Июль

В Тюменской области


1 июля

45 лет со дня рождения Андрея Даниловича Каксина (1963), филолога, знатока языка народов ханты.

Каксин Андрей Данилович

Андрей Данилович, лингвист. Родился 1 июля 1963 года в селе Казым в семье хантыйского охотника. Окончив в 1985 году Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, два года отработал в родном селе. В 1987 году ушёл в армию. А в 1994 году заочно окончил аспирантуру Новосибирского университета. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию. Тема его работы: "Категория наклонения в хантыйском языке (формы и функции)". Докторскую диссертацию решил посвятить теме "Средства выражения субъективной модальности в хантыйском языке (на материале северных диалектов)". Живёт в Ханты-Мансийске.

Огрызко В.

//Мир Севера.-2004.-№5.-С.81.


2 июля

200 лет со дня рождения Вадима Васильевича Пассека (1808-1842), краеведа, историка, фольклориста-этнографа, издателя.

Пассек Вадим Васильевич

Пассек Вадим Васильевич (2.07.1808—6.11.1842), краевед, историк, фольклорист-этнограф, издатель. г. ТобольскПассек Вадим Васильевич (2.07.1808—6.11.1842), краевед, историк, фольклорист-этнограф, издатель. Родился в Тобольске. Из старого украинского дворянского рода. В 1826 Пассек поступил на этико-политическое отделение философского факультета Московского университета. Одновременно слушал лекции др. отделений, в т. ч. словесного и физико-математического. Интерес к «векам минувшим» и литературным занятиям сблизил его с молодым проф. М. П. Погодиным, опубликовавшим в своем «Московском вестнике» историко-этнографические «Замечания о Сибири», ставшие литературным дебютом Пассека и одним из лучших очерков в ранней русско-сибирской этнографии.
По окончании университета Пассек самоотверженно работал в период эпидемии холеры. Бедствование и подвижничество москвичей, застигнутых холерой, описал в очерке «Три дня в Москве во время холеры» («Молва». 1831, № 27—29). В 1832 совершил первую поездку на Украину (включая Харьков; май — сер. окт.). Зимой 1833/34, живя в Твери (у родственников жены), общался с И. И. Лажечниковым (ставшим его «хорошим приятелем» еще до свадьбы), читал ему фрагменты будущей эссеистско-лирической книги «Путевые записки Вадима» (М., 1834).
Издание первой книги Пассека не соответствует ее жанру: это не путевые очерки, а рассуждения о народных характерах, заметки и размышления об исторических событиях, народном быте и фольклоре, поэтические раздумья о прошлом и будущем России.
Автор предстает здесь более религиозным мыслителем (склоняющимся к христианскому «пантеизму»), нежели историком и этнографом, и, подобно романтикам, стремится объединить историю с философией и поэзией. Ведущим устойчивым фактором органичности и самобытности исторического процесса он полагает национальный характер. У славян единой основной чертой характера он видит созерцательное начало («перевес внутренней жизни над внешнею» и «тишины, спокойствия над деятельностью»), которое в историческом общежитии русских проявляется в веротерпимости (в ср. с Западом), отсутствии «сильных философских партий», неумении организовать отпор насильникам. Исторические суждения Пассека ревизовали, по существу, декабристские взгляды на историю и характер русского народа и предвосхитили ряд идей славянофилов (внутренней расположенности созерцательной славянской души к восприятию христианства). Сами «записки» вызвали резкое неприятие у будущих западников — Герцена (и его кружка) и В. Г. Белинского.
Изданные Пассеком «Очерки России» (кн. 1, СПб., 1838, кн. 2—4. М., 1840; кн. 5. М., 1842) положили начало разностороннему изучению народного быта, исторических памятников, фольклора, этнографии, экономики и природы России, всех ее народностей. Среди ее авторов — Вельтман, Т. Пассек, Срезневский, этнограф и поэт А. Л. Метлинский. Согласно собственному предисловию, издатель преследовал и научные, и просветительские, и воспитательные цели: сосредоточить «знания, приобретенные более опытом… нежели выведенные из умозрения», «завлечь» к наблюдению всего отечественного и «развить… верным знанием горячее чувство любви к Отечеству и благоговение к его великой судьбе» (кн. 1). Самому Пассеку принадлежал целый ряд значительных очерков: «Киево-Печерская обитель», «Праздник Купалы» (кн. 1), «Отрывки из путешествия по Крыму» (кн. 2, 4), «Малороссийские святки» (кн. 3), «Окрестности Переяславля» (кн. 4), «Простонародные средства лечения» (кн. 3, 4), «Веснянки» (кн. 5) и др. В сборнике помещено немало литографий мастеров 20—40-х; ок. трети литографий по рисункам Пассека.
Особое одобрение критики (за полноту сведений и легкость языка) заслужила вобравшая монастырские рукописные материалы книга Пассека «Историческое описание Московского Симонова монастыря» (М., 1843).
Пассек записывал народные песни (вошли в собрание народных песен Н. В. Гоголя), вел обширную переписку. По духовному складу и некоторым идеям Пассек явился предшественником славянофилов. В его работах просматриваются историко-романтические концепции; в истолковании главной проблемы — народности — первостепенным определителем для него стали религиозные верования; при этом в Православной церкви он особо выявляет те устои, которые служат лучшему выражению «славянской души».


http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4861


11 июля

225 лет назад (1783) из с. Невьянского Пермской губернии переведен в с. Абалак Тобольской губернии Богоявленский мужской монастырь, переименованный в Знаменский.

Свято-Знаменский Абалакский монастырь

Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь достиг настоящего своего устройства и значения не вдруг. При завоевании Сибири, когда здесь стали селиться русские, они выстроили в небольшом татарском селе Абалак церковь во имя Прео6ражения Господня Церковь была деревянная и к 1636 году обветшала.
В этом году было видение одной из жительниц села Абалак. благочестивой вдове Марии, свидетельствующее о том, что сама Пресвятая Богородица, покровительница Руси, избрала это место на крутом берегу Иртыша под святыню. Видение повторялось, и вдова обратилась к тобольскому архиепископу Нектарию с требованием устройства нового храма в честь иконы Знамения Божией Матери с изображением святителя Николая и преподобной Марии Египетской, сопровождавших виденные ею явления Богородицы.
Архиепископ благословил строить на Абалакском погосте новую церковь. В 1636 году неясным сибирским иконописцем тобольским соборным протодьяконом Матфеем была написана икона Божией Матери «Знамение» и помещена в_ новый деревянный храм, названный в ее честь. В 1691 году вместо деревянного храма построили каменный. На этом месте и был в 1783 году основан монастырь. Причиной его учреждения стала чудотворная икона и происходившие от нее явления, вызвавшие приток богомольцев. Епископ Варлаам I (Петров) перевел сюда из села Невьянского Пермской губернии Богоявленский мужской монастырь с переименованием в Знаменский.
Кроме Знаменского, на территории монастыря появились еще два храма: Никольский зимний (1750) и преподобной Марии Египетской. В 1825 году монастырь был обнесен каменной оградой. В 1844 году построили гостиницу для именитых гостей. В настоящее время в этом здании находится школа. В конце 1850-х гг. появились два двухэтажных настоятельских корпуса и несколько других зданий. На этом формирование архитектурного ансамбля монастыря закончилось.
В 1923 году настоятель монастыря архимандрит Аркадий воспротивился насильственному изъятию церковных ценностей, за что вместе с несколькими иноками был арестован. В августе 1924 года монастырь был закрыт. В 1925 году прошел ряд «показательных» процессов над абалакскими монахами. В мае 1925 года монастырь передали обновленцам. В 30-х гг. был закрыт и обновленческий приход. На территории монастыря поместили пересыльный пункт НКВД, затем школу-интернат, колхозные и хозяйственные учреждения. В летнем Троицком храме находился гараж, в алтаре - кузница, в Знаменском храме - склад ядохимикатов. Закоптили, разбили тяжелой техникой красивейшую архитектуру. Все было потеряно — богатая лепнина, роспись, не говоря уже об иконах в Драгоценных окладах.
В 1988 году один этаж монастырского здания и храм преподобной Марии Египетской были переданы Церкви, но монашеская жизнь сложилась не сразу. В 1990 году настоятельство в монастыре принял на себя епископ (ныне архиепископ) Тобольский и Тюменский Димитрий. Первыми постриженниками стали воспитанники Тобольской духовной семинарии, которые начали постепенно возрождать монашескую жизнь и восстанавливать величайшую святыню Сибири — Свято-Знаменский Абалакский монастырь.
В 1992 году все церкви и здания монастыря в сильно разрушенном состоянии были полностью переданы епархии. В настоящее время богослужения проводятся в Знаменском храме (древнейшем в монастыре) и в храме преподобной Марии Египетской.

//В помощь краеведу: Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2003 год/Тюм. Обл. науч. б-ка. Краевед. отдел.; Сост. Е.А.. Сущая.-Тюмень,2002.-С.88-90.


18 июля

70 лет со дня рождения Александра Петровича Мищенко (1938), тюменского писателя.


21 июля

55 лет со дня рождения Ивана Ивановича Станкова (1953), тюменского графика.


24 июля

180 лет со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889), русского писателя, содержащегося в Тобольской тюрьме (1864).

Чернышевский Николай Гаврилович

Чернышевский Н.Г. , Русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ.Русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ Н.Г. Чернышевский родился в 1928 году в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. Мировоззрение Чернышевского в основном сложилось в студенческие годы под влиянием классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма и, особенно, сочинений В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Ко времени окончания университета Чернышевский — убежденный демократ, революционер, социалист и материалист. С 1853 года Чернышевский начал сотрудничать в «Отечественных записках», затем — в «Современнике», где вскоре занял руководящее положение. Журналистская деятельность Николая Гавриловича была посвящена задачам борьбы против царизма и крепостного права.
Опасаясь растущего влияния Чернышевского, правительство прервало его деятельность. Вслед за запрещением «Современника», 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В одиночном заключении революционер создал свой программный роман «Что делать?», несколько повестей и рассказов. В 1864 году писатель был осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. После обряда гражданской казни на Мытной площади в Петербурге, Чернышевский был отправлен в Тобольский приказ о ссыльных, где решался вопрос о дальнейшей участи осужденных.
Документы, связанные с прибытием Чернышевского в Тобольск хранятся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области. Они представляют собой переписку тобольского губернатора с генерал-губернатором Западной Сибири, Приказом о ссыльных, Казенной палатой, жандармским штаб-офицером и другими об условиях содержания Чернышевского в Тобольском тюремном замке и способе отправки его в Иркутск.
Николай Гаврилович Чернышевский прибыл в Тобольск 5 июня 1864 года. Еще до его прибытия генерал-губернатор Западной Сибири писал тобольскому губернатору «о необходимости строгого надзора за ним во время пребывания в Тобольском тюремном замке» и запрещении ему «с кем-либо свиданий».
Свой рассказ о пребывании писателя в Тобольске оставил член общества «Земля и воля» С.Г. Стахевич, уже полгода находившийся в местной тюрьме в ожидании отправки на каторгу. Стахевич несколько раз посещал Чернышевского в его маленькой камере «секретного коридора». Писатель брал у Стахевича для чтения «Физиологию» Функе, рекомендовал ссыльным полякам по их просьбе литературу о социализме, оставил автографы в их записных книжках,,«Как для журналиста, — шутил он, — эта ссылка для меня Прямо-таки полезна: она увеличивает в публике мою известность: выходит — особого рода реклама».
Тобольский архиерей хотел посетить Чернышевского в тюрьме с целью «попытаться обратить его на путь веры», но губернатор А.И. Деспот-Зенович отговорил священнослужителя «от этой странной фантазии.
Николай Гаврилович Чернышевский был отправлен из Тобольска
13 июня 1864 года за счет казны на почтовых лошадях в сопровождении двух жандармов.
Семь лет писатель пробыл на каторге сначала на Кадайском руднике и в Александровском заводе, затем 11 лет провел на поселении в Вилюйском остроге. Лишь в 1883 гиду он получил разрешение переехать из Сибири в Астрахань, а затем — в Саратов.


//В помощь краеведу: Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2003 год/Тюм. Обл. науч. б-ка. Краевед. отдел.; Сост. Е.А.. Сущая.-Тюмень,2002.-С.61-63.


27 июля

155 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921), русского писателя, находившегося в Тобольской пересыльной тюрьме по пути в ссылку (1881).

Короленко Владимир Галактионович

Владимир Галактионович Короленко, писатель, публицист, этнограф, критик, редактор, общественный деятель.Владимир Галактионович Короленко сыграл огромную роль в истории русской культуры Сибири. Он был связан с жизнью и культурой этого края не только как писатель, но и как публицист, этнограф, критик, редактор, общественный деятель.
Будущий писатель родился в 1853 году в Житомире, в семье уездного судьи. В 1871 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ровно и поступил в Петербургский технологический институт, но не смог учиться из-за отсутствия средств. В дальнейшем был принят в Лесную академию, но в 1876 году его арестовали за участие в студенческих волнениях. С этого времени в его жизни наступила длительная полоса ссылок — Кронштадт, город Глазов Вятской губернии, поселок Березовские Починки, Томск, Пермь.
Путешествие писателя в Сибирь началось в 1880 году. В конце июля он попал на один день в Тюмень. После короткого пребывания в Томске, ссыльного вернули обратно, в Европейскую Россию. Писатель был доставлен в Тобольск и помещен в общую камеру местной тюрьмы, где провел несколько дней.
В августе 1881 года Короленко вторично попал в Сибирь за отказ от присяги Александру III. Он снова оказался в Тобольской тюрьме. Писателя поместили в мрачную и глухую секретную камеру-одиночку, предназначенную для особо важных заключенных. Здесь Короленко пробыл с 15 по 23 августа 1881 года.

