г. Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
   

О библиотеке
Услуги населению
Контактная информация
ПРИГЛАШАЕМ
Клуб книголюбов
Обзор новых поступлений
Конкурсы
Крым - 2005
ИФЛА-2006
Педагогам
Родителям
Методический кабинет

 

СОВЕТЫ ПЕДИАТРА

 

ПЛОХО ЧИТАЕТ,
С ОШИБКАМИ ПИШЕТ…

О дисграфии и дислексии у детей


Cоветы и рекомендации от доктора медицинских наук, педиатра высшей категории РФ – Елены Парцалис


Среди первоклассников, лишь приступающих к овладению азами грамотности, встречаются дети, обучение которых идет не так гладко, как хотелось бы. Правда, поначалу это не слишком бросается в глаза. Просто ребенок чуть хуже других запоминает буквы, не так четко различает звуки при чтении, переставляет и заменяет слоги в словах. В то же время ребенок остается веселым, активным, его умственное развитие соответствует возрасту. Однако постепенно его отставание от других становится заметным: другие дети читают и пишут всё быстрее и лучше, а он не может применить старательно заученные правила, читает с трудом, очень медленно, по слогам и часто не понимает прочитанного, пишет постоянно с ошибками и не видит их, когда проверяет написанное. Это вызывает непонимание и раздражение родителей и учителей, ребенка начинают стыдить, обвиняют в лени.

Мало-помалу у малыша развивается ощущение собственной неполноценности. Чтобы избавиться от этого ощущения, он старается поменьше думать об учебе, начинает уделять ей все меньше внимания — все равно ведь у него ничего не получится. Другое дело — игра. Когда он играет во дворе, никому особо не интересно, как он учится. А в игре он ничуть не хуже других! Теряя интерес к школе, ребенок остается активным во всем, что не касается учебы. Он с удовольствием помогает по дому, играет в компьютерные игры, поет, занимается спортом. Это лишний повод для родительских упреков: «Тебя интересует всё что угодно, кроме учебы!».

А все дело в том, что ребенок страдает специфическими нарушениями чтения и письменной речи — дислексией и дисграфией. Нарушения эти, по данным отечественных и зарубежных исследователей, встречаются часто — от 5 до 15 процентов детей школьного возраста подвержены им. Степень нарушения может быть разной: от легкой, когда ребенок часто совершает орфографические ошибки определенного характера, до тяжелой. В этом случае ребенок в течение нескольких лет не способен научиться правильно читать и писать: при чтении искажает звуко-слоговую структуру слов, пишет с огромным количеством ошибок (путает глухие и звонкие согласные, переставляет слоги), его речь изобилует грамматическими погрешностями, он пытается не прочитывать, а угадывать слова и еще больше путается, зачастую бывает нарушено понимание слов, предложений, текста.

Причины возникновения дислексии и дисграфии многообразны. Здесь и наследственная предрасположенность, и осложнения в период беременности (когда будущая мать переносит те или иные заболевания или подвергается эмоциональным стрессам), и неблагоприятное течение родов (тяжелые, затяжные или, напротив, стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы), и различные заболевания и травмы центральной нервной системы уже после рождения.

Развитие дисграфии и дислексии часто происходит на фоне задержки общего психического и речевого развития детей. Постоянная неуспешность в учебе при отсутствии правильной поддержки и понимания могут привести к сложным изменениям в психике ребенка. Помимо того, что появляются неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, в тяжелых случаях развивается депрессивное состояние и даже агрессивность.

Для того чтобы помочь ребенку, предстоит прежде всего выяснить, в самом ли деле можно говорить о дисграфии и дислексии, или все это — следствие педагогической запущенности, так что необходима лишь помощь репетитора, разумная организация занятий и повторное изучение того, что не было воспринято.

Диагностику дислексии и дисграфии осуществляет логопед, применяя специальные нейро-психологические методики. Для подтверждения диагноза проводится обязательное врачебное обследование, в ходе которого выявляются возможные поражения речевого центра в мозгу ребенка и другие неврологи-ческие отклонения. Как правило, заболевание требует комплексного курса медикаментозного лечения, курса (или повторных курсов) занятий слогопедом и психологической поддержки. В тяжелых случаях нужна помощь психотерапевта или психиатра, назначающего медикаментозное лечение. Увы, не стоит надеяться, что даже такая мощная комплексная терапия за короткий срок полностью избавит ребенка от всех проблем. «Дислексики» и «дисграфики», как правило, хорошо воспринимают устную речь, так что усвоение ими нового материала после того, как учитель объяснил его в классе, не затруднено. В этом существенную помощь могут оказать ребенку взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух.

Хочется предостеречь родителей: ни в коем случае нельзя зацикливаться на преодолении дисграфии и дислексии, посвящая этому все свободное время. Ребенок и его домашние должны жить полноценной жизнью. Очень важно постараться нащупать области, в которых ребенок наиболее успешен. Бездарных детей не бывает, каждому ребенку отпущены какие-то таланты. Выяснить это можно не столько выспрашивая ребенка, что ему больше нравится, сколько целенаправленно наблюдая за ним.

В самых тяжелых случаях воз-можно обучение детей в специ-ализированных речевых (не путать с коррекционными) школах, педагоги которых специально подготовлены именно для работы с детьми с речевой патологией. В классах этих школ небольшое количество учеников, что позволяет уделять больше времени и внимания каждому. По окончании школы выдаются обыкновенные аттестаты о среднем образовании, и выпускники могут продолжить обучение на общих основаниях.

Естественно, в поиске и реализации задатков ребенка огромна роль родителей, тесная связь их педагогами. Но часто у родителей, по их словам, не хватает на это времени. Ссылки на загруженность работой понятны. Но ведь есть выходные, есть праздники. Есть, в конце концов, отпуск, который можно посвятить общению с ребенком. Каждый ли из нас может с уверенностью сказать, что сделал всё, чтобы помочь ребенку? Да, порой бывает тяжело. Но ведь это наш ребенок, и мы можем лучше других помочь ему. Если захотим.


Елена Парцалис
Доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабелитации Института дефектологии и медицинской психолгии

.


наверх

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация