| |
Редколлегия

Михаил КАНЕВ

 

Михаил Канев. "Вкус ягоды ямальской". Губкинский. ЯНАОМихаил Васильевич Канев родился 19 ноября 1956 года в городе Салехарде. Закончил художественное отделение Салехардского Межокружного училища культуры и искусств, художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького.
Более 20 лет работал педагогом художественного отделения Межокружного училища культуры и искусств, в дополнительном образовании города Салехарда. Ввел в программу обучения искусство резьбы по кости.
С 2003 по 2005 годы руководил Культурно-досуговым центром «Наследие». В данное время руководит центром развития туризма в городе Салехарде, где также занимается пропагандой художественного творчества в городе и округе.
В 2000 году награжден Знаком «Почетный работник общего образования РФ».
В 2005 году принят в члены Союза художников России, стал лауреатом специальной премии губернатора ЯНАО за успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера.
В 2006 году М.В. Каневу присвоено звание «Народный мастер декоративно-прикладного искусства ЯНАО».
Известный ямальский художник, живописец, график, скульптор, работающий в различных жанрах декоративно-прикладного искусства.
Дипломант и лауреат российских и международных конкурсов и фестивалей.
Художник сотрудничает с ямальскими писателями, иллюстрирует альманах «Обская радуга» и журнал «Северяне».
Автор стихов и рассказов, эпиграмм и легенд Михаил Канев воспевает в творчестве свой город и край Ямал, свою малую родину. Работает над созданием галереи картин, посвященной истории Салехарда и округа.
«Заглядывая в глубь веков и тысячелетий, я пытаюсь узнать богатейшую историю Ямала, беззаветно и преданно мною любимого, и донести ее до молодого поколения. Ведь если мы не узнаем прошлого, то не сможем понять настоящее и предвидеть будущее», – говорит Михаил Канев

наверх

"Вкус ягоды ямальской" - 6

За семь лун

Сказка

Рисунки Михаила Канева

Михаил Канев. За семь лун. Альманах "Вкус ягоды ямальской". Губкинский. ЯНАО. Губкинская ЦБСДавно это было. У самого края земли на берегу студеного моря жил народ. Когда наступало короткое северное лето, мужчины ловили рыбу в реках и озерах, охотились на птиц, делали новые нарты для аргиша или чинили старые. А женщины тем временем собирали ягоды и выделывали шкуры, из которых потом шили одежду и зимнее покрытие для чума.
Дети росли крепкими и здоровыми, с малолетства помогали родителям по хозяйству.
Но самым главным занятием людей было пасти северных оленей, каслать по тундре в поисках ягельных пастбищ для стада.
Олень для человека был пищей и одеждой, транспортом и домом. Без него люди не смогли бы прожить в суровом краю, где зимой наступала полярная мгла. Большую часть года мели метели да трещали жгучие морозы. Худо было бы человеку без оленя, он бы просто не смог жить в этом царстве льда и снега.
А еще люди свято чтили законы предков и поклонялись своим божествам сядэям.
По пути аргиша при каслании устраивали капища , священные места, и приносили в жертву белого оленя главному и доброму богу Нума-Вэсако , который жил на седьмом небе и заботился обо всем живом на земле. Оберегал от злого бога тьмы Нга людей и птиц, животных и растения и следил за тем, чтобы на земле были счастье и любовь, а человек не брал от природы больше, чем ему нужно.
Однажды в тихую зимнюю ночь, когда звезды светили особенно ярко, а по всему небу разыгрались цветные сполохи северного сияния, в одном стойбище, в чуме хозяина стада пасущихся в тундре оленей, родился мальчик. Родители сразу нарекли его именем Вэнго, что означает спаситель стада оленей.
Отец был очень рад рождению наследника, теперь было кому передать на старости лет свое многочисленное стадо. До рождения сына у него было три дочери.
Мальчик рос весело и беззаботно, сестрицы заботились о нем. Чтобы он стал настоящим мужчиной, дедушка учил его мастерить нарты, стрелять из лука и набрасывать тынзян на хорей . Многим премудростям еще учил его дедушка. По вечерам перед сном рассказывал былины и сказки, в которых добрые духи, помощники Нума-Вэсако всегда побеждали злых помощников Нга. Нум живет на небе. У него очень много дел на его небесном пастбище. Нга живет под большим серым камнем, на дне глубокой пещеры у черного озера, боится света и придумывает, что бы такое натворить на земле, когда Нум-Вэсако очень занят бывает.
Михаил Канев. За семь лун. Альманах "Вкус ягоды ямальской". Губкинский. ЯНАО. Губкинская ЦБСНезаметно прошли годы. Мальчик подрос. Когда ему исполнилось семь лет, сестры попросили отца в весенний отел подарить Вэнго маленького олененка авку . Хозяин так и поступил. Взял у безрогой оленихи белого как снег малыша и подарил его сыну.
Обрадовался мальчик подарку, обнял его, сразу понял, что полюбил его как родного брата и не расстанется с ним никогда. С той поры стали они жить вместе в чуме. Мальчик стал заботиться об олененке. Когда они вдвоем бегали по тундре, Вэнго не давал пастушьим собакам обижать малыша. Он кормил его хлебом и прятал в чуме летом от комаров, а зимой от сильных морозов. Крепко они привязались друг к другу.
Время шло, мальчик подрастал и незаметно стал юным и сильным богатырем. А из маленького пушистого и белого авки вырос большой и красивый олень с ветвистыми рогами.
Но вот однажды так случилось, что Нум-Вэсако далеко откаслал по своему небесному пастбищу на нарте, запряженной в трех огромных белых быков с рогами, достающими до звезд. Прознали про то злые духи и сообщили своему богу тьмы Нга. Приказал Нга духам поднять на земле бурю невиданной силы. Разыгрался по тундре такой ветер, что олени летали как осенние листья деревьев. Только чум оставался стоять на месте, потому что его занесло сугробом по самое дымовое отверстие.
Шесть дней и шесть ночей бушевала пурга, наконец, утихла. Злорадствует Нга, ликуют его помощники духи, что погубили всех оленей, не скоро сюда придут другие олени. А за это время люди умрут от голода и замерзнут от холода.
Делать нечего, откопались люди из под снега, вылезли из чумов и горюют. От горизонта до горизонта белая гладь. Вылез и авка из чума, есть захотел. Стал бить копытом снег, чтоб достать ягель, да где там, сугробы такие крепкие и глубокие, что копыта отскакивают от них, как от льдин.
