г. Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
   

О библиотеке
Услуги населению
Контактная информация
ПРИГЛАШАЕМ
Клуб книголюбов
Обзор новых поступлений
Конкурсы
Крым - 2005
ИФЛА-2006
Педагогам
Родителям
Методический кабинет

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

ОДИН ДОМА, ОДИН В ТЕМНОТЕ… СТРАШНО!

Как помочь маленькому ребенку преодолеть страх

 

Родители детей дошкольного возраста часто жалуются на то, что их ребенок отказывается оставаться один (иногда не только в квартире, но и в комнате); боится входить в темные помещения (и даже пройти мимо). Страх темноты и одиночества проявляется ярче всего тогда, когда ребенка укладывают спать. Он отказывается оставаться один, молит и требует, чтобы кто-нибудь из взрослых остался рядом, чтобы горел свет, чтобы была приоткрыта дверь в комнату.

Все это смущает и раздражает родителей. Во-первых, страхи детей вызывают у родителей естественное беспокойство: все ли нормально с развитием ребенка, не вырастет ли он патологическим трусом или невротиком. Во-вторых, наличие страхов у детей связано для родителей с рядом неудобств. Они бывают вынуждены надолго оставлять гостей, когда надо уложить ребенка спать; не могут воспользоваться временем детского дневного сна, чтобы сходить по делам.

Необходимо сразу сказать, что страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства у детей взаимосвязаны между собой и образуют триаду. Эти страхи переживает почти половина детей в возрасте от полутора до пяти лет. В пять-шесть лет страх одиночества и темноты в ситуации засыпания может усугубляться страхом перед ожидаемыми кошмарными сновидениями. Но после шести лет эти страхи обычно отступают, сменяясь другими. Наличие такого рода страхов у дошкольника — нормальное явление, оно не свидетельствует об отклонениях в развитии ребенка. Из этого, однако, не следует, что страх надо игнорировать или, хуже того, высмеивать. Что бы мы, взрослые, ни думали о нелепости или «нормальности» страхов, ребенок испытывают в описанных ситуациях настоящие, иногда очень мучительные переживания и нуждается в помощи и сочувствии.

Методы помощи ребенку делятся на связанные с той, или иной ситуацией и общие. Что касается первых, то родителям надо идти навстречу просьбам ребенка не оставлять его одного, не выключать свет, оставлять открытой дверь. Попытки высмеивать страхи, стыдить ребенка, насильно оставлять его в закрытой темной комнате пользы не принесут. Наоборот, они чреваты самыми печальными последствиями, такими, как появление у детей тиков, заикания, расстройств сна.

Помочь маленькому ребенку преодолеть страх можно с помощью игр, сказочных историй, любимых игрушек. Часто ребенку легче остаться одному, если с ним оставить знакомую и с младенчества любимую игрушку. Такую игрушку дети лет до четырех, а иногда и до пяти, воспринимают как живое существо, товарища. С ним они не так одиноки.

Проблема, однако, в том, что такой игрушке ребенок может приписывать и собственные страхи. Тогда можно поступить следующим образом. Купите малышу плюшевого мишку, щенка, любую другую игрушку. И расскажите ему примерно такую историю. «Мишка очень боялся темноты. Ему казалось, что в темноте прячутся какие-то страшилища и хотят на него наброситься. Он просил маму, чтобы она не оставляла его по вечерам одного. Но мама уходила на работу и не могла быть с Мишкой. Однажды Мишка играл на полянке и увидел маленькую старушку, которая несла тяжелую сумку. Мишка помог старушке, и старушка сказала ему, что может помочь ему перестать бояться. Она была доброй волшебницей. С тех пор Мишка в темноте видел все так же, как днем, и ничего не боялся.

И когда я в магазине попросила такую игрушку, которая была бы твоим настоящим другом, Мишка сказал, что он всегда будет рядом и поможет не бояться.

Сюжеты игры или истории должен соответствовать проблеме ребенка (например, «Заколдованный мальчик» — злой волшебник заколдовал его так, что мальчик боится ...), а переживания персонажей — быть созвучны переживаниям ребенка. Инициатива в игре пусть принадлежит ребенку. Взрослый может предложить сюжет: «Давай ты будешь моя мама, и я не хочу ложиться спать...» Но не следует торопиться с предложением дальнейших шагов. Дайте ребенку время предложить свои варианты развития событий. Тогда вы сможете узнать, что его волнует, дадите ему выплеснуть свои эмоции. И, главное, ребенок будет пытаться в игре совладать со своими чувствами. Например, один малыш по неосторожности родителей увидел фрагмент фильма «Кошмар на улице Вязов». С тех пор страх перед Фредди Крюгером преследовал его. Не помогали никакие убеждения родителей, никакие предлагаемые ими способы самозащиты. Однако когда мама высказала твердую уверенность, что абсолютно на каждое чудовище можно найти управу, надо только хорошенько подумать, мальчик поверил в это. Он замер на минуту, а потом сказал: «Я знаю! Фредди Крюгера можно запутать в паутине, и он не сможет выбраться». На следующее утро он сказал маме, что Фредди опять приснился ему. Но мальчик пригрозил ему паутиной, и Фредди побоялся приблизиться. С этого момента страх отпустил малыша.

Если взрослый хочет помочь ребенку справиться со страхами, он должен быть готов потратить на это время и силы. Можно пытаться «размывать» страх ребенка в реальных ситуациях, вызывающих у него напряжение. Первые шаги должны быть очень осторожными и не требовать от ребенка чрезмерного напряжения. Объясните ребенку, что вам срочно нужно уйти на пятнадцать минут, чтобы отнести важные документы, что-то купить, поговорить с кем-то, до кого невозможно дозвониться. Желательно объявить об этом ребенку, когда он занят каким-то интересным делом. Если ребенок требует, чтобы вы взяли его с собой, объясните, почему не можете этого сделать. Все объяснения должны быть очень серьезными и правдоподобными. Покажите ребенку на часах время вашего возвращения. И не в коем случае не опаздывайте. В первый раз желательно вернуться даже на несколько минут раньше. Принесите ребенку какую-нибудь безделушку в подарок от знакомой или что-нибудь вкусненькое. Не как награду за смелость, а просто потому, что успели еще и в магазин зайти. Время, на которое вы оставляете ребенка одного, понемногу увеличивайте; на третий или четвертый раз можно позвонить ребенку и предупредить, что задержитесь на десять минут, и объяснить, почему. Спустя какое-то время уже не нужно будет с точностью до минуты указывать, когда вы вернетесь. Достаточно сказать ребенку, куда вы идете, и что вернетесь скоро. Если оставляете ребенка больше чем на час, желательно, чтобы он имел возможность связаться с вами по телефону.

Примерно так же поступайте, приучая ребенка засыпать в одиночестве. Обязательно соглашайтесь посидеть или полежать с ним, но немного задерживайтесь или ненадолго уходите по важным делам. Обязательно выполняйте свое обещание вернуться. Со временем вы все чаще и чаще будете заставать его уже спящим.

Что касается общих мер борьбы со страхами и их профилактики, стоит напомнить: наличие страхов и их интенсивность тесно связаны с обстоятельствами жизни семьи ребенка. Меняя их, можно существенно снизить интенсивность детских страхов.

Известно, что страхи темноты и одиночества у детей появляются чаще и достигают болезненной остроты, если их матери беспокойны и тревожны. Дети в этом случае улавливают материнское беспокойство, воспринимают его как обоснованное (ведь мать для малыша высший авторитет) и пытаются вычислить, что же тревожит мать. Детский страх в данном случае — воплощение воспринятой и переосмысленной ребенком тревоги матери. Напротив, если матери уверены в себе и оптимистичны, их дети реже и в меньшей степени испытывают подобные страхи.

Провоцирует детские страхи преувеличенная родительская опека. Своей чрезмерной заботой взрослые непроизвольно подчеркивают слабость и беззащитность ребенка. Кроме того, ребенок не приобретает навыков самостоятельного поведения, самозащиты. Он просто не имеет возможности убедиться, что способен сам заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность.

Делает детей пугливыми и непоследовательная воспитательная политика родителей, их постоянные колебания, неуверенность в правильности своих действий. В этом случае, видимо, имеет значение тот факт, что ребенок не может воспринимать родителей как надежную и неколебимую опору.

Детские страхи — это очень большая и серьезная проблема. Рассказать о них на нескольких страничках невозможно. Если эта проблема для вас актуальна или просто интересна, почитайте замечательную книгу известного специалиста по детской психологии и психоневрологии А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», вышедшую в 2000 году в Санкт-Петербурге.

Если страхи у ребенка сильны, долго не проходят, несмотря на все ваши усилия, обращайтесь к специалистам. У них есть свои способы помочь ребенку.


А. Третьякова
//Семья и школа.-2004.-№7.- С.6



 

наверх

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация