Информационный, образовательный, культурный центр города Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа
ЯПоиск по сайту  
       
 
 
   

 

Февраль

В Тюменской области


февраль

105 лет со дня ссылки в Березово (1909) Владимира Модестовича Брадиса (1890-1945), математика, составителя «Таблиц Брадиса», выпускника Тобольской гимназии.

Брадис Владимир Модестович

Брадис Владимир Модестович (1890-1975 гг.). Советский математик- педагог, член-корреспондент АПН СССР (1955 г.). В 1909 г. по распоряжению Министерства внутренних дел за принадлежность к псковской группе социалистов-революционеров и активное участие в террористических движениях был сослан в Сибирь в Тобольскую губернию на три года под гласный надзор полиции. Отбывать срок было назначено в г. Березове Тобольской губернии. Узнав о болезни отца, добивается переезда в Туринск. В мае 1912 г. выезжает в Псков, после окончания трехлетнего пребывание в Сибири.

Профессор (1934 г.), доктор педагогических наук (1957г.). В 1920-1959 гг. работал в Тверском институте народного образования (ныне Тверской государственный университет). Основные труды Брадиса посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. Его «Методика преподавания математики в средней школе» переиздавалась более 60 раз и переведена на другие языки. В 1921г. впервые вышли его «Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», позднее издававшиеся под названием «Четырехзначные математические таблицы». В 1937 г. выпустил книгу «Ошибки в математических рассуждениях», в 1954 г. — «Средства и способы элементарных вычислений». Заслуженный деятель науки РСФСР(1957г.). Обладатель медали К. Д. Ушинского.

Учитель учителей

Каждому выпускнику средней школы, каждому культурному человеку известны составленные В. М. Брадисом «Четырехзначные математические таблицы», которые вышли в свет в 1928 году и к 1995 году были переизданы более 60 раз: практически ежегодно.

Владимир Модестович прожил долгую жизнь. Но мало кто знает, как начинался его путь к вершинам науки, что на пути была ссылка в Тобольскую губернию, что свой первый документ на зрелость – аттестат об окончании гимназии он получил в сибирском Тобольске.

Володя Брадис родился в Пскове 23 декабря 1890 года в семье учителей начальной городской школы Модеста Васильевича и Елизаветы Васильевны Брадисов. Отец работал сначала в Торошинском земском начальном училище, затем был переведен в Псков в Александровское Петрово-посадское училище (находилось в районе школы № 9 на ул. Л. Толстого). Наряду с педагогической деятельностью и большой работой в саду, который был при училище, Модест Васильевич много занимался общественной деятельностью. Он один из учредителей и секретарь учительского общества взаимопомощи, лектор народных чтений, работник воскресной школы. Неоднократно Модест Васильевич ходатайствовал об открытии училища для детей железнодорожников.

За причастность к революционным кругам Модест Васильевич в 1905 году был арестован, содержался в тюрьме, а в 1909 году за принадлежность к псковской группе социалистов-революционеров и активное участие в террористических актах названной партии был выслан под гласный надзор полиции на три года, считая срок с 11 февраля 1909 года. В 1910 году Модест Васильевич в ссылке умер.

Семья Брадисов была большая. Из шестерых детей Володя был старшим. Из этой большой дружной семьи вышло два профессора: В.М. Брадис - ученый математик и Елизавета Модестовна Брадис, 1900 года рождения – кандидат биологических наук, болотовед, жила в Киеве, работала в Академии наук Украинской ССР, умерла в 1975 году. Сестра Ксения 1882 г. р. умерла в 1941 году; брат Николай 1894 г. р. окончил Псковскую мужскую гимназию в 1912 году вместе с Ю. Тыняновым, А. Летаветом, М. Гаркави, Л. Зильбером. Судьба его сложилась трагически. Он пошел добровольцем в армию, служил прапорщиком, погиб в 1915 году в первую империалистическую войну. Сестра Александра жила в Москве, умерла в 1983 году.

(На фотографии В.М.Брадис (с тросточкой) и М.В.Брадис(сидит, 1-й справа) в Туринске.1910 г.)

Первыми учителя Володи стали мать и отец. Отец сумел не только хорошо обучить сына, но и пробудить в мальчике жадную любознательность, склонность к самостоятельному мышлению. В 1901 году он блестяще выдерживает экзамены в Псковскую мужскую гимназию, где успешно учился и получал высшие баллы по всем предметам.

В 1908 году гимназист Брадис должен был окончить гимназию, но… не удалось. В те годы начала века прогрессивно мыслящая революционно-настроенная молодежь разных училищ города объединяется в различные конспиративные группы. Володя Брадис был библиотекарем и распространителем нелегальной литературы, которую он хранил среди личных вещей в пансионе. Дважды сидел в Псковском каторжном централе – тюрьме для политических заключенных. В 1909 году по распоряжению Министерства внутренних дел за принадлежность к псковской группе социалистов-революционеров и активное участие в террористических движениях названной группы Володя Брадис был сослан в Сибирь в Тобольскую губернию на три года под гласный надзор полиции. Володя был сослан немного раньше отца. В проходном свидетельстве указывались приметы юноши: «Возраст – 18 лет; рост – средний; глаза – серые; волосы – обыкновенные; усы и борода очень маленькие». Восемнадцатилетний В. М. Брадис вступил в самостоятельную жизнь и она встретила его сурово, рано лишив заботы матери и советов отца. Отбывать срок отцу и сыну было назначено в разных городах Тобольской губернии. Модест Васильевич едет в г. Туринск, а молодой Брадис в пос. Березов. Володя, выросший в трудолюбивой семье, не представляет себе жизни без полезной деятельности. В Березове он работает на сплаве леса, занимается самообразованием, его день четко распределен. В письме от 27.VII.1909 г. Володя пишет: «Несмотря на то, что в моем распоряжении весь день – дни работы можно не считать, так как их бывает штук 7 в месяц – мне по-прежнему не хватает 24 часов, и я не прочь бы был, чтобы сутки увеличились. День у меня распределен приблизительно так. Встаю я, чтобы воспользоваться тишиной, пока сожители спят, в 4 или в 5 часов утра (ложусь в 8-9) и принимаюсь на свежую голову за самое утомительное, но и самое интересное – математику. Продвигается она у меня хорошо – кончаю первый том дифференциального исчисления (стр. 300) и проштудировал уже добрую четверть (150 стр.) курса аналитической геометрии. Когда утомлюсь – берусь, после отдыха, за чтение, преимущественно журналов. Прочитываю здесь «Вестник Европы», «Образование», «Русское богатство», «Современный мир». Часов в 10 утра поднимается наша публика и происходит чаепитие – я же в 6 часов пью молоко. Потом, если позволяет погода, отправляюсь на часок в лес: если не позволяет, то час-другой проболтаешься так, за разговорами и разными обыденными делишками. Затем сажусь за английский. Я уже писал вам, что самоучитель кончил… Теперь перевожу Милля, и идет это хоть и не особенно быстро – за все лето прочел стр. 60, но зато основательно: прочитываю, записываю перевод и проверяю себя по готовому. Исправлять приходится все меньше и меньше, а таких мест, чтобы я самостоятельно совсем не мог понять что-то, давно уже не попадалось. На это у меня каждый день уходит часа так четыре, с перерывом для обеда, который в 2-3 часа. Потом опять прогулка, чтение серьезное, конспектирование, записываю разные соображения и, конец всего, легкое чтение, которым служат романы Золя. Хочу с ним познакомиться. В библиотеке он нашелся. Нравится мне не особенно, хотя нового дает немало. Неделю тому назад добыл учебник стенографии (Битнеровское издание) и усердно зубрю его. Теоретическую часть уже прошел, остается только практика. Вещь довольно любопытная, не говоря уже о ее полезности»… Изучая английский язык, он переводит с английского роман Э. Ф. Найта «Революционный переворот в Турции». Перевод оказался настолько хорош, что был напечатан в 1914 году в Петербурге.

Узнав о болезни отца, Володя просит местные власти разрешить ему отбывать ссылку в одном городе с отцом, чтобы ухаживать за ним. Добившись переезда в Туринск, он забрасывает было учебники, но по совету отца пишет прошение на имя Тобольского губернатора, с просьбой разрешить ему держать экстерном экзамены за полный курс гимназии при местной Тобольской гимназии. Но сдать экзамены Володе удалось только через год. Отец и сын в 1910 году выписывают в Сибирь двух детей - Ксению и Елизавету, чтобы таким образом облегчить участь матери, взяв часть забот о детях на себя.

После смерти отца, Володя становится старшим в семье. Он хорошо понимает это в свои 20 лет и со всей ответственностью опекает младших сестер и братьев. Владимир Модестович следит за их учебой; сестру Люсю (Елизавету) готовит к поступлению в гимназию. Удивительная работоспособность, сила воли, целеустремленность, высокое понятие чести были у ссыльного гимназиста.

В мае 1912 года Владимир Брадис выезжает в Псков. Кончилось трехлетнее пребывание Брадиса в Сибири. Он приехал сюда почти мальчиком, а уехал человеком, достигшим гражданской зрелости, со сложившимся характером, взглядами на жизнь, убеждениями.

В том же году он поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет на отделение математики. Четырехгодичный курс он изучает за три года и в 1915 году заканчивает университет, защищает дипломную работу на «отлично». Профессор Ю.В. Сохницкий оставляет его на кафедре чистой математики. Одновременно В.М. Брадис получает место преподавателя в Коммерческом училище при Путиловском заводе.

Начинается педагогическая деятельность Владимира Модестовича, пробудившая у молодого преподавателя интерес к широко обсуждавшейся реформе математического образования. Постепенно работа педагога увлекла его, и он начал задумываться о повышении эффективности обучения математике, о необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Обстоятельства трудных лет первой мировой войны вынудили В. М. Брадиса переехать в 1917 году в Тверь. Там он ведет занятия по математике и методике ее преподавания на Постоянных курсах Тверского губернского земства. Когда же в 1920 году был открыт Институт народного образования, преобразованный впоследствии в Калининский педагогический институт, В. М. Брадис становится его преподавателем. С 1928 года он доцент, с 1934 года – профессор. Работа Брадиса была настоящей школой методического мастерства, лабораторией по созданию и проверке новых методических идей, развитых в целую систему в его книге «Методика преподавания математики в школе», которая вышла несколькими изданиями и на разных языках. В 1921 году Тверским отделением Государственного издательства выпускаются его «Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин». Эта работа положила начало знаменитым «Четырехзначным математическим таблицам».

С Псковом, городом своего детства, Владимир Модестович связи не терял. В послевоенные годы он побывал здесь в 1948 году и несколько раз в 60-х годах. В его переписке были письма земляков Ляпунова Д. (учителя математики), Колиберского Н. Н., Сырохновой З. В., Ерохина С. Ф., учащихся школы № 1 и многих других.

Умер В.М. Брадис в 1975 году.

Зинаида Васильева,
сотрудник псковского музея-заповедника


http://www.molod.eduhmao.ru/info/13/12629/


1 февраля

90 лет назад (1924) в Тюмени открыто театральное предприятие «Камерный театр» в здании кинотеатра «Победа» (теперь -  «Темп»).

"Темп", он же дом Брюханова

По этому перекрестку улиц Республики и Дзержинского в день проходит несколько тысяч человек. Так было всегда: потому что место здесь такое особенное - торговое. Правда, в реестре памятников архитектуры и культурного наследия Тюменской области по адресу улица Республики, 42 числится только усадьба купца Михаила Брюханова. Но где купец, там и магазины, и склады товаров, а в нашем случае даже кинотеатр. Как раз то, что рождает оживление, суету, все, что и есть жизнь большого города.

Усадьба Михаила Брюханова. Дата постройки -1907-1913 годы.

Ул. Республики , 42, г. Тюмень.На самом деле речь пойдет не об одном доме, в котором жил купец первой гильдии Михаил Алексеевич Брюханов, а о двух постройках, то есть комплексе зданий на перекрестке улиц Республики и Дзержинского. Нынешний адрес: ул. Республики, 42.

Разные поколения тюменцев знали его под разными названиями. В начале XX века это были исключительно брюхановские постройки. Два каменных двухэтажных дома: в одном первый этаж был обустроен для магазина, а второй - для жизни большой семьи. Другое здание считалось полностью торговым. Имелся также и складской корпус - вытянутое в глубину двора кирпичное одноэтажное здание. Сегодня это почти исчезнувший вид постройки.

Точных данных об архитекторе нет, но историк Валерий Чупин предполагает, что здания проектировал Константин Чакин - в то время - главный городской архитектор.

Купец Михаил Брюханов построил все это великолепие для собственных нужд. Однако для него самого двух больших зданий оказалось многовато, поэтому одно из них через пару лет после постройки он отдал в аренду издателям Агафуровым. С тех пор его так и называли «Торговый дом братьев Агафуровых».

Братьев знали не только в Тюмени, но и в Екатеринбурге, где у них также имелся магазин в центре города. Они занимались удивительным по тем временам делом - печатали открытки с городскими видами. Именно благодаря им мы теперь можем рассматривать тюменские пейзажи начала XX столетия на желтоватых фотоснимках. «Торговый дом Агафуровых» просуществовал до 1919 года, а в 1920-м в освобожденное здание уже въехал тюменский Камерный театр.Ул.Республики, 42. г. Тюмень.

Как раз в это время вид брюхановских построек впервые изменился. Ту часть, что известна нам как кинотеатр «Темп» (именно туда въехал театр, второе здание по-прежнему занимал сам Брюханов), приспособили для нужд театра. Актеры обживали здание вплоть до тех пор, пока не переехали на улицу Герцена, в бывшие соляные склады купца Андрея Текутьева, где и проработали много лет. Правда, со временем труппа сменила название на Тюменский драматический театр.

Если собственно брюхановский особняк дожил до наших дней практически в первозданном виде, то часть, известная нам как «Темп», от рук реконструкторов страдала регулярно и изменилась почти до неузнаваемости. Кинотеатр переехал сюда в 1932 году и считался лучшим в Тюмени. Он имел первую в городе установку для демонстрации звуковых фильмов. Работали три зала: Зеленый, Сиреневый и Голубой. Шли черно-белые художественные фильмы и военная кинохроника.

... Художник Борис Паромов даже написал картину (сюжет которой связан с «Темпом»).

У певицы Софии Ротару есть старая песня о том, как женщина приходит в кинотеатр, где показывали военные хроники, и видит на экране своего погибшего сына - еще живым, здоровым. Вскакивает с места и кричит. Сюжет песни так запал Борису Ивановичу в душу, что он написал полотно «Крик». А местом действия выбрал Голубой зал кинотеатра «Темп». Некоторые почитатели таланта художника, не особенно вдаваясь в подробности, до сих пор считают, что крик женщины на самом деле прозвучал именно в тюменском кинотеатре. Но вот полотно не сохранилось, остался только фотослайд, который заботливо сделал кто-то из друзей Паромова. Тем не менее, можно посмотреть, как выглядел «Темп» в начале 60-х годов прошлого века.

В 90-х годах оба брюхановских здания стали магазинами. Собственно, для того они и были в свое время построены. Это понятно, стоит лишь взглянуть на крупные, почти квадратные окна, свойственные торговым помещениям. Правда, кинотеатр «сопротивлялся» до последнего: уже не мог составить конкуренции комфортному залу новомодного тогда «КиноМакса», но все еще собирал публику за счет дешевизны билетов. Потом его залы закрыли на долгую многолетнюю реконструкцию.

В 1998 году часть «Темпа» занял магазин «Тамара» (как раз ту, где был зрительный зал Камерного театра). Бытовало в небольшом закутке и одноименное кафе, где продавали пельмени в горшочке и чай в одноразовых пластиковых чашках.О Брюханове уже никто не помнил не только здесь, но и в соседнем здании магазина детских игрушек - тоже его постройки.Недавно «Тамару» сменил магазин «Сват». Тюменцы и это новое название не совсем освоили. Так и говорят по старинке: «Встретимся у «Темпа».

Оксана Чечета
фото Виктории Ющенко

//Тюменский курьер.-2010.- 26 ноября ( № 218).


6 февраля

65 лет со дня рождения Александра Сергеевича Новика (1949), тюменского художника.


8 февраля

180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907), русского ученого, уроженца Тобольска.

Менделеев Дмитрий Иванович

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в сибирском городе Тобольске в семье директора ТоболД.И.Менделеев.ьской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны семнадцатым ребенком.
Мальчика крестили в Богоявленской церкви и нарекли Дмитрием в честь деда Дмитрия Васильевича Корнильева. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей осталось в живых два брата и пять сестер. Девять детей умерли еще в младенческом возрасте, а троим из них родители даже не успели дать имена.
Большая семья директора гимназии ютилась в трех низких во флигеле, расположенном рядом с учебным здание.
В этой квартире и родился Дмитрий. Здание гимназии сохранилось до нашего времени. В нем учились и работали многие знаменитые люди.
В 1834 году ослеп Иван Павлович Менделеев и ему пришлось оставить должность директора гимназии и освободить квартиру. Положение Менделеевых было крайне тяжелым. На помощь приходит брат Марии Дмитриевны, Василий Дмитриевич Корнильев, который предлагает сестре принять управление его стекольным заводом в селе Верхние Аремзяны, что недалеко от Тобольска. Сам Василий Дмитриевич жил в Москве, а заводом управлял специально назначенный человек. Вскоре семья Менделеевых переезжает в Верхние Аремзяны и поселяется в просторном барском доме.
Несмотря на сложности Мария Дмитриевна разобралась в делах завода и завоевала доверие купцов и крестьян. По ее указанию в селе начинают строительство школы для крестьянских детей и церкви.
В селе Верхние Аремзяны семья Менделеевых прожила около шести лет. Младшим детям Павлу и Дмитрию пришла пора учиться, и в 1841 г. Менделеевы переезжают опять в Тобольск. Ивану Павловичу сделали операцию, он снова стал видеть и смог работать, правда, уже не в должности директора. Дмитрий поступает в гимназию в шесть лет. Тобольская классическая гимназия оказала определенное влияние на формирование духовного облика будущего ученого. И хотя успехи Дмитрия в первые годы учебы были средними, все же можно назвать те предметы, которые вызывали у него особый интерес. Это были физика, математика, а так же история, география, законоведение.
Учителями Дмитрия Менделеева в Тобольской гимназии были замечательные сибирские педагоги И.К.Руммель, М.И.Доброхотов, Д.П.Шелтуков, воспитавшие самостоятельность, трудолюбие, жажду знаний, наблюдательность, стремление к самовыражению. Среди учителей гимназии выделялся преподаватель русской литературы и словесности, а с 1844 г. инспектор Тобольской гимназии, известный русский поэт П.П. Ершов. В 1849 г. Дмитрий Иванович окончил гимназию и получил аттестат. Давая характеристику выпускнику, П.П. Ершов отмечал его эрудицию, начитанность, стремление к познанию.
Д.И.Менделеев.1855г.Детство Д.И. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов, многие из которых - И.А.Анненков, М.А. Фонвизин, А.М.Муравьев, П.Н. Свистунов и другие - жили в Тобольске и в его окрестностях. Семья Менделеевых была самым тесным образом связана с декабристами, особенно после женитьбы декабриста Н.В. Басаргина на сестре Д.И.Менделеева Ольге Ивановне. Н.В. Басаргин несомненно оказывал влияние на формирование личности будущего ученого. Он был не только родственником, но и старшим другом Дмитрия. Таким образом, уже в детские и отроческие годы Д.И. Менделеев получил возможность не только общаться с передовыми людьми своего времени, но и познакомиться с их взглядами на острейшие вопросы, связанные с будущим России.
Конец 40-х годов – самый тяжелый период в жизни семьи Менделеевых, за два года до окончания Дмитрием гимназии, в 1847 г., умер Иван Павлович. Его похоронили на Завальном кладбище рядом с дочерью Апполинарией. 1848 году сгорел стекольный завод, дававший семье средства к жизни.
Говоря о детстве ученого, следует особо отметить влияние на него матери, Марии Дмитриевны, обладавшей огромной энергией и незаурядными способностями. Не получив никого образования, она самостоятельно прошла курс гимназии вместе со своими братьями. Несмотря на нелегкую судьбу - тяжелые материальные условия, частые болезни детей, она сумела привить своим детям оптимизм, умение преодолевать жизненные препятствия, любовь к труду. Заметив большие способности своего младшего сына Дмитрия, Мария Дмитриевна решается на смелый в их положении шаг: повезти Митю в Москву для поступления в университет. Старшие дети Менделеевых пристроены: сыновья определены на службу, дочери выданы замуж. Мария Дмитриевна распродает небогатое имущество и с младшими – Елизаветой и Дмитрием – отправляется в Москву. На лошадях через Уральские горы семья отправляется в трудное, но интересное путешествие. Так закончились детские годы, а вместе с ними и тобольский период жизни Д.И. Менделеева.
В 1899 году Министерство финансов поручило Дмитрию Ивановичу возглавить экспедицию на Урал для изучения состояния металлургической промышленности и определения мер её улучшения. Менделеев получил приглашение участвовать в этой работе.
Чтобы пополнить сведения о лесах, примыкавших к восточным склонам Урала и поставляющих топливо для его металлургии, Д.И. Менделеев направился в Тобольск. Так, в 65-летнем возрасте он летом 1899 г. оказался в Тобольске. Но не только служебные заботы определили его маршрут. На берега Иртыша влекли его светлые воспоминания о детстве и ранней юности.
Разлука с Тобольском была долгой 50 лет! За это время никому не известный гимназист превратился в ученого с мировым именем. Но, несмотря на постоянную свою занятость, Менделеев всегда интересовался делами родного города. Из Тюмени Менделеев приплыл на пароходе. В 1899 году Д.И. Менделеева встречал тобольский губернатор Л.М. Князев. Великий химик прославил доброе имя тобольского губернатора на всю Россию.
Прославленного соотечественника встречали с почетом. Приехав в Тобольск, Менделеев остановился в доме купцов КорЗаписи Д.И.Менделеева.нильевых, с которыми в давние времена семья Корнильевых поддерживала добрые связи. На следующий день начал осматривать город. Тобольск, обойденный железными дорогами, мало изменился за годы отсутствия Менделеева. Менделеев интересовался делами земляков, побывал в новой гимназии, в тюремном замке, посетил могилы отца и сестры на Завальном кладбище.
Дмитрий Иванович рассматривал город, как старого друга после долгой разлуки – внимательно и заинтересованно. Искренне радовался любой перемене к лучшему. Его внимание привлекли в первую очередь места, где проходило детство. Взор ученого подолгу задерживался на стройном ансамбле Кремля – гордости тоболяков всех поколений, на Панином бугре, где в памятный вечер 1849 года он с таким наслаждением сжигал конспекты по латыни. С большим волнением Дмитрий Иванович перешагнул здание порог старого здания гимназии. Неумолимое время и здесь наложило свой отпечаток: исчезли колонны у центрального подъезда, не стало балкона, который когда-то украшала статуя богини Минервы - покровительницы наук.
В доме теперь размещался пансион. В нем жили ученики, находящиеся на казенном содержании. Учились гимназисты в новом трехэтажном здании (ныне педакадемия). Этому новшеству Дмитрий Иванович был искренне рад. Белое здание гимназии с его балконом и колоннами выглядело на фоне зеленого склона холма настоящим дворцом. Директор гимназии предупредительно показал ученому физический и химический кабинеты, классы, библиотеку. Было время летних каникул, и занятий в гимназии не велось. Прощаясь, Дмитрий Иванович пожелал, чтобы из стен учебного заведения выходили просвещенные юноши, честно относящиеся к делу, на каком бы поприще они не находились.
Посетил Менделеев и местный музей. Основанный в конце 60 - х годов 19 века Тобольский музей играл большую роль в культурной жизни Тобольска и всего края. В его пяти отделах хранились ценные коллекции бронзовых, железных и костяных изделий древнего человека, масса предметов, характеризующих быт северных народностей, замечательная коллекция насекомых, гербарий, собрание старинных русских и иностранных монет и коллекция минералов Алтая и Урала.
Здесь Менделеев познакомился с сибирским ученым, прогрессивным общественным деятелем Николаем Лукичем Скалозубовым. В Тобольске Дмитрий Иванович познакомился с доцентом Казанского университета А.Я. Гордягиным, изучавшим почвы и сельское хозяйство губернии, и с организатором переселенческих наделов С.П. Каффкой, от которых получил много сведений о лесах и земледелии Тобольской губернии. По этим же вопросам ученый встречался и говорил с администрацией губернией.
По предложению губернатора Дмитрий Иванович осмотрел знаменитый на всю Сибирь тобольский тюремный замок, где интересовался жизнью и бытом каторжников. Особенно поразили Менделеева показанные Князевым острожные мастерские, в которых производились сукно и обувь. Как и следовало ожидать, тобольские власти успели подготовится и представили гостю тюрьму в наилучшем виде.
Все время пребывания в Тобольске Дмитрия Ивановича не покидала мысль посетить село Верхние Аремзяны, и, наконец, в субботу 3 июля он смог поехать туда. С благодарностью принял он предложение купца Сыромятникова, который организовал поездку. Перед въездом в село Менделеев попросил остановить коляску, сошел на землю и низко поклонился своей малой Родине.
Памятник в Тобольске Д.И.Менделееву. Аремзянском многое изменилось: давно сгорел стекольный завод. Земля, на которой стоял завод, отошла в казну и была передана частью в надел крестьянам, а частью продана купцу Сыромятникову, который сопровождал Дмитрия Ивановича в этой поездке. Дом, в котором в последние годы жила семья Менделеевых, не сохранился – сгорел, на месте отчего дома Дмитрий Иванович увидел заросший пустырь.
Узнав о приезде своего знаменитого земляка, собрались все жители. Особую радость встреча доставила семи сверстникам Дмитрия Ивановича, с которыми он сфотографировался у крыльца заводской церкви. Усталый, но довольный поездкой, Д.И. Менделеев в тот же день возвратился в Тобольск.
Пребывание великого ученого в Тобольске было недолгим. «Пять или шесть дней, проведенных в нем, - замечает Дмитрий Иванович - оживили и без того теплое воспоминание о родине, дали мне возможность узнать много поучительного и с новой точки зрения осветили мне предстоящую экономическую роль старой столицы Сибири».
6 июля 1899 года на казенном пароходе «Тобольск» Д.И. Менделеев покинул родной город. До самой смерти Дмитрий Иванович не прерывал связи с земляками, всегда был рад оказать им помощь. А обращались к нему многие: ученые, общественные деятели и просто крестьяне. Ко всем он находил теплое слово, каждый встречал дружескую поддержку и участие.
Через несколько лет, 2 февраля (20 января по старому стилю) 1907 г., Менделеева не стало, но славное имя до сей поры чтимо и на его родине, и во всем мире. В декабре 1899 г. благодарные земляки в знак глубокого уважения и признательности занесли его имя в книгу почета города, присвоив звание «Почетный гражданин города Тобольска».

