родов может привести к его травмированию. Следствием всех этих неблагоприятно действующих факторов может стать гипоксическое повреждение центральной нервной системы и, в частности, мозга.

Дети, рожденные при таких обстоятельствах, обнаруживают некоторые особенности поведения уже с первых месяцев жизни. Навыки движения могут развиваться у них с опозданием — дети позднее начинают сидеть, часто вообще не ползают, позднее начинают ходить. Часто они отличаются беспокойством на первом году жизни: трудно засыпают или мало и тревожно спят, позднее начинают говорить, да и фразовая речь у них появляется только к двум с половиной — трем годам.

Гиперактивные дети чрезвычайно общительны. Они с радостью и легко вступают в игру со сверстниками, особенно если игра подвижная и не требует известной сосредоточенности, но так же легко теряют интерес к игре, если рядом появляется новый ребенок, если в поле зрения попадает какой-то привлекательный предмет. Эти малыши очень возбудимы, эмоциональны, зачастую обидчивы и могут быть агрессивными, если встретят сопротивление. Они всегда в движении, интересы их сменяются. Вместе с тем они быстро устают.

Многие родители, заботясь о будущем ребенка, уже в четыре года отдают его в группы развития. Он с удовольствием посещает такие группы: там можно не только учиться читать и считать, но и рисовать или заниматься музыкой, решать занимательные задачки на соображение или играть с новыми друзьями в веселые игры. Но уже через месяц-другой выясняется, что ребенок не только сам не справляется с развивающей программой, но и мешает своим поведением делать это другим: то и дело вскакивает с места, шумит. И быстро устает, теряя к занятиям всякий интерес.

С самого начала школа не очень-то привлекательна для него. Он ходит туда только затем, чтобы поиграть с друзьями. Уроки же для него не интересны: он заранее знает, что на них его все равно будут ругать. Настрой ребенка продолжает ухудшаться. Чтобы не идти в школу, он придумывает тысячи причин: и голова у него болит, и горло, и температура, наверное, повысилась, и живот свело... Если родители не поддаются на уловки, отправляют его в школу чуть ли не силой, да еще стыдят, что у него там всё плохо, то состояние его психики оказывается под угрозой, могут даже начаться истерики. Ребенок идет на прямой обман родителей, прогуливает школу, попадает под влияние улицы, где его принимают таким, какой он есть...

Что же делать родителям? Когда нужно начинать заниматься с ребенком? В каком возрасте целесообразно отдать его в школу? Как помочь маленькому первокласснику на самых первых порах? Уже в три-четыре года видна неспособность ребенка сосредоточить внимание: он не может досмотреть мультфильм, послушать интересную детскую книжку, рисовать или лепить из пластилина вместе с мамой. Его интересуют только подвижные игры с мячом, он любит катать игрушечные машинки. Родители должны насторожиться и обратиться к врачу — невропатологу или психоневрологу. Если при этом у ребенка была задержка речевого развития, врач должен проконсультировать его как можно быстрее. Настоятельно рекомендую посоветоваться и с психологом: он объяснит, как необходимо работать с малышом. Невропатолог может назначить дополнительное функциональное обследование ребенка. Назначенное врачом лекарственное лечение, как правило, значительно улучшает состояние и поведение ребенка, снимает у него повышенную возбудимость, облегчает освоение им новых навыков; улучшается его память и внимание.

Однако неправильно было бы возлагать все надежды на лекарства. Необходимо постепенно приучать ребенка удерживать внимание сначала на одну-две минуты, а затем постепенно, увеличить продолжительность занятий хотя бы до 20 минут.

И совсем не обязательно усаживать малыша за стол со словами «Пойдем позанимаемся!». Занятие можно провести в любом месте, там, где удалось завладеть его вниманием: на полу, на диване, в углу комнаты, под столом, на кухне... И, конечно, занятия должны быть увлекательными, похожими на игру.

Например, на кухне можно посмотреть, какие бывают овощи. Из каких можно сварить борщ? Еще лучше, если ребенок поможет вам почистить, помыть или даже порезать овощи — так он лучше всё запомнит. Они так любят помогать! А в другой раз он рассмотрит корзинку с фруктами и запомнит их названия.

Даже из окна можно наблюдать за сменой времен года, отмечать, чем они различаются; порассуждайте вместе с малышом, почему летом тепло, а зимой холодно.

Не забывайте, что ребенку трудно надолго удерживать внимание, поэтому занятия не должны утомлять его. Если заметили, что он устал, внесите изменения в ход занятия.

Елена Парцалис
Доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабелитации Института дефектологии и медицинской психологии

.


наверх

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация