Ноябрь

В ЯНАО


5 ноября

15 лет назад (1993) открыт Детский музей в г. Ноябрьске.

Ноябрьский Детский музей


Детский музей создан в ноябре 1993г. на базе существовавшего с 1983 краеведческого музея. Необычно организовано пространство ноябрьского Детского музея: в нем используется принцип зонирования: адаптационное пространство (Игро-центр, Эко-сад), пространство, где проходят выставки, — зона творчества (Твор-двор). В мае 1997 на базе музея прошла Международная конференция «Дети и город» с участием экспертов из России, Германии, Филиппин. В 1998г. за проект развивающих зон ноябрьский Детский музей получил грант международного Фонда Сороса. Является дважды дипломантом международных Красноярских биеннале, победителем открытого конкурса «Музей XXI века» (Москва). Чл. Европейской и Американской ассоциаций детских и юношеских музеев. В 1999г. получены гранты Института «Открытое общество» на реализацию совместного с Детским музеем Эссена (Германия) проекта «Все о нефти, газе и людях в Ноябрьске и Эссене».

В процессе реализации находится целый ряд проектов. Среди них — выставки экологической, этнографической направленности, освоение территории детского парка, преобразование ноябрьского Детского музея в Детский музейный комплекс.

Созонова А. В.

//Электронная энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа/Департамент информации и общественных связей администрации ЯНАО: CD-ROM,2006

В музей всей семьей

Фрагмент выставки "Прошлое земли Ямала". Детский музей  г. Ноябрьск. ЯНАО.Важным мероприятием, приуроченным к году ребёнка, в 2007 году можно назвать проект «Прошлое земли Ямала», ориентированный преимущественно на детскую и семейную аудиторию.
Девиз Детского музея - «В музей всей семьёй», поэтому музей стремится создать все условия для того, чтобы семейный посетитель попадал в такое музейное пространство, где ему была бы оказана поддержка и помощь (система информации для родителей с детьми), а его ребёнку предоставлена возможность смелее проявлять свою активность и любознательность.

Основа проекта «Прошлое земли Ямала» - интерактивная выставка с одноимённым названием. Выставка состоит из отдельных тематических блоков, путешествуя по которым, можно проследить эволюционные процессы, происходящие на планете Земля, увидеть развитие живых форм от самых простых одноклеточных организмов до человека. Связующей нитью для всех разделов выставки служит «лента времени», идущая по всему периметру зала и являющаяся дополнительной площадью для размещения информации. Информация по ключевым (и автоматически спорным!) вопросам подаётся в виде нескольких гипотез, из которых посетитель волен выбрать наиболее приемлемую для него, соответствующую его взглядам и мировоззрению (например, происхождение жизни, многоклеточности, вымирание динозавров и мамонтов, происхождение многих основных групп беспозвоночных, позвоночных, растении, происхождение человека и т.д.). В построении экспозиционного пространства активно использовались интерактивные и игровые методики, что позволило сделать выставку привлекательной для «маленького народа».

Возрастные особенности дошкольников и младших школьников определили методы работы с ними в условиях музея. Используются как традиционные методы (беседа, экскурсия, рассказ, др.), так и обусловленные музейной спецификой (например, интерактивные элементы экспозиции, музейные праздники, массовые акции и др.). Муляжи, новоделы или образцы, которые можно дать детям в руки для подробного осмотра (материалы интерактивного фонда) - незаменимый учебный материал на выставке. Дать возможность ребенку потрогать музейный экспонат, например, останки живых организмов, заключённые в камне, - не самоцель, а возможность использовать весь спектр чувств ребёнка. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, вкус, размер, специфические черты, ценностный смысл и переживания по их поводу, т.д.) в гораздо большей степени, чем слова, дают представление об особенностях окаменелостей, об их сходстве или различии. Важной обучающей методикой является использование различных деятельностных форм: «раскопки» ученого-палеонтолога, «работа» в мастерской первобытного художника, «поход в гости» в дом первобытного человека и т.д. На выставке активно используется эта стратегия, потому что она приносит удовольствие детям, развивает их практические навыки и наполняет смыслом музейные предметы.

Открытие выставки для детей проводилось в виде игры-путешествия, во время которого участники проследили путь эволюции жизни на нашей планете, начиная с осознания роли воды в зарождении жизни, расшифровывали письмо «древнего человека», придумывали костюмы людей будущего, тем самым, пробуждая и закрепляя интерес к теме, предложенной в проекте.

События выставки (занятия, творческие мастерские, конкурсы, акции и т.д.) углубляют темы, затронутые в экспозиции, рассказывают о незнакомых и мало известных фактах палеонтологии, позволяют взглянуть на некоторые вопросы с иной точки зрения. Например, в процессе участия в акции «Следы во времени», в игровой познавательной деятельности дети проводили «научные эксперименты» по исследованию размеров доисторических животных, узнавали, какую информацию палеонтолог может извлечь об ископаемом животном по его окаменевшим следам и ископаемым костям; кроме того, могли измерить «рост» динозавра и «воссоздать» его прижизненный облик. В финале акции детям предлагалось оставить свои «следы» для потомков в гипсовом отпечатке. Это своего рода попытка помочь ребёнку осознать, что по «следам» (как в прямом, так и в переносном смысле), которые мы оставляем, люди в дальнейшем будут судить о нас.
Музейные праздники, приуроченные к международным экологическим праздникам, в развлекательной форме с привлечением творческих коллективов города помогли провести параллели между доисторическими и современными организмами, ближе познакомиться с разнообразием современного животного и растительного мира.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что задачи, поставленные авторами проекта, решены успешно. Побывав на выставке и приняв участие в различных мероприятиях, дети смогли проследить процесс развития живых форм от низших к высшим, познакомиться с ископаемыми остатками растений и животных, обитавших на планете в прошлом, узнали о значении окаменелостей в определении возраста пород при поисковых работах нефтяников.

Разнообразие тактик, приёмов и методов, используемых в проекте, привело к созданию предпосылок для развития у детей мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению науки палеонтологии, формированию положительных личностных качеств, раскрытию их творческого потенциала.

Зоря Г.Г.,заведующая отделом реализации образовательных программ
Детского музея Музейного ресурсного центра, г.Ноябрьск

//Культура Ямала:сборник информационно-аналитических материалов.-2008.-№1.-С.38-40.


6 ноября

5 лет назад (2003) открыто в г. Тарко-Сале первое профессиональное училище.


7 ноября

105 лет со дня рождения Константина Васильевича Чупрова (1903-1942), организатора и председателя одного из первых колхозов на Ямале.

Чупров Григорий Георгиевич

Григорий Георгиевич (1903, с. Мужи Обдорской вол. Березовского уезда Тобольской губернии — 9.09.1942), организатор и председатель одного из первых колхозов на Ямале.
Коми, из семьи рыбака. Образование неполное среднее. В 1915–20гг. работал чернорабочим на Кушеватском рыбозаводе. В 1920–29гг. — рыбак на Пуйковском промысле. В 1929г. организовал один из первых колхозов на Ямале «Путь Ленина» в с. Мужи, был его председателем до 1931г.. В 1931–35гг. — фельдшер с. Мужи Шурышкарского района. В 1935–36гг. — парторг на Кушеватском рыбозаводе. В 1937–41гг. — заведующий участком рыбного промысла в Шурышкарском районе. Призван рядовым на фронт. Погиб.

Борисова Е. П.

//Электронная энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа/Департамент информации и общественных связей администрации ЯНАО: CD-ROM,2006


10 ноября

60 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Гашилова (1948), селькупского лингвиста, автора нескольких учебников по селькупскому языку.

Гашилов Аркадий Иванович

Аркадий Иванович селькупский лингвист. Кандидат филологических нате. Родился 10 ноября 1948 года в деревне Иванкино Томской области. В 1977 году окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Кандидатскую диссертацию защитил по теме "Адъективные формы существительных в тазовском диалекте селькупского языка". Автор нескольких учебников по селькупскому языку. Доцент кафедры уральских языков Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена.
Живёт в Санкт-Петербурге.

// Мир Севера.-2004.-№4.-С.77.


15 ноября

75 лет со дня рождения Аркадия Григорьевича Краева (1933), крупного специалиста в области нефтяной геологии и геофизики.

Краев Аркадий Григорьевич

Краев Аркадий Григорьевич, крупный специалист в области нефтяной геологии и геофизики. ЯНАО.Аркадий Григорьевич (15.11.1933, д. Арамелевка Благовещенского р-на Башкирской АССР), лауреат Ленинской премии (1970).

Окончил Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева (1958). В 1959–62гг. — старший инженер-геофизик, начальник Тазовской сейсмопартии Ямало-Ненецкой КГРЭ. В 1962–63гг. — начальник опытно-методической партии Тюменской КГРЭ. В 1963–64гг. — начальник Тибейсалинской сейсмопартии Тазовской НРЭ. В 1964–65гг. — главный геофизик Тазовской НРЭ. В 1965–67гг. — главный геофизик Тюменской КГРЭ. В 1967г. — главный геофизик треста «Тюменьгеологоразведка». В 1967–72гг. — управления Ямало-Ненецким геофизическим трестом, трестом «Ямалнефтегазгеофизика». В 1973–92гг. — заместитель начальника управления минеральных ресурсов Мирового океана Министерства геологии СССР. С 1992г. — вице-президент Международной акционерной геологической компании. Под руководством и при личном участии Краев разведаны крупнейшие и уникальные газовое, газоконденсатное и газонефтяное месторождения: Бованенковское, Губкинское, Заполярное, Комсомольское, Медвежье, Русское, Тазовское, Уренгойское. Обосновал идею механического перемещения линии наблюдения в сейсморазведке (сейсморазведочный бон), использования синхронного накопления сигналов от разновременных взрывов, создал методику глубоких зондирований методом отраженных волн. Проведенные им исследования глубоких горизонтов осадочного чехла позволили установить, что на севере Тюменской области максимальная мощность осадочного чехла не 6–7 км, как считалось ранее, а достигает 11–12 км. Этот вывод существенно расширил диапазон нефтегазоносности в разрезе платформенного чехла в этом регионе. Член-корреспондент РАЕН. Кандидат геолого-минералогеских наук (1971).

Награжден орденом «Знак Почета» (1966), медалями. Отмечен знаком «Первооткрыватель месторождения» (Заполярное).

Пиманов А. С.

//Ямал: Энциклопедия Ямало–Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2.Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.-С.58-59


18 ноября

55 лет со дня рождения Надежды Михайловны Талигиной (1953), художника, этнографа.


21 ноября

100 лет со дня рождения Марии Владимировны Полянской (1908-1997), кандидата ветеринарных наук, внесшей большой вклад в развитие с-х науки на Ямале.

Полянская Мария Владимировна

Мария Владимировна (21.11.1908, г. Екатеринбург — 24.05.1997, г. Петрозаводск), кандидат ветеринарных наук (1955).
Окончила Омский зоотехническо-ветеринарный институт (1931). В 1932–44гг. — научный сотрудник отделов паразитологии, гельминтологии Обдорского ветеринарно-бактериологического НИИ, в 1933г. реорганизованного в научно-исследовательскую ветеринарно-опытную станцию (НИВОС). В 1944–51гг. — заведующая учебной частью Салехардского зооветеринарного техникума и научный сотрудник НИВОС. В 1951–56гг. — директор НИВОС. В 1956–58гг. — заведующая отделом сельского хозяйства Ямало-Ненецкого окружкома КПСС, в 1958–60гг.— директор Ямальской комплексной сельскохозяйственной опытной станции. Внесла заметный вклад в изучение и профилактику гельминтозных заболеваний оленей, развитие сельскохозяйственной науки и правительства в округе, подготовку кадров зооветспециалистов. Избиралась депутатом Салехардского городского (1950) и Ямало-Ненецкого окружного Советов (1952–55), член Салехардского городского комитета партии (1950), член окружного комитета КПСС (1951–56), чл. бюро окружкома КПСС (1956–60).
Награждена медалями, участник ВСХВ (1954).

Патрикеев Н. Б.

//Электронная энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа/Департамент информации и общественных связей администрации ЯНАО: CD-ROM,2006.


27 ноября

70 лет (1938) со дня отнесения р.п. Салехард Ямало-Ненецкого национального (с 07.10. 1977 - автономного) округа к категории городов окружного подчинения