http://www.tgspa.ru/museum/excursion/mendeleev/detstvo.php


10 февраля

80 лет со дня рождения Сергея Борисовича Шумского (1934-2008), тюменского писателя.

Шумский Сергей Борисович


Шумский Сергей Борисович (1934-2008) Член Союза писателей России (1979). Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Работал в Красноярске, Норильске, Кемерово. В 1960-1980-х гг. – в региональной журналистике и литературных оргструктурах: редактор газеты «Авиатор Тюмени», Средне-Уральского книжного издательства, директор бюро пропаганды художественной литературы при Тюменском отделении СП РСФСР, сотрудник пресс-центра Тюменьнефтегастроя, руководитель литобъединения моторного завода. Автор нескольких сборников прозы и публицистики («Соболихинский баянист», «Качели», «Посреди белой ночи», «Люди и окна», «Я есть», «Пастуший стан», «На утренней заре»). Более 15 лет руководил областной писательской организацией.

 

http://www.citylib-tyumen.ru/tyumen/kraevedchskie-roekti-ibliotek/proekt_10/100_men/96


17 февраля

75 лет со дня рождения Геннадия Александровича Токарева (1939-1995), тюменского художника.

"Я был, я мыслил, я творил"

В Тюменском музее изобразительных искусств в разделе ретро-спективной выставки творчества тюменских художников экспонируются три картины Геннадия Токарева. Одна из них — «На фронт», — можно сказать, судьбоносна. Это воспоминание раннего детства, голодного и сиротского. Отец погиб на Курской дуге, мать тяжело заболела. Картина сурова по настрою, по колориту, проста по композиционному решению. Изображена нескончаемая вереница идущих через железнодорожный переезд тяжелых платформ с танками. Высокая линия горизонта, земля словно согнулась от горя. Все сосредоточено на мужественном настрое — вынести, вытерпеть непомерное бремя войны. И жить дальше в ином, светлом мире. Эта бесхитростная, на первый взгляд картина подкупала своей суровой, искренней интонацией. И ее отобрали с областной выставки на всероссийскую, а потом и на всесоюзную. Токарев стал членом Союза художников, чему весьма удивились коллеги, многие из которых окончили столичные вузы и смотрели на него, имевшего студийное образование, свысока.
Геннадий Токарев сделал себя сам: постоянное самообразование, самосовершенствование, пристальное изучение подлинников мастеров русской живописи в столичных музеях, глубокое погружение в литературу и поэзию — Ивана Бунина, Сергея Есенина мог цитировать наизусть.
Г. Токарев болел душою за уходящие навсегда заповедные сибирские деревни. За последние десять лет жизни им посвящен целый цикл полотен. Вот «Русская печь». Это символ дома, жизни.
А трогающая до душевной боли ностальгия в картине «Последняя весна», где полыхает куст сирени возле уже мертвого, пустого дома… Картина «На заре вечерней» — это своеобразная панорама оставленной деревни. Ее избы встают в тумане на горизонте, словно видения. Ни одного огонька. Не теплится он и в оставленном фонаре, который подвешен на столб коновязи. Цветы чертополоха и кошки составляют ковер-узор вместе с высоким небом, расцвеченным розовой зарей. Все пейзажи Г. Токарева написаны в сложной тонально-цветовой гамме. Это не просто ландшафты, этюды — это исповедь любви к малой родине и боль за нее. «Он остро чувствовал красоту России и глубоко понимал ее трагедию. И это было содержанием его искусства», — так сказал о Геннадии Токареве художник Борис Паромов.
А я всегда вижу Гену Токарева ярким, свежим июньским днем с букетом полевых цветов, на стареньком велосипеде. И наполняет Гену до краев вся красота и сияние лета. Такой была наша последняя встреча.

