Главная | О Губкинском | Губкинский в лицах| Религиозные конфессии| Свято-Никольский Храм|

 

Протоиерей Валерий (Колесников),

настоятель Свято-Никольского храма,
Член Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа

На пользу Ямалу, во благо России | Интервью с настоятелем Свято-Никольского храма отцом Валерием (2005 г.)

Днесь освящается вод естество...| Интервью с настоятелем Свято-Никольского храма отцом Валерием (2010 г.)|

 

История деятельности Свято-Никольского православного храма

«Время дороже всего, богом однажды дано,
Бойся растратить его, вновь не вернется оно».

Эпиграф из «Акафиста»

Ямальская земля замечательна своими богатствами, о которых знает весь мир. Действительно, почти весь объем российского газа, весомую долю нефти дают недра земли Ямала. В ближайшей перспективе к углеводородному сырью добавятся и минеральные ресурсы Полярного Урала. И все же главное богатство Ямала – это люди. Благодаря их труду, их мужеству в Заполярной тундре были открыты месторождения нефти и газа, проложены дороги и, конечно же, построены замечательные города и поселки. Роль людей в освоении Севера постоянно подчеркивал бывший губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.Неелов, роль людей отмечает нынешний губернатор Д.В.Кобылкин.

С каждым годом города и поселки, построенные на Ямале, становятся все комфортабельнее, удобнее для жилья людей в этих суровых условиях и краше: радуют взор современные здания Дворцов культуры, спортивных комплексов, библиотек, общественных центров. В архитектурный облик северных городов вполне гармонично вписались устремленные ввысь силуэты храмов, увенчанных золотыми куполами. Что это, дань моде? Или безудержное стремление русского народа к духовности, возрождению?

Новые храмы появились и в отдаленных поселках, - там, далеко за Полярным кругом, где совсем недавно расстилалась лишь бескрайняя тундра. Как говорится, «всем миром» возводили храмы ямальцы. Люди, в этом вопросе, проявили настоящий героизм, невиданную по современным меркам благотворительность, единодушие и огромное стремление эти храмы увидеть на этой северной земле. Среди благотворителей – и коллективы крупных нефтегазодобывающих предприятий, строительных организаций, и простые жители – все, кому небезразлична забота о духовности, нравственности, сохранении традиций. Возведение храмов на Крайнем Севере – это, можно сказать, результат благотворных перемен в общественном сознании.

По обычаю, люди ставили храмы в тех местах, которые собирались заселять надолго и основательно: люди не хотели чувствовать себя временщиками, ведь отныне эта земля будет местом их жительства и родиной их детей. И, стало быть, появление новых храмов на Ямале – это словно бы знак того, что люди, когда-то приехавшие сюда со всех концов страны, теперь стали воспринимать этот край как родной. Для Ямала характерно четкое взаимодействие в вопросе веры и свободы конфессий с органами государственной власти и местного самоуправления. Именно благодаря четко выверенной, социально ориентированной позиции администрации округа на протяжении ряда лет, созданы все необходимые предпосылки для конструктивного диалога власти и церкви. Как показало время, это дает хорошие положительные результаты. И среди них, что немаловажно, - характерная для Ямало-Ненецкого округа обстановка социальной стабильности в регионе. Также важно отметить, что на Ямале не возникает конфликтов на почве межэтнической, межрелигиозной. И это понятно: все имеющиеся на Ямале религиозные организации, зарегистрированы должным образом и имеют условия для полноценной деятельности.

За период, прошедший с 1994 года, церковь в городе Губкинский прошла большой и тернистый путь, сформировался свой приход, храм является одним из центров духовной жизни города, он объединяет всех верующих, сохраняет традиции русского православия, несет высокую гуманистическую миссию в духе христианства, формирует в сознании жителей молодого северного города понятие, как единой территории ЯНАО субъекта Российской Федерации, с общими проблемами, интересами и целями, воспитывает чувство ямальского и российского патриотизма, основанного на исторически сложившихся нравственных ценностях многонационального российского народа.

Задачи данной статьи:

проследить путь от образования православной общины до становления Свято-Никольского прихода, создание коллектива единомышленников, прихожан;
получение социологической информации для реальной оценки значения церкви в молодом северном городе;
определить степень удовлетворенности жителей города работой и деятельностью православного храма, изучить степень доверия горожан к церкви, определить его значение в судьбе жителей северного города.
Предмет исследования: аудитория, соцопросы среди горожан. Методы исследования: изучение и анализ документов, церковного архива, интервью, беседа, социологический опрос, анкетирование.

Обращаясь к современному состоянию церкви, следует особо отметить тот факт, что сегодня идет возрождение Русской Православной Церкви. Власти возвращают людям, возрождают и строят храмы. Особенно активно это происходит в Северном крае. В последние годы в нашем крае ведется интенсивное строительство храмов. За сравнительно короткий срок в городах и поселках округа, в самых труднодоступных местах построены православные храмы. Начиная с 80-х годов построены храмы – храм святых церковных апостолов Петра и Павла в городе Салехарде, храм Святого мученика Василия Мангазейского в поселке Красноселькуп, храм Святого великомученика Георгия Победоносца в городе Лабытнанги, храм во имя Святого Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных в селе Мужи, храм во имя Преображения Господня в Муравленко, храм во имя Святого Николая Чудотворца в городе Надыме, храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, храм во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных в Ноябрьске, появились православные храмы в городе Тарко-Сале, поселках Харп, Яр-Сале, Ямбург.

Впервые православная община заявила о себе в поселке Губкинском осенью 1992 года. А чуть позже, 3-5 мая 1993 года, поселок с миссионерскими и целями посетил епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Он пробыл в поселке три дня, и за время его пребывания произошло немало значимых для маленького северного поселка событий: состоялись встречи в Администрации поселка с руководителями, обсуждались многие вопросы, касающиеся вопросов деятельности православной общины в Губкинском, были освещены школы №1, 2, 4, 5, 6, Центр Детского творчества. Владыка освятил Поклонный Крест на месте строительства будущего нового храма. В это же время состоялась знаменательная встреча губкинцев с Архиепископом Дмитрием. Тогда была создана православная община. Был избран Приходской Совет. Все понимали, что строительство храма, да еще в капитальном исполнении потребует времени и значительных средств. При этом желание жителей иметь возможность для молитвенного общения уже теперь, было очень велико. Поэтому не случайно летом 1994 года в парковой зоне было начато строительство временного деревянного храма по плану, который был сделан за несколько часов. Строительство храма завершилось уже в декабре 1994 года. В Губкинском появилась маленькая деревянная церквушка. Поистине историческими и памятными в истории города стали дни 18-19 декабря1994 года. В этот день состоялось первое богослужение в храме во имя святителя Николая Чудотворца, которое совершил иеромонах отец Тихон (Бобов). И это было начало. Буквально на второй день в небольшой уютный храм потянулись люди со своими болями и проблемами. В июне 1998 года по благословлению Архиепископа Димитрия началось расширение храма. Площадь его увеличилась в два раза, территория вокруг него была обнесена оградой, подведено отопление, холодная и горячая вода. В обновленном храме на Светлой пасхальной седмице в 1999 году Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий отслужил Божественную Литургию.

Внутреннее убранство храма также видоизменялось с течением времени. Появилось несколько писаных икон. В их числе Святой Николай Чудотворец, прп. Роман Сладкопевец, икона Божией матери «Неупиваемая чаша» и другие. В дар храму администрацией города были переданы священные сосуды. Глава города В.В.Лебедевич, являющийся председателем Попечительского Света, церкви передал их храму. Валерий Владимирович на протяжении сего времени оказывал всемерную поддержку православной церкви в нашем городе.

Каждый год для проведения празднования Крещения Господня на реке Пяка-Пур устраиваются две проруби, в которых после Крестного хода по окончании молебна прихожане окунаются в специально обустроенной проруби – «иордани». С каждым годом становится все больше тех, кто решается окунуться в сибирскую ледяную купель. Очередь желающих окунуться в ледяную купель ждет у проруби до глубокой ночи.

Когда в декабре 1994 года в городе открылся маленький, но такой уютный деревянный храм – все в нем начиналось с «нуля». Все было впервые: первое Богослужение, записочки о здравии, первое крещение и венчание. А еще было много-много вопросов, и правильность ответов на них, зачастую, была жизненно важна. Если вопросы задавал взрослый человек – ему можно было предложить почитать ту, или иную духовную книгу и самому разобраться в возникшей проблеме. А как быть, если с вопросами приходят дети и ждут ответа, как чуда?

Для детей в октябре 1995 года при храме открылась Детская Воскресная школа. 8 октября 1995 года начались первые занятия. Первая группа детей была немногочисленной и разновозрастной, и нужно было очень постараться, чтобы непростой для восприятия материал, был одинаково интересен и понятен и 7-летней Валюше, и 12-летней Наде. В маленькой десятиметровой комнатке по воскресеньям собирались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Ученики сидели на двух скамейках, но на тесноту, холод и неудобства никто не жаловался, на уроки приходили при любой погоде. С самых первых дней создалась особая атмосфера, совсем непривычная на обычную школу: урок был больше похож на беседу, а вместо переменки было чаепитие. И еще детей привлекало то, что для определения качества полученных знаний не использовались оценки, самая большая награда – похвала учителя и понимание того, что ты знаешь что-то такое, что не преподается в обычной школе. Если погода позволяла – выходили погулять в ближайшем лесочке, побегать или просто понаблюдать за природой. Таким образом, общаясь и играя, дети учились азам церковной этики и духовно росли. С присущим им любопытством ребята задавали множество вопросов. Первыми преподавателями Воскресной школы стали - председатель Приходского Совета Александр Евгеньевич Смирнов и служащая храма Ирина Валентиновна Ломаева. Как много приходилось им, в первые дни, обращаться к церковной литературе, чтобы ответить на все вопросы детей, чтобы найти простые, понятные детям ответы.

С каждым годом количество желающих посещать Воскресную школу увеличивалось. С одной стороны, стремление людей к вере всегда радовало преподавателей; с другой возникали определенные трудности: к примеру, отсутствовали удобные помещения для занятий, не хватало преподавателей. В то же время, упование на милость Божию помогли преодолеть и эти и другие трудности. В 1998 году к двум первым преподавателям добавилась матушка Евгения Колесникова, затем Родченкова Светлана Ивановна. Она 1999 году организовала детскую хоровую группу. А с появление в 2002 году выпускницы Регентской школы Тобольской Духовной Семинарии Надежды Николаевны Зевалкиной преподавание стало предметным, появился урок церковно-славянского языка, а хоровая группа стала участвовать в богослужениях. В 2007 году ряды преподавателей пополнила Арбатская Лариса Валерьевна.

18 июня 2003 года по благословению правящего Архиерея Димитрия отслужен молебен, освящено место и забита первая свая на месте строительства храма в капитальном исполнении. Активное содействие возведению храма оказывает глава города В.Лебедевич, являющийся председателем попечительского Совета. Средства на строительство храма собираются всем миром, прежде всего, это личные сбережения, пожертвования многих горожане. Свою лепту внесли нефтяники ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз, и газовики ЗАО «Пургаз», а также все неравнодушные православные предприниматели.

Губкинский приход находится в одном из самых молодых городов России. Средний возраст горожан – 30 лет.

Свято-Никольскому храму в городе Губкинском всего 17 лет, и это ничтожно мало по сравнению с возрастом большинства российских храмов. Но у прихожан больших и малых, древних и новопостроенных храмов сегодня одна большая и общая миссия - возрождение духовности. Поэтому так важно, чтобы приход был как единая семья, куда можно прийти за советом и поделиться радостью. Особенно это необходимо северянам, газодобытчикам и нефтяникам, - им приходится особенно много трудиться в суровых условиях Севера на пользу Ямала, во благо России. И очень хорошо, что есть место, где в тишине при тихом горении свечей можно остановиться на минутку и прислушаться к себе

Работа над данной темой связана с определенными социологическими исследованиями, которые и были мною проведены. Для участия в соцопросе были определены преподаватели и сотрудники филиала колледжа и средних школ города - №1, №3, №6, а также студенты 2-3 курсов филиала. Всего в социологическом опросе принимало

Их вниманию были предложены две анкеты. Первая анкета «Мое отношение к религии», вторая анкета «Мое отношение к православной церкви». Состав Анкеты были составлен мной, вопросы, которые были в них включены, обсуждались. Таким образом, информация, была собрана достаточно большая, обширная и всесторонняя.

Анализ первого социологического опроса имеет следующие результаты. На вопрос: «Приверженцами, какой религии Вы считаете себя?» Мы получили следующую информацию:

· 209 человек, то есть 75% опрошенных - относят себя к православным;

· 28 респондентов, то есть 11% считают себя мусульманами;

· 3 человека, то есть - 1% - католики;

· 20 человек, то есть около 7 % - неверующие;

· 9 человек, то есть - 3% считают себя верующими, но затрудняются отнести себя к какой-либо конкретной религии;

· еще 9 человек - 3 % респондентов, затрудняются ответить на поставленный вопрос.

В следующем опросе принимали участие 209 респондентов, исповедующих православие. На вопрос: «Каково Ваше личное отношение к православной религии?» - мы имеем следующие результаты: 11 человек, это 5% относят себя к истинно верующим людям. Эти люди регулярно посещают храм, участвуют во всех обрядах и ритуалах, посещение православного храма для них является необходимостью;
137 человек, то есть около 65,5% - считают себя верующими, но во всех ритуалах и обрядах не участвуют, храм посещают по большим праздникам (Рождество, Крещение, Пасха, принимают участие в Крестном ходе);
30 опрошенных - 14% не считают себя верующими, но к верующим людям относятся с пониманием;
15 человек, то есть около 7% допускают, что Бог есть, но церковная жизнь их интересует мало;
Еще 10 респондентов около 5% относят себя к неверующим, убежденным атеистам;
6 человек, около 3% на религиозные темы не задумываются вообще.

Следующий вопрос звучал так: «Как часто Вы молитесь?» Ответы следующие:

9 человек – 4,5% - молятся несколько раз в день;
65 человек - 31,5% - молятся хотя бы один раз в день;
42 человека - 20% - молятся один раз в неделю;
36 опрошенных - 17% - молятся 1-2 раза в месяц;
25 человек - 12% - не помнят, когда молились в последний раз;
32 человека, около 15% не молились никогда.


Следующим вопросом был следующий: «Что для вас означает религия?». Предлагалось рассмотреть несколько заготовленных заранее вариантов ответов. Результаты следующие. 91 человек – 43,5% опрошенных считают, что религия – это соблюдение всех религиозных обрядов, активное участие в религиозной жизни;
39 человек – 18,5% опрошенных, считают религию национальной традицией, верой предков;
13 человек - 6% на первое место ставят личное спасение и общение с Богом;
40 человек – 19,5%, выбрали ответ, что религия – это часть культуры и нашей истории вообще;
16 человек – 8,5% видят в религии следование моральным и нравственным нормам;
5 респондентов – 2%, считают религию предрассудком;
5 человек - 2%, затрудняются ответить на данный вопрос.


Отношение губкинцев к православному храму в нашем северном городе мы проанализируем следующим образом.

209 человек - 100% принявших участие в соцопросе, знают о существовании православного храма в нашем городе;
161 человек – 77% знают, как называется храм;
94 человека – 45% знают дату появления храма в нашем городе;
80 человек – 38%, назвали правильно имя священнослужителя, отца Валерия, 37 человек – 18% назвали церковный чин Отца Валерия (иерей), остальные назвали его «отцом», «батюшкой» или «священнослужителем»;
Практически 100% респондентов высказывают мысль о том, что православный храм необходим любому городу, маленькому и большому, северному или южному;
100% опрошенных, не относящих себя к истинно верующим, относятся к верующим с пониманием;
· 64 человека, 31% - чувствуют в себе необходимость в посещении церкви;

· 207 респондентов, 99% - считают, что церковь городу нужна;

· 114, то есть 55% от опрошенных думают, что в церковь необходимо ходить по велению души и сердца;

· 122 человека, - 58%, считают, что в определенных жизненных ситуациях вера нужна любому человеку;

· 200 человек, 96% доверяют служителям Губкинского православного храма.

В данной работе я попыталась осветить деятельность православного храма в нашем городе за время его существования – 17 лет, путем социологического опроса выявить отношение, интерес и доверие горожан к православному храму, наконец, выяснить, чем сегодня является христианская православная церковь для жителей молодого северного города, и какую роль она играет в их жизни?

Мое исследование показало, что и сегодня, в 21 веке, православие не исчерпало себя. Более половины опрошенных нами горожан относят себя к православным христианам. Проведя большую и кропотливую работу, я убедились в том, что понятное стремление к материальному достатку, не стало единственным и главным в жизни северян: огромное значение получили и духовные потребности; в их числе – и потребность пребывать в лоне святой, соборной и апостольской православной церкви.

Губкинцы, судя по соцопросу, с большим уважением, можно сказать с трепетом, относятся к Свято-Никольскому храму. Жители отмечают и это бесспорно, что со строительством храма в лучшую сторону меняется не только внешний облик поселения, города, но и сама жизнь становится более полноценной, одухотворенной. Прихожане, там, где есть приход, настойчиво, целеустремленно занимаются делами милосердия, благотворительства, делами духовного просвещения, заботятся о патриотическом воспитании молодежи. Сам вид православного храма, звон колоколов, вызывает у людей чувство защищенности, спокойствия.

Мне удалось выяснить, с чем сегодня люди приходят в церковь? С разными проблемами. Одна из них – пьянство в доме, разрушающее мосты взаимопонимания, ломающее судьбы взрослых и детей. В Свято-Никольском приходе среди многих других икон есть икона «Неупиваемая чаша» - перед ней молятся, чтобы отвратить человека от этого недуга. Приходят школьники и робко спрашивают, какому святому поставить свечку перед экзаменом. Им с улыбкой отвечают: конечно, Сергию Радонежскому, покровителю всех учащихся. У каждого человека, своя судьба, не похожая на другие, свои проблемы, свои радости и свои беды. В Свято-Никольском приходе идут обряды Крещения и Венчания. Последний – великое таинство, и необходимо осознать, что берешь на себя ответственность перед лицом Божьим на всю жизнь, обет дается и друг перед другом. Входят в церковь двое, а выходит как бы один человек. Здесь призывают людей к неравнодушию и пытаются пробудить веру. Сюда приходят все – и верующие, и неверующие, каждый со своими вопросами и проблемами. Выслушать, утешить, отвести от последней черты – нет задачи более благородной.

Социологический опрос показал, что почти 100% доверяют православной церкви, ее служителям, как положительный момент отмечают деятельность при храме Воскресной школы. Изучая ее деятельность, мне захотелось в будущих работах рассказать о том, как создавалась Воскресная школа, рассказать о некоторых людях, которые ее создавали, были первыми учителями, и на плечи которых выпало немало трудностей. Как сложились судьбы учащихся, закончивших Воскресную школу? Связали ли они свою жизнь с церковью? Наконец, что дали им в жизни уроки Воскресной школы?

Работая над темой, анализируя анкеты, нам стало совершенно очевидно, что православная религия, как и раньше, выполняет в современном обществе несколько функций - мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную, культуротранслирующую и, конечно же, терапевтическую. Мы еще раз убедились в том, что и сегодня, несмотря на бешеный ритм жизни, для простого человека очень важно «богообщение» - как высший вид общения, именно через него современный человек осознает свое место в мире.

Наконец, проведенное исследование показало, насколько правильной и выверенной является политика руководства в ЯНАО, в северных городах, в нашем городе, которая воспитывает толерантное отношение людей разных конфессий друг к другу. Ни в одной из анкет я не нашла ничего предосудительного, наоборот, чувствуется деликатность, уважение и вдумчивое отношение горожан к предложенной нами теме.

По обычаю, люди ставили храмы в тех местах, которые собирались заселять надолго и основательно: люди не хотели чувствовать себя временщиками, ведь отныне эта земля будет местом их жительства и родиной их детей. И, стало быть, появление новых храмов на Ямале – это словно бы знак того, что люди, когда-то приехавшие сюда со всех концов страны, теперь стали воспринимать этот край как родной. У каждого храма своя жизнь. У Свято-Никольского храма тоже своя жизнь.

Свято-Никольскому храму в городе Губкинском всего 17 лет, и это ничтожно мало по сравнению с возрастом большинства российских храмов. Но у прихожан больших и малых, древних и новопостроенных храмов сегодня одна большая и общая миссия - возрождение духовности. Поэтому так важно, чтобы приход был как единая семья, куда можно прийти за советом и поделиться радостью. Особенно это необходимо северянам, газодобытчикам и нефтяникам, - им приходится особенно много трудиться в суровых условиях Севера на пользу Ямала, во благо России. И очень хорошо, что есть место, где в тишине при тихом горении свечей можно остановиться на минутку и прислушаться к себе

За период, прошедший с 1994 года, церковь прошла большой и тернистый путь, сформировался свой приход, более двухсот человек.

Сегодня храм является одним из центров духовной жизни города. Он объединяет всех верующих, сохраняет традиции русского православия, несет высокую гуманистическую миссию в духе христианства, Формирует в сознании жителей молодого северного города понятие, как единой территории ЯНАО, как субъекта Российской Федерации, с общими проблемами, интересами и целями. Воспитывает чувство ямальского и российского патриотизма, основанного на исторически сложившихся нравственных ценностях многонационального российского народа.

Источники и литература:

Архив Свято-Никольского православного храма.
Воспоминания служителей и прихожан храма разных лет.
Воспоминания и фотоархив преподавателей Воскресной школы.
Подборка газетных статей о работе Свято-Никольского храма в разные годы.
Храмы Ямала. Департамент информационных технологий и общественных связей Ямало-Ненецкого автономного округа, 2006 г.

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории, обществознания
филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
Почетный работник общего образования РФ

 

http://yamal-obr.ru/articles/istoriya-deyatelnosti-svyato-nikolskogo-/


 

Цветоносный день в храме

Если первая в городе деревянная церковь была мала и не могла вместить всех желающих помолиться на праздничных богослужениях, то ныне и новый храм не показался таким уж большим.

  В Вербное воскресенье, 8 апреля, к началу праздничной службы было сложно пройти от входа в храм вперед, а те, кто пришел позже, слушали Божественную литургию у дверей, а то и на высоком крыльце.

Вербным воскресеньем народ называет праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день, как повествует Евангелие, Иисус въехал на осле в Иерусалим, где Его встречал народ, устилая путь одеждами и пальмовыми ветвями. А почему в православии воскресенье Вербное? Да по той причине, что в славянских странах, где нет пальм, их ветви заменили веточками вербы, которая весной первая выпускает почки. Православные верующие соблюдают обычай хранить освященные во время праздничного богослужения вербы весь год, украшать ими иконы в доме, а еще слегка похлестать друг друга веточками, особенно детишек, желая им быть здоровыми, как верба. И потому народ пришел в этот день в храм с пучками веток ивняка, тальника, украшенными цветами и связанными яркими ленточками.

А еще этот праздник имеет название Недели Цветоносной.

– Именно так называется Вербное воскресенье в церковной традиции – Цветоносный день, – сказал настоятель храма иерей Валерий, благословив паству после литургии украшенным пальмовой веткой крестом. – Кто приходит в храм с цветами, кто несет вербы – кто как постарался: мы встречаем праздник с теми дарами, которые дает сейчас природа, радующаяся приближению весны и яркому солнцу. То, что вы держите в руках, – это вестники с небес, которые символизируют победу жизни над смертью. Я желаю вам всем нынешним днем, чтобы и ваши души раскрылись Пришествию Господню, а оно близко: через неделю – Пасха, достойно встретим этот праздник. Храни вас Господь!

В эти выходные дни сошлись три православных праздника – накануне отмечались Лазарева суббота, непосредственно связанная со Входом Господним в Иерусалим (в этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря) и Благовещение Пресвятой Богородицы – возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении ею Иисуса Христа. А с понедельника началась Страстная седмица – неделя строгого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. В Светлое Христово Воскресение, 15 апреля, с полуночи в храме святителя Николая пройдут Пасхальная утреня, крестный ход, Пасхальная литургия, освящение куличей и пасхи.

А по окончании праздничной службы в Вербное воскресенье в храме была проведена благотворительная пасхальная ярмарка: на продажу были выставлены пасхальные яйца и открытки, рисунки, куклы и другие поделки, выполненные руками учеников воскресной школы. На вопросы о ценах прихожанам отвечали: "Чтобы вам было не жалко, а нам не обидно!" И в полдень в актовом зале воскресной школы учащиеся показали небольшое праздничное театрализованное представление.


Игорь РУЖИЦКИЙ

http://www.gubweek.ru/polytika/135-duxovnost/914-cvetonosniyu-den-v-xrame.html

наверх


Днесь освящается вод естество...

Православный мир отметил 19 января великий двунадесятый праздник Крещение Господне, или Богоявление.

В Губкинском накануне, в Крещенский сочельник, в храме святителя Николая Чудотворца совершались литургия святителя Василия Великого и чин великого водосвятия. Этот день ознаменовал окончание Святок – праздничных дней после Рождества Христова. А на Богоявление после праздничной Божественной литургии православные горожане прошествовали крестным ходом к реке Пяку-Пур.

Чинно и торжественно прошли миряне по улицам города, прославляя в молитвенных песнопениях Господа, и спустились к иордани, где настоятель храма иерей Валерий совершил чин великого освящения воды на открытом водоеме. "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи," – первые слова тропаря Крещения Господня, трижды прозвучавшего над рекой после чтения Евангелия от Марка и общей молитвы. Опусканием креста была освящена речная вода в трех прорубях – сделанной в виде креста иордани и двух купелях, раздельных для купания мужчин и женщин.

Здесь же отец Валерий произнес проповедь, в которой прозвучали напоминание о значении праздника и назидание верующим:

– Мы с вами встретили праздник немалый, потому как в нем явлено присутствие Господа в нашей жизни, за которым мы следуем от рождения в купели, то бишь от духовного рождения, от момента крещения, до дней последних в своей жизни. И сегодня в крестном ходе мы сопровождали Господа до его погружения в зримые воды, которые и для нас с вами источник очищения. Вода – источник жизни, но может иметь и негативное влияние. В молитве вы слышали, что при Ное, праотце Ветхого Завета, за грехи людские род человеческий был водой наказан. И этот грех до конца еще не изжит в наших душах. Поэтому нам надлежит не только телом сопутствовать Господу, но и душой своей соответствовать этому. Освящаются воды сии, чтобы каждый верующий человек мог почерпнуть ее с достатком, в течение всего года употребляя эту воду для назидания и спасения своей души, для исцеления от недугов. 

Отец Валерий отметил, что погода благоволила верующим в этот день, лишь попугав крепчавшим морозом накануне вечером, но предупредил, что не нужно окунаться в прорубь, если недостаточно на это физических сил. Однако желающих погрузиться в речную воду, трижды перекрестившись, нашлось немало. А набрать воды из иордани было еще больше – ведь вода, освященная в эти дни и именуемая крещенской или великой агиасмой, обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги.


Игорь РУЖИЦКИЙ 

http://www.gubweek.ru/kultura/62-kaleydoskop/576-dnes-osviashaetysya-vod-estestvo.html

наверх


Член Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа

Утвержден постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.04.2013г. №1509 "Об утверждении членов Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа"

Протоиерей

Член Ноябрьского территориального комитета

г.Губкинский

 

http://op-yanao.ru/index.php/chleni-palati

 

 


 

Отец Валерий. Настоятель Свято-Никольского православного храма г. Губкинского. ЯНАО

