г. Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
    

О библиотеке
Услуги населению
Контактная информация
ПРИГЛАШАЕМ
Клуб книголюбов
Обзор новых поступлений
Конкурсы
Крым - 2005
ИФЛА-2006
Педагогам
Родителям
Методический кабинет

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

БУЛЛИНГ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

(Физический или психологический террор по отношению к ребенку со стороны группы одноклассников)

В англоязычной литературе получил распространение термин «буллинг» — им обозначают физический или психологический террор по отношению к ребенку со стороны группы одноклассников. Данных о том, насколько распространен буллинг в российских школах, нет, а вот американцы подсчитали, что в их школах ежедневно подвергается насилию каждый десятый ребенок. Но и у нас буллинг становится проблемой и для семьи и школы, и для общества в целом.

Нередко можно слышать, что буллинг — это просто проявление естественного процесса взросления: пройдет с возрастом! Но, как свидетельствуют специалисты, те дети, которые были инициаторами буллинга, продолжают демонстрировать свою агрессивность и став взрослыми; нередко они становятся на криминальный путь. У некоторых жертв буллинга, испытавших горечь обиды, порой надолго сохраняется не только она, но и желание мстить.

Борьба с буллингом осложняется тем, что следуя пресловутому кодексу чести, жертвы буллинга взрослым не жалуются; помалкивают и свидетели. Тем не менее бесконечно скрывать происходящее невозможно. И действенная стратегия вмешательства родителей и школьной администрации должна включать не только психологические методы воздействия (это, конечно, самое важное) — надо учитывать и правовую сторону дела.

Родителям, подозревающим, что их дети подвергаются психическому или иному насилию со стороны сверстников, следует сообщить руководству школы и учителям о своей тревоге по поводу безопасности ребенка. Контроль со стороны педагогов за поведением детей вне стен класса должен быть усилен — это, безусловно, даст результат. Необходимо привлечь к проблеме внимание и усилия других родителей.
Во многих станах прокатившаяся волна жестокости в школах (вплоть до трагедий с применением огнестрельного оружия) заставила принять определенные законодательные меры в отношении буллинга. Мы не склонны считать, что масштабы этого явления в наших школах требуют принятия специальных законов: действующих норм Уголовного кодекса вполне достаточно. Хотя причинение легких телесных повреждений оценивается как преступление малой или средней тяжести, сама угроза возбуждения уголовного преследования может вразумить школьных хулиганов. Разъяснение статей уголовного закона и обращение за защитой в правоохранительные органы являются крайними, но весьма действенными мерами.

Категорически недопустимо производить допрос в присутствии других детей. Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Задавать наводящие вопросы запрещается.

Если необходимо вызвать ребенка на допрос, ему присылают повестку (если ему нет шестнадцати лет, то через родителей), в которой должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос.

Ребенок, вызванный на допрос, обязан явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет (а по усмотрению следователя — и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его родители (законные представители). Могут они пригласить и адвоката.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе. Показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, в какой они звучали в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, на которые ребенок отвечать отказался, с указанием мотивов отказа. (Например, в соответствии со статьей 51 Конституции РФ ребенок имеет полное право отказаться давать показания в отношении себя или близких родственников.)

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол.

Все указанные рекомендации касаются поведения вашего ребенка при проведении допроса по возбужденному уголовному делу. Однако гораздо чаще работники милиции получают у детей письменные объяснения в ходе доследственной или иной проверки. (На что они имеют право в соответствии с Законом РФ «О милиции»). Если сотруднику милиции необходимо получить объяснение в письменной форме, то оно либо пишется собственноручно тем, кто его дает, либо оформляется протоколом, который составляется сотрудником милиции и подписывается им и опрашиваемым.

В отличие от допроса дача объяснений вне уголовного дела не является установленной законом обязанностью граждан, а порядок их получения не регулируется ни одним нормативным актом. И если вы и ваш ребенок согласились дать объяснения, вы можете сами определять, где, когда и как вам будет удобнее общаться с работником милиции.


Д.Растимешин
//Семья и школа.-2005.-№12.-С.14

 


наверх

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2009
Контактная информация