Наталья Паромонова,
искусствовед

http://www.tumentoday.ru/2004/

Последний живописец заповедной Сибири

Памятная персональная выставка работ Геннадия Александровича Токарева (1939—1995) открылась вчера в Тюменском музее изобразительных искусств. Она составлена из семейной коллекции и собственности самого музея.
И если Есенин заметил о себе: "Я последний поэт деревни", то о тюменском художнике Токареве, на мой взгляд, можно сказать так: это последний живописец заповедной Сибири. Он как никто другой чувствовал и выражал глубинную, изначальную суть ее природы.
Единственная прижизненная персональная выставка художника прошла в этих стенах еще в 1990 году и стала событием в культурной жизни города.
Так же, как и тогда, в нынешней экспозиции предстает облик Тюмени заповедной, несколько сумеречной. Это истинные ворота в Сибирь —- "край суровый и угрюмый", как поется в старой песне. Знакомые нам дома, храмы преображаются на полотнах, смотрят загадочно, таят скрытое, тревожное.
Вот работа "V оврага". Ее "герой" — дом с мезонином у спуска к Туре в старой части города. Он имеет свой неповторимый образ. Не одно поколение тюменцев прожило здесь. Их уклад, жизненные радости и драмы оставили свой отпечаток,
дом хранит эти тайны. Он жив и поныне, но мало кто помнит и знает его из нынешних горожан. Поэтому многие зрители воспринимают дом, созданный Токаревым, как несуществующий.
В полотнах "Над Турой", "Троицкий монастырь" чувствуется мощь и сила древних храмов. Здесь словно открывается дыхание Времени.
Художник воссоздал то заповедное прошлое, что живет в подсознании у очень немногих. Уходит время, оно уносит дорогие воспоминания, образы предков, но остаются памятники архитектуры, картины. Художник хорошо чувствовал, как уходит неповторимость города, который открывает Сибирь, теряется его "лица необщее выражение".
Г. Токарев родился в деревне Мыс, которая сейчас слилась с городом, и тема гибели заповедных сибирских деревень также тревожной нотой звучит подспудно в сумеречном живописном колорите полотен. Цвет сгущается и укладывается концентрированным плотным тоном. Именно тот живописный язык и рождает у зрителя подсознательную тревожную ноту, что звучала в душе художника.
Натура картин обычна — луга, озерки, деревенские улицы, дворы, околицы, бревенчатые дома, но замершая тишина, которая повисает над ними, не дает покоя зрителю.
Необычайно удачна по образно-выразительному строю картина "Последняя весна". На ней дом, в котором никто не живет. Еще добротный, красивый, основательный, он смотрит на нас пустыми глазницами окон, от него исходит особый серебристый свет.
Это не фантазия автора. Некоторые дома в сибирских городах и деревнях строили из осины. А с течением времени многократно вымытые дождями и высушенные солнцем они приобретали серебристый оттенок.
О Геннадии Токареве можно уверенно утверждать, что он сделал себя сам. Жизнь и судьба не были к нему ласковы. Напротив. Он долго и упорно учился основам живописного мастерства на примере любимых своих живописцев: И. Машкова, П. Кончаловского, А. Пластова, В. Стожарова. Для чего художник, бывало, ездил в Москву в Третьяковскую галерею. Он также посещал уже ставшую знаменитой тюменскую студию художника И. Некрасова, которая многим дала путевку в искусство. Существование без мастерской, картин для Геннадия Александровича было невозможным, неестественным. При внешней бессобытийности жизни он чувствовал ее глубокую драму, ее красоту и стремился выразить это через пейзажные образы, натюрморты.
Так, те охапки цветов, что написал Токарев, очень необычны. Мало ли кто и сколько не изображал букетов. Но "токаревские" ни с какими не спутаешь!
Помню, как один маленький зритель, глядя на самые обыкновенные полевые цветы в натюрмортах художника Токарева, не сдержал восторга: "Во! Пахучие!".
В свое время в альбом "Художники Тюмени" вошли, пожалуй, лучшие картины Геннадия Токарева — "К заре вечерней", "Чертополох", что с полотном "Хозяин" составляют своеобразный триптих.
Говоря о первой работе, с ее пустым двором, столбом коновязи и оставленным навсегда погасшим фонарем, невольно хочется цитировать В. Распутина, его "Прощание с Матерой".
"Чертополох" — полотно с несколько мистическим настроением. Тесно сплелся кустарник, тревожно мерцают цветы, белый лошадиный череп и тележное колесо заставляют вспомнить частоколы языческого капища, избу Бабы Яги, древние волхования.
А в картине "Хозяин" пронзительно светят глаза черного котищи — последнего сторожа заброшенного двора.
Однако все, что дорого было художнику, уходило, уступало место другой жизни: с болью рвались генные, давние, кровные связи. Но художник, как летописец, упорно продолжал свой труд, завещанный от Бога.
Когда в тиши залов музея внимательно смотришь на картины Геннадия Токарева, испытываешь изначальную связь с Сибирью, с Россией — чувство, надо сказать, замечательное.

Наталья Паромонова,
искусствовед

// Тюменская правда.-1998.-15 августа(№152).-С.4.


19 февраля

420 лет  (1594) со дня основания города Сургута (ХМАО).

Сургут

Год основания города Сургута - 1594
День города – 12 июня
Территория города: Площадь - 353,98 кв.км.
Территория городского округа граничит с муниципальными образованиями: Сургутский муниципальный район, городское поселение Белый Яр, городское поселение Барсово, сельское поселение Солнечный.
Численность населения на 01.07.12 - 318,8 тыс.чел.

Официальные символы города Сургута
1. Герб города Сургута утвержден решением городской Думы от 04.11.2003 № 273-III ГД
Герб Сургута. ХМАО.Геральдическое описание герба муниципального образования город окружного значения Сургут гласит: «В золотом поле – черная с серебряным концом хвоста лисица, идущая по лазоревой земле».

 

 

 

 

2. Флаг города Сургута утвержден решением городской Думы от 25.04.2005 № 454- III ГД
Флаг Сургута.ХМАО.Геральдическое описание флага муниципального образования городской округ город Сургут
Флаг муниципального образования городской округ город Сургут представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, в центре которого на золотом фоне лисица с серебряным концом хвоста, идущая по лазоревой земле.

 