Вокруг меня оружье, шпоры,
Сабли звякают, бренчат,
И у каторжной затворы
На пол падают, гремят.

И за мной закрылись двери,
Застонал, звеня, замок...
Грязно, душно, стены серы..
Мир — тюрьма, я одинок, -

написал он, сидя в мрачных застенках.
В прошении тобольскому губернатору Короленко напоминал, что его обещали направить к месту ссылки на ближайшем пароходе. 23 августа он был отослан из тюрьмы дальше в Сибирь на пароходе «Нарым».
По Оби и Иртышу Короленко был доставлен в Томск, а затем его препроводили дальше — в Восточную Сибирь.
Многие произведения писателя посвящены теме Сибири и ссылки. Его «Сибирские рассказы», некоторые главы из «Истории моего современника», путевые наброски «По Иртышу и Оби» правдиво и красочно описывают местную действительность. Можно сказать, что впервые большой художник так полно и глубоко изобразил Сибирь. Его произведения отличаются мастерством психологического портрета и диалога, в них слились воедино описания быта и исторические предания и - легенды, сухая статистика и картины прекрасной суровой природы.


//В помощь краеведу: Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2003 год/Тюм. Обл. науч. б-ка. Краевед. отдел.; Сост. Е.А.. Сущая.-Тюмень,2002.-С.62-65.


28 июля

80 лет со дня рождения Фармана Курбан-оглы Салманова (1928), одного из первопроходцев Тюменского Севера.

Салманов Фарман Курбан –оглы

С именем Фармана Салманова связаны значительные открытия полезных ископаемых, к которым, прежде всего, можно отнести богатейшие месторождения нефти и газа в Западной Сибири.
Будущий геолог родился 28 июля 1928 года в селе Ленинск Шамхорского района Азербайджанской ССР. «Школьные годы пришлись на военную пору, - пишет он в своих воспоминаниях, - забот хватало. Все-таки я записался в кружок юных природоведов и все чаще стал пропадать в горах. Мое воображение занимали камни необычной расцветки. Учитель географии поощрял мое увлечение,
давал книги о знаменитых исследователях. Я узнал биографии Форемана и Обручева, и это повлияло на выбор моей будущей профессии».
После школы Ф. Салманов некоторое время работал коллектором в геологической экспедиции. Затем поступил в Азербайджанский индустриальный институт, который окончил в 1954 году. Дипломная работа Салманова была посвящена проблемам нефтегазоносности Западно-Сибирской низменности. Еще студентом Фарман несколько раз проходил практику в нашей области, и хотя твердо решил вернуться сюда после защиты дипломной работы, по распределению попал в Новосибирск. В 1955-1957 гг. работал начальником Плотниковской, старшим геологом Грязненской нефтеразведочных экспедиций (Кемеровская область). В 1957 году, наконец, исполнил свою давнюю мечту — перебрался на Тюменский Север. Дальнейшая биография Салманова постепенное продвижение по всем ступеням профессиональной лестницы:
1957-1962 гг. — начальник Юганской и Сургутской НРЭ;
1962-1964 гг. — главный геолог Усть-Балыкской НРЭ (г. Нефтеюганск);
1964-1970 гг. — начальник Правдинской НРЭ;
1970-1978 гг. — главный геолог по нефти и газу, заместитель начальника Главного Тюменского производственно-геологического управления;
1978-1987 гг. — начальник «Главтюменьгеологии»;
1987-1991 гг. — заместитель министра геологии СССР.
С 1992 г. — президент ЗАО «Роспан Интернейшнл».
При непосредственном участии Салманова были открыты крупнейшие нефтяные месторождения: Мамонтовское, Мегионское, Правдинское, Усть-Балыкское и др., осуществлялась пробная эксплуатация некоторых из них. Всего принял участие в открытии и разведке более 100 месторождений нефти и газа в регионе. Награжден орденами Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1971, 1976). Ф. Салманов — член-корреспондент Российской Академии Наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный геолог РФ, почетный работник нефтяной и газовой промышленности, почетный гражданин г. Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа и даже американского штата Техас. Автор фундаментальных научных трудов и публицистических воспоминаний.
В Тюмени, в кабинете начальника Главтюменьгеологии Ф.К. Салманова висел плакат: «Кто хочет что-нибудь сделать — находит средства, кто не хочет ничего делать находит причины». Геолог Фарман Салманов всегда находил средства для осуществления своих планов.

//В помощь краеведу: Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2003 год/Тюм. Обл. науч. б-ка. Краевед. отдел.; Сост. Е.А.. Сущая.-Тюмень,2002.-С.66-68.