Ф.И.О. Колесников Валерий Владимирович.
Возраст: достаточно, чтобы начать ценить жизнь.
Образование: заканчивал Духовную семинарию, думал, что высшее. А приехав в Губкинский служить понял, что процесс обучения только начат.
Род занятий: священнослужение.
Семейное положение: три сыночка, три лапочки-дочки и жена - умница.
Характер: интересующийся и жизнелюбивый.
Обычный день (распорядок). С утра пораньше подъем и утренняя молитва, проведение богослужений, по окончании - общение с прихожанами или людьми, желающими пообщаться. При необходимости выездные службы. Вечернее богослужение, общение с людьми. Если это исповедь, то задерживаюсь допоздна. Все свободное время стараюсь проводить с семьей. Большое внимание уделяю активному отдыху.
Как и почему Вы стали священнослужителем? Всю свою сознательную юность стремился к познанию истины. И по мере взросления стал осознавать, что это понятие гораздо глубже и богаче, чем простой набор элементарных этических правил и моральных принципов. Стал рассуждать над тем, что интересовало людей умных и мудрых. И через их мысли, и опыт пришел к вере в
Бога. А дальше, долгие годы самоанализа и, конечно же, множество ошибочных суждений. Я думал, что придя в храм все мои недоразумения пройдут, и кто-то решит все мои проблемы. Но не тут-то было. Оказывается все необходимо делать самому. Тебе предлагается путь, ведущий к вершине. Его необходимо пройти, чтобы обрести, спасение, как ты его пройдешь, зависит от твоего старания. Так что я уже в пути. А почему я стал священнослужителем? Отвечу так, придя в Церковь, много увидел, как мне показалось, не правильного и не понятного. Стал осуждать и критиковать, а в результате пришел к выводу, что нужно изменять себя, в первую очередь. И в подтверждении услышал такие слова: «Критикуя - предлагай, предлагая - действуй!» Вот я и стараюсь действовать.
Какой самый запомнившийся случай из Вашей службы? Случаев, на самом деле, много. Один из них - мое первое служение в Тарко-Салинском Храме. Богослужение заканчивается, и я, обратившись к народу, радостно сообщаю им, что служба закончена, все желающие могут остаться на исповедь. А надо заметить, народу в Храме - яблоку негде упасть. После моих слов я делаю движение в сторону алтаря и боковым зрением вижу, что в Храме не произошло никакого движения. С недоумением поворачиваюсь обратно и поясняю, что можно идти домой. И что вы думаете? Все стоят не шелохнувшись. После небольшой паузы я понял, что мне «крупно повезло». Исповедь обещает быть долгой и интересной. В тот день я позавидовал бесплотным, которые не хотят ни кушать, ни спать, ни чего-то еще. Исповедь в Тарко-Салинском Храме закончилась далеко за полночь.
Что для Вас значит праздник Светлого Христово воскресения? Это Вселенское торжество, свидетельствующее о победе жизни над смертью и возможном пробуждении души от греховного сна. Если, конечно, есть вера. А по слову ап.Павла: «Вера есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого».
С чего начать? С молитвы к Богу.
Что делать в трудных ситуациях? Во-первых, не создавать суеты. В спокойной обстановке привести в чувства свои мысли и эмоции. Во-вторых, прежде, чем принять решение, посоветоваться с более опытными и знающими людьми. И все это скрепить молитвой к Богу.
Самое необходимое это... быть верным своему слову.
Как поступить, если нельзя, но очень хочется? Вспомнить заповеди Божии, и если это не противоречит им, тогда с Богом.
Вы хороший слушатель? По роду своей деятельности приходиться быть хорошим слушателем. Вспоминая мудрость, о том, что люди хотят научиться говорить, а им бы лучше научиться, как и когда молчать, считаю, что лучше доброе молчание, чем худое ворчание.
Чего Вы не умеете, но хотели бы уметь? Помочь людям обрести веру в себя и в Бога.
Человеку столько на сколько он себя ощущает. Сколько лет Вам? Лучшим свидетелем возраста души и тела являются наши дела. И если они добрые, значить юность и весна твои постоянные спутники. Тем более, если душа живет вечно, то какими категориями ее еще можно измерить?
Чего Вам больше всего не хватает? Мудрости.
Много - это сколько? Когда немножко еще, и уже хватит.
Здоровый авантюризм или распланированные будни? Одно другому не помеха, если, конечно, авантюризм здоровый.
Когда есть выбор между предсказуемым и рискованным, Вы выбираете..? Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какой недостаток прощаете с легкостью? Тот, который не мешает жить мне и моим близким.
Дорого или дешево? Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Если речь об этом.
Подарок - мелочь, но зато приятно, или он дорогой и пафосный? В подарке отражается не только внимание, но и уважение к человеку. Поэтому подарок должен соответствовать времени и месту, и особенно, положению человека в иерархии твоих ценностей.
Является ли ложь, ложью, если все знают, что это ложь? Без вариантов, да.
Какие привычки самые крепкие? Те, которые «родом из детства».
Нужно ли отказывать себе в удовольствии? Зачем отказывать. Жизнь - это цветущий сад, где можно полакомиться всем необходимым, кроме запретного.
О чем мечтали в детстве? Мечты осуществились? Мечтал стать взрослым, теперь хочу обратно.
Зачем люди хамят друг другу? От недостатка любви и умения видеть в других самих себя.
Приятель или друг, где, по-вашему, проходит граница? Приятель - просто знакомый, а друг - это человек, который принимает участие в твоей жизни и пытающийся сделать ее лучше.
Любите принимать участие в спорах? Зачем? Нужно быть добрее. А вот вещи принципиальные требуют обстоятельного объяснения, которое со стороны может иметь вид не очень привлекательный. Говорят, что в споре рождается истина, но при этом часто забывают, что когда страсти кипят, истина испаряется.
Кто в доме хозяин? Понимание и любовь. Правда, иной раз приходится себе об этом напоминать.
Любимая книга? Библия.
Вы подаете нищим? Нуждающимся, да.
Вы являетесь болельщиком? За какой вид спорта болеете? Болеть не люблю, а за Россию переживаю даже в спорте.
Любимый фильм? Все фильмы ВВС о флоре и фауне.
Еда вкусная или полезная? Лучше и то, и другое.
Как Вы реагируете на розыгрыши? Если они добрые, то по-доброму, а если нет, то соответственно.
В выходные дни: активный отдых или диван с пультом от телевизора? Здоровый образ жизни нужно подтверждать, чем я и занимаюсь.
Является ли для Вас проблемой, чем заполнить свободное время? Не было б вопроса, не знал бы о такой проблеме.
Отмечаете ли Вы свой день рождения и именины? Как? Скромно, но со вкусом и в кругу семьи.
Любимое изречение... ешь - не наедайся, пей - не напивайся. Золотая середина, как добродетельный принцип.

//Час пик.-2010.-№4.-С.6

наверх


НА ПОЛЬЗУ ЯМАЛУ, ВО БЛАГО РОССИИ

Отец Валерий. Настоятель Свято-Никольского православного храма г. Губкинского. ЯНАОВпервые православная община в поселке Губкинском заявила о себе осенью 1992 года. А чуть позже, 3-5 мая 1993 года, поселок с миссионерскими целями посетил епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. За три дня пребывания состоялось много значимых событий: встречи в Администрации города, освящение школ № 1, 2, 4, 5, 6 и Центра Детского творчества. Владыка освятил Поклонный Крест на месте строительства нового храма (он будет выстроен в капитальном исполнении).
В это время как раз и состоялась та знаменательная встреча губкинцев с Архиепископом Димитрием, в ходе которой и была создана православная община и избран Приходской Совет.
Конечно, строительство капитального кирпичного храма требует времени и значительных средств.

При этом желание горожан иметь возможность для молитвенного общения было очень велико. Поэтому не случайно летом 1994 года в парковой зоне было начато строительство временного деревянного храма, которое завершилось в декабре. А уже 18-19 декабря 1994 года состоялось первое богослужение в храме во имя святителя Николая Чудотворца. Божественную Литургию совершил иеромонах о. Тихон (Бобов).
В небольшой уютный храм потянулись люди со своими проблемами и нуждами, стали приходить дети. Для них в октябре 1995 года при храме открылась Детская воскресная школа. В маленькой десятиметровой комнатке по воскресеньям собирались дети в возрасте от 7 до 15 лет. С присущим им любопытством ребята задавали множество вопросов. Нередко первым преподавателям - председателю Приходского Совета А.Е. Смирнову и служащей храма И.В. Ломаевой - приходилось обращаться к духовной литературе, чтобы найти простые, понятные детям ответы.