Сургут: история, события, люди

Сургут - город окружного подчинения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, один из старейших городов Сибири, основанный вскоре после присоединения западносибирских земель к российскому государству в конце XVI века.
Как и города Санкт-Петербург, Хельсинки, Осло Сургут расположен на шестидесятой северной широте. Но в отличие от Европы здешний климат резко континентальный. Зима длится около 7 месяцев, среднемесячная температура января -22°С, июля +17°С. Морозы зимой порой достигают -50°С.
Администрация г. Сугрута. ХМАО.Город стоит на правом берегу великой сибирской реки Оби, в среднем ее течении.
История основания Сургута уходит во времена Ивана Грозного и Ермака. Вскоре после открытия Ермаком Зауральских земель и присоединения их к Российскому государству там стали основываться опорные центры - Тюмень, Тобольск, Тара, Обской городок. В наказе царя Федора Иоанновича от 19 февраля 1594 года говорится о строительстве города в Сургуте: «Федору Борятинскому и Владимиру Аничкову...быть на службе в Сибири вверх по Оби реке, ставить город в Сургуте... А пришед князю Федору и Владимиру в Сургут, в котором месте пригоже, высмотря место крепкое, поставить город». Историк Г.Ф.Миллер по этому поводу писал: "На том месте, где заполезно усмотрено город Сургут построить, жил тогда остяцкий князец именем Бардок... Речка, которая не в дальнем расстоянии выше города впала в Обь, получила по нем звание Бардаковка".
Точно установить дату, когда русские землепроходцы достигли этой местности сегодня, наверное, уже не удастся. Историки по этому поводу спорят не одно столетие, но достоверно известно, что в 1594 году в Сургуте уже развернулось строительство деревянной крепости, Троицкой церкви, других сооружений. В настоящее время по датировке царского указа принято годом основания Сургута считать 1594 год.
Немало версий существует в объяснении происхождения слова "Сургут". Известный русский историк П.Н.Буцинский в книге "К истории Сиби­ри" утверждает, что "целая область, где построен русский город, называлась Сургут. Откуда же произошло это название? Известно, что город был основан вблизи поселения хантыйского племени и за ним сохранилось местное название без перевода на русский язык. Такая традиция существовала у землепроходцев при основании всех городов Сибири. Исходя из этого можно предположить, что слово "сургут" состоит из двух древнеюгорских "сор" и "кут", которые дошли до нас в измененном виде. Слово 'сор" переводится как "заливная пойма реки", слово "кут" на сургутском наречии означает "рыба". Следовательно, в соединении слово "соркут" в древнеюгорском языке могло означать целое понятие, связанное с образом жизни народа: ежегодным весенним кочевьем племен из таежных речек и охотничьих угодий в пойму Оби.
В конце XVI века Сургут представлял собой небольшую крепость с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями. В первые годы возвели здесь церковь, воеводский двор, жилые дома. Все строения были деревянными. В XVI и XVII веках население Сургута состояло в основном из казаков и стрельцов, город играл роль форпоста дальнейшего продвижения русских на восток и север для освоения новых территорий.
В 1708 году Петр Первый назвал Сургут городом Сибирской губернии, а в 1782 году он стал уездным центром Тобольского наместничества - 17 марта 1785 года Екатерина II утвердила герб Сургута: "В золотом поле черно-бурая лисица: в знак изобильной ловли оных в округе сего города".
Парк за Саймой.г. Сургут. ХМАО.Самыми распространенными занятиями местных жителей были рыбная ловля, охота на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды. До конца XIX века большинство мужского населения города были служилыми людьми – казаками и получали небольшой денежный или продовольственный оклад.
Возникший как военно-опорный пункт России в центре Западной Сибири, Сургут в середине XVII века становится заметным торговым городом. Здесь была сосредоточена администрация с соответствующей канцелярией. Сургутское духовенство «окормляло» русских жителей и занималось миссионерской деятельностью среди коренного населения.
Главным видом транспорта был водный. На стругах приплыли сюда первые русские люди, основатели города. После создания паровых машин и пароходов вблизи Сургута оборудовали пристань. В 1900 году на пристань протянули 7-километровую телефонную линию. Это был первый сургутский телефон.
К концу XVIII века относится возникновение в Сургуте ежегодных ярмарок: в обмен на пуш­нину и рыбу шли мука, табак, сукно, холст, бисер, платки, а также капканы, топоры, ножи, кружки и прочее.
За столетия истории Сургута его посещали многие известные ученые и общественные деятели: - этнографы, историки, экономисты из европейских и российских городов: писатель и дипломат Николай Спафарий, автор фундаментального труда по истории «Описание Сибирского царства» Герхард Миллер, путешественник и ученый Матиас Кастрен, этнограф и экономист С.К. Патканов, биолог и этнограф А.А. Дунин-Горкавич и многие другие.
Здесь отбывали ссылку военнопленные различных войн, декабристы, народники и революционеры конца XIX – начала XX века. Многие из них оставили воспоминания и научные труды о сургутском крае.
20 июля 1891г. на Белоярской пристани побывал 23-летний наследник Престола Николай Александрович Романов, совершавший поездку по Сибири и Дальнему Востоку.
Не обошли стороной Сургут и бурные революционные события начала ХХ века. 16 апреля 1918 года в городе была установлена Советская власть. А в 1920 году Сургут стал одним из центров так называемого «кулацкого» восстания против большевиков, которое было жестоко подавлено регулярными частями Красной Армии.
Осенью 1923 года Сургут потерял статус города и превратился в село, центр района, площадь которого превышала 180 тысяч квадратных километров.
В 1928 году в Сургуте открылось первое промышленное предприятие -консервная фабрика.
С полным основанием считается, что Сургут рождался дважды. Первое его рождение проходило под перезвон топоров наших далеких предков, а второе сопровождалось мощным гулом нефтяных фонтанов.
В 30-е годы предприняты первые попытки разведки полезных ископаемых. Академик Иван Михайлович Губкин еще в начале 30-х годов утверждал, что в Западной Сибири есть нефть. Его гениальное пророчество оправдалось.
Осенью 1957 года геологоразведочная экспедиция под руководством молодого инженера –геолога Фармана Салманова высадилась в Сургуте для поиска нефтяных месторождений. В Сургуте создана Юганская разведка структурно-поискового бурения. В тяжелейших бытовых условиях, при минимуме техники велось разведочное бурение. Четыре года поиски были безрезультатными, но затем открытия крупных месторождений последовали одно за другим.
15 ноября 1962 года открыто Западно-Сургутское месторождение нефти. В последующие годы на территории Сургутского района открыто больше тридцати месторождений. Первый и главный сургутский геолог Фарман Курбанович Салманов стал Героем Социалистического Труда, ученым с мировым именем, 28 июня 1968 года ему присвоено звание "Почетный гражданин Сургута":
Пямятник первопроходцам. г. Сургут. ХМАО.Именами первопроходцев-геолого­разведчиков названы многие месторождения, открытые ими. Самое крупное - Федоровское - названо в честь Виктора Петровича Федорова, который в 60-е годы работал в Сургутской нефтеразведочной экспедиции.
17 мая 1964 года началась промышленная эксплуатация Усть-Балыкского месторождения нефти, а 26 мая первая баржа с нефтью отправлена на Омский нефтеперерабатывающий завод.