Увидели злые духи, что еще один олень остался, да еще такой большой и красивый. Опять сообщили Нга. Приказал тогда бог тьмы украсть оленя и доставить к нему в пещеру к черному озеру.
Опять поднялся большой свист и вой. Только теперь слуги тьмы закружили хоровод и подняли столб из снежной пыли до самого неба. И столб этот двинулся прямо на стойбище. Не успели люди опомниться и спрятаться, как закружил их этот вихрь, оторвал от земли и бросил, а авку унес. Видать боялся Нга погубить людей сразу, знал, что вернется Нум-Вэсако, тогда совсем худо ему будет, придется еще глубже под землю прятаться.
Принесли злые духи белого оленя в пещеру на Черное озеро, а Нга ему говорит:
- Тебя люди наверно уберегли, чтобы отдать Нуму в упряжку. Так вот, будет по-моему. Ты будешь в моей упряжке. Я соберу большую упряжь черных оленей, буду разъезжать по тундре и властвовать над всем, а Нум пусть погоняется за мной. А пока сиди и жди.
Приказал Нга духам схватить оленя и окунуть в Черное озеро. Стал авка черным, как уголь в погасшем огне.
Тем временем растерянный Вэнго бегал меж верхушек занесенных чумов, заглядывая внутрь, искал авку. Людям было больно и горько на него смотреть. И тогда дедушка подошел к нему, взял его за руку и сказал:
- Посмотри, недалеко от стойбища виднеется верхушка чума. Там живет старый седой шаман. Пойдем, откопаем его, пусть он покамлает и укажет путь, как найти авку.
Так и сделали.
Долго камлал шаман, прыгал, кричал и трясся, наконец, упал, как подстреленная птица, и замер. Очнувшись, присел и тихим голосом сказал:
- Нужно тебе, юноша, отправляться в дорогу за семь лун. Пойдешь к большому серому камню, там найдешь вход в пещеру, только ничего не бойся. А чтобы силы не покинули тебя, возьми вот этот волчий клык и повесь его на шею. Возьми хорей и тынзян в дорогу.
Делать нечего, встал Вэнго на короткие лыжи, обшитые оленьим камусом, привязал к поясу кожаный тынзян, взял у отца хорей и, не оборачиваясь, пошел в ту сторону, где из-за горизонта выплывала огромная луна. Мужчины стояли молча, а женщины тихонько плакали, особенно плакали его родные сестрицы. Только отец и дед стояли, гордо подняв головы, и смотрели вслед уходящему Вэнго.
Долго он шел, уже пять раз насчитал, как выплывала рыжая луна. Уже верхушки серых гор стали виднеться. Решил отдохнуть, присел на сугроб и сразу уснул. Вдруг что-то сильно кольнуло его грудь. Он вскочил и решил: «Нет, не буду больше отдыхать, пока не найду авку. Чуть шестую луну не проспал». Так прошел Вэнго семь лун и стал уже подходить к большому серому камню, сложил ладони и окликнул авку. Услышал Нга, выглянул из пещеры, тем и выказал себя. Совсем не ожидал постороннего увидеть. Отдыхал себе, да нежился, сил набирался на худые дела, а духи, его слуги, вообще спали мертвым сном. Как заорет Нга истошным голосом, да так, что горы затряслись:
- Как это так, какой-то мальчишка подошел незамеченным к самым моим владениям.
Проснулись злые духи и давай метаться, не знают, что делать. Нга вопит, что есть силы, духам приказывает:
- Раскрутите его, поднимите и бросьте о серый камень.
А духи и рады стараться, опять затеяли свой хоровод, подняли снежную пыль столбом. Только Вэнго не растерялся, размахнулся и воткнул хорей в сугроб, да так, что одна макушка торчит. Привязался он тынзяном к хорею покрепче, зажал в ладонях волчий клык и сказал:
- Будь что будет, с места не сойду.
Такой ураган поднялся у серого камня, такой свист и вой. А Нум-Вэсако в то время как раз с далеких звездных пастбищ возвращался. Смотрит Нум - ничего понять не может. У пещеры Нга духи бесятся, да так, что ничего не видно. Бог тьмы от злости лопается, духи из последних сил выбились, тоже заметили, что Нум на них с неба смотрит. Испугались, запрыгнули в пещеру, нырнули в Черное озеро, спрятались на дне. Даже трястись сил не стало, сидят тихо. А Вэнго вошел в пещеру, сразу узнал авку, хоть он и почернел. Обнял его и повел домой.
Нум-Вэсако все знает про людей и про животных. Сразу понял, в чем дело, улыбнулся и пролил на землю теплый дождь, да освятил солнцем.
Авка вернулся в стойбище белым оленем. Большие снега растаяли, и появилось много озер на этой земле. Может это и к лучшему, потому что и олешек тоже стало больше, есть хоть им где водицы испить.

* Вкус ягоды ямальской-6 *

 

 

Все тексты в нашей библиотеке предназначены только для личного использования.
Любое коммерческое использование текстов категорически запрещается.
Все права защищены. 2005-2014
Контактная информация