С каждым годом количество желающих посещать воскресную школу увеличивалось. С одной стороны, стремление людей к вере всегда радовало преподавателей; с другой стороны, возникали определенные трудности: к примеру, отсутствовали удобные помещения для занятий. В то же время вера, упование на милость Божию помогали преодолевать эти и другие трудности.
В 1996 году группа учащихся детской Воскресной школы выехала в паломническую поездку в г. Тобольск на Рождество. Дети присутствовали на ночной Рождественской службе, многие впервые исповедались и причастились. Также они посетили Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь и ознакомились с историческими местами г. Тобольска. Опыт первой поездки показал необходимость таких паломничеств, их глубокое благотворное воздействие на души подростков.
До 1997 года приход окормляли тобольские священники, которые приезжали на два-три дня в большие праздники, исповедовали, причащали, крестили и отвечали на вопросы прихожан. В остальное время по воскресеньям читались акафисты, да еще была возможность взять книжки в небольшой церковной библиотеке.

Приход нуждался в постоянно присутствующем духовнике, и летом 1997 года распоряжением владыки Димитрия в пос. Губкинский на служение был направлен выпускник Тобольской духовной семинарии иерей Валерий (Колесников). С его приездом в храме начались регулярные богослужения, крещения, венчания, число прихожан стало увеличиваться. Наступил момент, когда маленький храм перестал вмещать всех желающих, особенно в воскресные дни...
В июне 1998 года по благословению Архиепископа Димитрия началось расширение храма.Отец Валерий. Настоятель Свято-Никольского православного храма г. Губкинского. ЯНАО
Площадь храма увеличилась в два раза, территория вокруг него была обнесена оградой, подведено отопление, холодная и горячая вода. В обновленном храме на Светлой пасхальной седмице 1999 года Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий отслужил Божественную Литургию.
К пятилетию храма на средства прихожан, предпринимателей при поддержке городской Администрации в г. Каменске-Уральском были отлиты семь колоколов. Вес колоколов, размещенных на колокольне, от 8 до 130 кг. Для седьмого колокола весом в 660 кг рядом с храмом была
специально выстроена кирпичная звонница.
На этом колоколе отлиты изображения икон и помещена надпись: «Колокол сей лит в Каменске-Уральском товариществом Пятков и К° по благословению преосвященнейшего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в дар Губкинскому Свято-Никольскому храму трудами семей Вородюхиных и Федоренко в лето 2000 года от РХ».
Внутреннее убранство храма также видоизменяется с течением времени. Появилось несколько писаных икон. В их числе свт. Николай Чудотворец, прп. Роман Сладкопевец, икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие.
Уже много лет при храме действует воскресная школа для взрослых, занятия проводит иерей Валерий. Тогда же была создана детская хоровая группа под руководством С.И. Родченковой. Дети получили возможность познакомиться с богатейшей православной песенной культурой, неоднократно были в Тобольске на фестивале «Духовная песнь Православной Сибири». С 2002 года хоровой группой руководит выпускница
Регентской школы при Тобольской духовной семинарии регент храма Н.Н. Зевалкина.
Ежегодно в церковном дворе прихожане устанавливают Рождественскую елку. Ель украшают игрушками, изготовленными руками детей всего города. За проявленное усердие дети получают в подарок календари, иконки, детские православные книжки. А в 2000 году были изготовлены памятные декоративные медали, которые были вручены самым деятельным участникам.
Также в церковном дворе устраивается Рождественский вертеп из снега или льда - сюда можно войти, чтобы поклониться новорожденному Христу. Прихожане строят ледяные часовни, ставят выполненные изо льда фигуры библейских персонажей. Это настоящая рождественская сказка, и к ней причастны дети всего города.
Каждый год для проведения празднования Крещения Господня на реке Пяку-Пур устраиваются две проруби, в которых после Крестного хода по окончании молебна прихожане набирают Великую Агиасму и окунаются в специально для этого обустроенной проруби - «иордани». С каждым годом становится больше тех, кто отваживается окунуться в сибирскую ледяную купель. Очередь желающих стоит у проруби до глубокой ночи.
В 2002 году молодые прихожане влились в движение «Сибирь молодая Православная»; они участвуют в конференциях, семинарах, выступают с докладами и, благословившись, с удовольствием посещают спортивный зал.
18 июня 2003 года по благословению правящего Архиерея отслужен молебен, освящено место и забита первая свая на месте строительства храма в капитальном исполнении. Работы выполняет строительная организация «Президент Д». Активное содействие возведению храма оказывает мэр города, председатель Попечительского Совета В.В. Лебедевич.
Средства на строительство собираются всем миром. Личные средства пожертвовали многие горожане. Свою лепту внесли нефтяники (ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз») и газовики (ЗАО «Пургаз»), работники многих муниципальных предприятии, а также все неравнодушные православные предприниматели.

Губкинский приход находится в самом молодом городе Ямала (в 2006 году городу исполнилось 20 лет). Средний возраст горожан - 30 лет, поэтому в большинстве мероприятий обязательно участвуют дети и молодежь.
В июле 1999 года через наш город проходил Всероссийский крестный ход «За веру и верность», к которому имели возможность присоединиться наши прихожане. На северной границе города был установлен Поклонный крест.
Ежегодно хоровая группа детской Воскресной школы выезжает в г. Тобольск на фестиваль детских хоровых коллективов «Духовная песнь православной Сибири». В 2005 году труд руководителя хора и усердие детей были отмечены дипломом 3-й степени.
22 мая 2005 года в город с краткосрочным визитом прибыл Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский. Был совершен крестный ход к месту строительства нового храма и молебен.

