л
Информационный, образовательный, культурный центр города Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа
ЯПоиск по сайту  
   
 
   

 

Апрель

В ЯНАО


7 апреля

65 лет со дня рождения  Александра Михайловича Спирина (1947), председателя Городской Думы муниципального образования г. Салехард.


12 апреля

30 лет назад (1982) создано нефтегазодобывающее управление "Суторминскнефть" г. Муравленко.

 

История нефтегазодобывающего управления "Суторминскнефть"


Нефтегазодобывающее управление "Суторминскнефть". ЯНАО.История современного Филиала «Муравленковскнефть» начинается открытием поисковой скважины №31, пробуренной Аганской нефтеразведочной экспедицией 30 августа 1975 года на Суторминском месторождении.
В 2007-ом году на этом месте, недалеко от города Муравленко, был открыт памятный знак, который часто посещают жители и гости  города.
12 апреля 1982 года выходит приказ о создании нефтегазодобывающего управления «Суторминскнефть» для разработки одноименного месторождения, названного в честь его первооткрывателя Евгения Васильевича Сутормина. Тогда предполагали, что начинают работу на втором Самотлоре, поэтому ставили амбициозные цели - к 1985-му году довести объем добычи до 30 млн тонн нефти в год. Первым начальником местных нефтяников стал Фарит Шарифуллин.
Параллельно с наращиванием добычи «черного» золота стахановскими темпами строился поселок «Муравленковский», находящийся на балансе нового нефтегазодобывающего управления. К 1990 году поселок станет городом, благополучие в котором в большой степени обеспечивают нефтяники. Руководство предприятия лично объезжало объекты молодого города  и контролировало строительство объектов, создаваемых для удобства жизни своих сотрудников.
2 августа 1985 года для ввода в разработку Муравленковского, Барсуковского и прилегающих месторождений было создано НГДУ «Муравленковскнефть». Его первым руководителем стал Александр Рашкевич – под его руководством началось интенсивное обустройство нефтяных месторождений.
Большой вклад в развитие промысла внесли его первые руководители: Александр Минченко, Борис Кошелев, Марсель Гафиуллин, Юрий Шульев и Михаил Ставский.


http://mn.gazprom-neft.ru/about/history/


14 апреля

60 лет со дня рождения Анатолия Васильевича  Крылосова (1952), председателя Городской Думы города Ноябрьск.


19 апреля

День работников средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа.


20 апреля

80 лет со дня рождения Игоря Александровича Шаповалова (1932), заслуженного строителя России, почетного гражданина ЯНАО, первооткрывателя ямальских месторождений.


22 апреля

65 лет (1947-1955) с начала строительства «Мертвой дороги» – железной дороги Чум-Салехард-Игарка.

 

История строительства

Сторожевая башня.Строительство железной дороги 1947 год.Строительство началось в 1947 году. На сооружении дороги работало до 80 000 человек. В строительство было вложено 42 млрд рублей.
В 1947-м планировалось построить порт на мысе Каменном, п-ов Ямал. Для этого требовалось построить туда железную дорогу от Печорской магистрали, но строить морской порт начали одновременно с железной дорогой ещё до разработки самого проекта. Вообще вся стройка 501, 502, 503 велась в отсутствие проекта по причине крайне малого срока, отведенного на сдачу дороги. Проект разрабатывался одновременно со строительством лагерных пунктов вдоль предполагаемого маршрута дороги и одновременно с проведением земляных работ по отсыпанию полотна заключенными ГУЛАГа, в результате чего проект корректировался по факту. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331-сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого посёлка, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту. К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги, и, расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь - Иртышского бассейна. Строительство морского порта на мысе Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард - Лабытнанги строительно-техническую базу. За 1947-1949 гг. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в поселках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс-Каменный. Заключённые соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году "502-я" стройка прервала возведение секретного объекта.
В 1948-1949 гг. центр тяжести железнодорожного строительства в Сибири был окончательно перенесен на сооружение линии "Чум - Лабытнанги".
Однако, от самой идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Над поиском нового места для строительства порта и судоремонтного завода работала целая комиссия. Было выдвинуто предложение перенести строительство порта в район Игарки, для чего требовалось продолжить линию "Чум-Лабытнанги" на восток до пос. Ермаково на левом берегу Енисея. Игарский порт на правом берегу Енисея и будущий Ермаковский на противоположном берегу были бы примерно одинаково доступны для речных судов и крупного морского транспорта. Выход железной дороги на стык морских и речных коммуникаций обещал возможность создания в районе Игарка - Ермаково крупного транспортного узла. Экономически этот проект был более выгоден, чем предыдущий (северный). Развитие линии в восточном направлении создавало реальные предпосылки для установления надёжной транспортной связи северо-восточных районов Сибири с индустриальными центрами страны, для развития Норильского горно-металлургического комбината Постановлением Совета Министров СССР №384-135-сс от 29 января 1949 г. место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: "Салехард-Игарка". Видимо, 29 января 1949 г. можно считать началом второго этапа возведения железной дороги "Чум-Салехард-Игарка" т.к. дорога приняла иное, отличное от первоначального замысла направление. Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 года изыскания и проектирование морского порта в г. Игарка и комплекса сооружений при нём было поручено Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) при Совете Министров СССР.
Связь строителей с управлениями поддерживалась сначала по радио, а затем по столбовой телефонно-телеграфной линии, протянутой зэками от Салехарда до Игарки вдоль предполагавшейся трассы.
В марте 1953 года, после смерти И. В. Сталина, была объявлена амнистия и освобождена основная масса заключённых. 25 марта 1953 правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. Построенные участки оказались заброшенными.
Четыре железнодорожных парома («Надым», «Заполярный», «Северный» и «Чулым»), построенных для переправы через р. Обь и р. Енисей, после закрытия стройки 501 и 503 некоторое время работали на нужды Севера, а потом были отправлены на Чёрное море для работы на керченской паромной переправе.

Весной 1953 года, почти сразу после смерти Сталина, было принято решение о прекращении строительства. Сначала его хотели законсервировать, и работы по консервации продолжались два месяца. Затем, подсчитав стоимость консервации, её также прекратили, и стройку решили просто бросить. Часть оборудования и техники была вывезена, часть оставлена на месте. Брошенное оборудование и инвентарь портили, чтобы его уже никто не смог использовать. Разрезали автогеном паровозы, жгли в топках валенки, протыкали дырки в мисках, рубили топорами сапоги.

В 1957 году, спустя четыре с половиной года после того, как строительство было остановлено, западный участок трассы от Салехарда до Надыма обследовала экспедиция Ленгипротранса с целью определения состояния железнодорожного полотна. Экспедиция пришла к выводу, что примерно треть длины построенных путей участка совершенно не пригодна для движения поездов, требует серьёзного ремонта насыпи и переделки десятков мостов, выпучивание которых достигало огромной величины - около полуметра. Из построенных сооружений продолжала действовать только столбовая телефонно-телеграфная линия Салехард - Игарка - Норильск, переданная к тому времени из ведения МВД в ведение Министерства связи СССР. Работники линейных контрольных пунктов надзора, расположенных через каждые 30 километров, своими силами ещё поддерживали сохранившиеся участки трассы в состоянии, допускающем проезд дрезин с облегченными платформами, используя трассу для заброски на линию в летнее время продовольствия и оборудования.

— Мёртвая дорога, часть 2. А. ВОЛОГОДСКИЙ, К.ЗАВОЙСКИЙ. 1992

http://ru.wikipedia.org/wiki/


28 апреля

30 лет  (1982) со дня образования города Ноябрьска.