25 июня 1965 года Сургут преобразован в город окружного подчинения.
Сегодня Сургут - крупнейший промышленный и культурный центр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, один из главных центров нефтедобывающей промышленности России. Его называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера.
Развитие города обусловлено рядом благоприятных условий. Сургут занимает выгодное экономико-транспортно-географическое положение: он расположен на пересечении железнодорожной магистрали с мощной водной артерией - рекой Обью. Город превратился в значительный транспортный узел: через него проходят железная дорога, автомагистраль, здесь расположены международный аэропорт и речной порт. Развит трубопро­водный транспорт (крупнейший узел нефте- и газопроводов).
По насыщенности автомобильным транспортом Сургут занимает одно из ведущих мест в стране. В настоящее время в городе насчитывается более 130 тысяч единиц легкового автотранспорта.
Численность постоянного населения города в настоящее время – более 290 тысяч человек. Демографическая ситуация в городе характеризуется стабильным естественным приростом населения более 2 тысяч человек в год.
СургутАСУнефть. г. Сургут. ХМАО.Основным фактором экономической стабильности города остается развитие нефтедобывающей и энергетической отраслей. Значительную долю в промышленном производстве города составляет деятельность нефтяной компании «Сургутнефтегаз», занимающей одно из лидирующих мест среди нефтяных компаний не только в автономном округе, но и в России. Сфера деятельности компании: добыча и реализация нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, разведка, обустройство и разработка нефтяных и нефтегазовых месторождений. Добыча нефти за 2008 год составила 62 миллиона 575 тысяч тонн, природного газа 14 миллиардов 078 млн. куб.м.
В Сургуте расположены филиалы крупнейших генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии ОАО «ОГК-2» и ОАО «ОГК-4» - Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС–2.
За 2008 год выработка электроэнергии по городу составила 61 миллиард 827 миллионов Квт.час и теплоэнергии 5 миллионов 428 тысяч Гкал.
Все более значительную роль в городе играет малый и средний бизнес. Количество субъектов малого предпринимательства ежегодно растет на 4-5 процентов. В малом и среднем бизнесе занята более 20 тысяч горожан. Это предприятия торговли, пищевой, полиграфической, строительной, издательской, швейной отраслей, а также сервисных и транспортных услуг.
Среди предприятий пищевой промышленности наиболее крупными являются СГМУП «Сургутский хлебозавод», ОАО «Сургутский городской молочный завод» принадлежащий компании ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Мясокомбинат «Сургутский», ЗАО «Пивоваренный завод «Сургутский».
Производством и реализацией экологически чистой сельскохозяйственной продукции – мяса свиней и крупного рогатого скота, овощей, зеленых культур, молока, копченых мясных продуктов занимается муниципальное сельскохозяйственно предприятие «Северное».
Значительные инвестиции осуществляются в строительство жилья и социальных объектов. Ежегодно в течение последних пяти лет в городе вводится около 180 тыс.кв. метров жилья. Развитие инвестиционной деятельности осуществляется за счет собственных средств крупных и средних предприятий и представителей малого бизнеса.
Жилищный фонд города составляет почти 6 миллионов кв.метров, средняя обеспеченность населения жильем – 20,5 кв.метров на человека.
В городе функционирует сеть различных по организационно-правовым формам образовательных учреждений, в том числе 47 дошкольных образовательных учреждений, 48 муниципальных общеобразовательных учреждений; 12 учреждений начального и среднего профессионального образования; 12 учреждений высшего профессионального образования (3 ВУЗа, 9 филиалов).
В сфере дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования города занято около 13 тыс. человек.
Медицинские услуги населению города предоставляют 10 муниципальных и 9 окружных учреждений здравоохранения.
В медицинских учреждениях города работает более 1,5 тысяч врачей и более 4 тысяч среднего медицинского персонала.
Сеть учреждений культуры и искусства города Сургута представляет собой уникальный комплекс, ориентированный на удовлетворение культурных и духовных потребностей горожан, развитие и реализацию творческого потенциала городского сообщества, обеспечение равного доступа к культурным и духовным ценностям. Сургутяне могут гордиться своими музеями. Краеведческий музей открыт 45 лет назад. Совсем еще молод Сургутский государственный художественный музей, где заложены основы коллекции русской живописи и графики XIX-XX веков, современного искусства Сибири, северной скульптуры, декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Храм. г. Сургут. ХМАО.Сеть учреждений культуры города включает: 88 библиотек с книжным фондом 2,17 млн.экземпляров, в том числе 12 массовых городских библиотек; 2 музея (краеведческий, художественный); художественную галерею; историко-культурный центр; парк культуры и отдыха; 7 учреждений культурно-досугового типа вместимостью 1,5 тыс.зрителей; 3 кинотеатра; филармонический центр; государственный музыкально-драматический театр на 600 мест; дирекцию городских культурных программ; 8 учреждений дополнительного (эстетического) образования с количеством учащихся 2,1 тыс.человек; художественную студию “Ракурс”; более 100 самодеятельных коллективов.
Спорт был и остается важным способом формирования здорового духа в здоровом теле. Такие спортивно-оздоровительные комплексы, как "Дружба", "Факел", "Нефтяник" известны далеко за пределами города, в них проводятся спортивные состязания высокого уровня. В 2006 году к ним добавился многофункциональный спортивный комплекс «СПАРТА». Начато строительство ледового дворца спорта и стадиона.
Всего в городе функционируют 344 спортивных сооружений, в том числе: 125 спортивных залов, включая спортивные залы предприятий и учреждений. В 9 учреждениях дополнительного образования занимаются более 9 тысяч детей и подростков. Всего численность занимающихся физкультурой и спортом по городу более 64 тысяч человек.
Сургут - это молодежный город, в котором проживает около 86 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. В городе создана сеть учреждений, занимающаяся молодежно-подростковыми проблемами. На сегодняшний день она включает 20 молодежно-подростковых клубов, учебно-тренировочный центр “Барсова гора”, центр технических видов спорта, цех шелкографии и полиграфии, швейно-вязальное производство, пневмоформовочный цех, молодежное кафе.
В городе действует сеть социальных учреждений: Геронтологический центр, "Центр социальной помощи семье и детям "Зазеркалье", Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "На Калинке", "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добрый волшебник", "Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства "Альтернатива", «Комплексный центр социального обслуживания населения «Городская социальная служба» и другие.
Сургут - это во многом уникальный российский город со своим обликом, характером и образом жизни. Город, заложенный четыре века назад и преображенный в течении нескольких последних десятилетий трудом приехавших сюда людей, может служить символом современного сибирского Севера. Края сурового, но богатого и быстро развивающегося.

http://www.admsurgut.ru/about.php?ttop=295967