По инициативе городского комитета молодежи при тесном сотрудничестве с приходом с 2003 года успешно работает программа «Шанс» - лагерь
труда и отдыха для подростков. Летом они выезжают в Абалакский монастырь, где помогают вести строительно-восстановительные работы.
Свято-Никольскому храму в г. Губкинский - всего 10 лет, и это ничтожно мало по сравнению с возрастом большинства российских храмов. Но у прихожан больших и малых, древних и новопостроенных храмов сегодня общая миссия - возрождение духовности.
Поэтому так важно, чтобы приход был как единая семья, куда можно прийти за советом или поделиться радостью. Особенно это необходимо северянам, газодобытчикам и нефтяникам, - им приходится особенно много трудиться в суровых условиях Севера на пользу Ямала, во благо России.
И очень хорошо, что есть место, где в тишине при тихом горении свечей можно остановиться на минутку и прислушаться к себе...


//Храмы Ямала: фотоальбом/ сост. П.Казанцев.Салехард.-Тюмень: Сити-пресс, 2006.- С.25-40

Свято-Никольский храм
Богоявление
Освящение нового храма

наверх


 

19 декабря 1994 г. состоялась первая православная служба в Губкинском Свято-Никольском приходе.

Интервью с настоятелем Свято-Никольского храма
отцом Валерием

- По давней православной традиции День города или села отмечается в престольный праздник расположенного там храма. Насколько мне известно, многие поселения в России стремятся к тому, чтобы эти даты совладали. Как Вы думаете, такое возможно у нас? - Престольных праздников у нашего Свято-Никольского храма два в году: зимний - 19 декабря и весенний - 22 мая. Они отмечаются торжественным богослужением. Совпадение дат - это правильно. Но для того, чтобы к этому прийти, нужно учитывать мнение других людей. Когда мы все будем правильно чтить Бога, то эту дату совместим. Поймем, что без Божьего покровительства ни один град устоять не сможет. История развивается своим чередом. Как будет дальше, зависит от мнения горожан и в какой-то мере от позиции власть имущих. Церковь с одинаковым уважением относится к датам, которые празднуются в светском обществе, и сохраняет на уровне религиозные. Наше летоисчисление, наше представление о Боге и святых его ни в коем образе не должно вступать в какую-либо конфронтацию. Если сейчас еще общество не созрело для того, чтобы церковные представления были во главе угла, то у Церкви нет цели силой воплощать это в жизнь. Мы живем полноценной жизнью для Бога и для города. - Недавно в газете «АиФ» прошла информация о том, что один из олигархов построил часовню на могиле своей матери. В строительство новой церкви вносят свой личный вклад состоятельные люди нашего города? - Это раньше храм мог построить на собственные средства один человек. Сейчас это - с миру по нитке, так, как и в случае с нашим храмом. Всецело нагрузку по созиданию новой церкви, если так можно выразиться, несет мэр. Он встречается с людьми, убеждает их в необходимости иметь в нашем городе полноценный, в капитальном исполнении, храм, отвечающий всем эстетическим принципам православных традиций. За это время свою лепту в строительство внесли ряд организаций, множество людей, даже нехристианского вероисповедания. Я тоже постоянно общаюсь с людьми на эту тему, а как они реагируют, можно увидеть по состоянию лицевого счета на строительство храма. Финансирование строительства я лично не контролирую. Всё должным образом протекает под руководством председателя попечительского совета. По завершении строительства в городе будет две церкви? - Нет, мы планируем оставить одну. Действующую сейчас упраздним, она изначально строилась как временное сооружение. Я не вижу необходимости иметь в небольшом городе два храма. Те прихожане, которые активны в жизни прихода, со мной согласны. Как и любое другое учреждение, содержание храма имеет свои расходные статьи. Новый комплекс возьмет на себя большую долю пожертвований, которые мы имеем. В пожертвования включаются как добровольные поступления, так и вынужденно-необходимые, как то: пожертвования за крещение, отпевание, венчание. Если раньше люди следовали заповедям Святого Писания, где сказано, что каждый должен жертвовать 10-ю часть своих доходов на храм Божий, то сейчас этого нет. Церковь отделена от государства, и, чтобы сохранить свое существование, мы вынуждены делать эти приношения обязательными, чтобы иметь возможность оплачивать коммунальные расходы. А ведь есть еще содержание причта (хора, людей, которые работают в храме), самого священника. Своими приношениями люди оплачивают их труд. Благодать же, получаемая при совершении обрядов, никакими деньгами не измеряется. - Новый храм также будет носить имя святителя Николая? - Изначально имя храма берется из желания общины иметь в качестве своего покровителя того или иного святого. Проводится собрание прихода, где это обсуждают и принимают решение.
Сейчас ситуация несколько иная. У нашего храма есть имя, и мы хотели бы, чтобы вновь построенный также звался Свято-Никольским. Об этом сказано в послании правящему архиерею. Теперь все зависит от его решения, а принимать он его будет, исходя из общей картины епархии. Если будет несколько храмов одного и того же святого, это не совсем правильно. Решение еще не прозвучало, так что время покажет.
- Скажите, освящение нового храма состоится в день его открытия? - У каждого храма своя жизнь, проходит она в несколько этапов, мы называем их чинами. Сначала - чин закладки, освящения места под строительство храма. Далее все зависит от усердия тех, кто хочет возвести этот храм. Он как младенец: растет, нарекается именем. Но само освящение возможно только при благословении архиерея, правящего в той области, где находится приход. Владыка должен видеть зрелость самой общины, то есть то, что люди готовы принять церковь не как культовое здание, а с благоговением относятся к святыне, которая в храме содержится. Люди должны научиться правильно чтить Бога. Если это в общине присутствует, то владыка дает свое благословение и освящает храм. Это чин, аналогичный крещению. Ребенок может быть рожден, но не крещен, все зависит от желания родителей. А их стремление это сделать должно согласовываться с их духовным уровнем.

Оборовская О.
//Вектор-Информ.-2005.-1 сентября(№23).-С.16.

 

наверх

Главная | О Губкинском | Губкинский в лицах

 

 
Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2014
Контактная информация